mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Портреты России: Анна и Иван, артисты балета



«Портреты России» — проект PublicPost public_post — это взгляд на страну глазами ее жителей.

Сегодня мы живем в аквариуме — видим мир через кривую оптику, как рыба из своего круглого стеклянного дома. Москвичи в своем аквариуме, деревня — в своем, офисные работники, государственные служащие, военные, мигранты и так далее — у всех есть своя ниша, своя оптика и своя Россия. Страна, в которой мы живем, состоит из множества разных, бесконечно непохожих друг на друга стран — и все-таки это именно одна страна и одно общество.

Чтобы увидеть эту страну, мы записываем рассказы самых разных людей. Они происходят из разных мест и социальных слоев, у них разный достаток и разный уровень образования. У этой истории нет конца: сколько людей — столько и Россий. Житель горного села в Осетии рассказывает, как он построил маленькую электростанцию и бесплатно делится с соседями собственным электричеством. Похоронный агент ненавидит людей за то, что те не оплакивают своих покойников, а впопыхах ищут тайники. Старик, который поет у метро советские песни, рассказывает, как он приехал в Москву из Тамбова с баяном, чтобы собрать деньги на лечение больной жены, и завоевал сердца москвичей.

Каждый рассказчик рисует свой портрет. Портреты России — это не портреты россиян в исполнении журналистов PublicPost. Это галерея портретов страны, созданных нашими собеседниками. Они рассказывают про себя и про то, в каком мире они живут. Множество этих жизней — это и есть та самая Россия.

Анна и Иван, артисты балета

Анна и Иван — танцоры балетных трупп — про современный российский балет и все, что ему сопутствует: труд, интриги, травмы, служебные романы, геев в Большом и нападение на балетмейстера Филина.


Про то, как попадают в балет

Иван: Я в балете уже 16 лет. Мне было 9 лет, когда я стал заниматься балетом. Обычно в балет приходят даже раньше — с 6-7 лет. Сначала дети ходят на подготовительные занятия, а потом уже поступают в училище. Перед училищем я занимался в коллективе самодеятельности. В училище меня уже взяли без проблем. Сейчас в балет рвутся в основном девочки. Девочек примерно в два раза больше.

Я отучился в Воронежском училище 8 лет. Там на 9 девочек сегодня приходится 1 мальчик. После училища я год работал в Воронежском театре, а потом уже приехал в Москву. В театр меня взяли, когда мне было 17 лет. Приняли как несовершеннолетнего, но я работал на полную ставку. Нужна была только справка от родителей, что они согласны, чтобы меня эксплуатировали на полную катушку.

Анна: Я танцую с трех лет. Родители у меня фигуристы — в 2,5 года уже поставили меня на коньки, но я никак не хотела скользить по льду: постоянно вставала на пальчики и ходила на зубчиках — как на пуантах. Ну и все говорили: "Балеринка, балеринка". Мама какую-то пачечку купила, как куклу меня нарядила и отправила в балетную школу. А мы тогда жили в Англии... Я в той школе даже считалась одной из лучших. А потом уже в России поступила в Государственную академию хореографии. Мне вполне хватило своего детства. Я не ущемлена ни в чем. Может быть, я таким ребенком была, которому не нужно было гулять...

Про то, как попасть в Большой

Анна: В советское время было распределение, и балерин могли отправить в какие-то региональные театры. А сейчас все зависит только от тебя — можно пробоваться туда, куда хочешь. Ты можешь совершенно спокойно прийти на отбор, "просмотр" — там все кучей стоят: сначала делаешь станок, тебе говорят: "Проходишь дальше", потом выходишь на середину — делаешь движение, после этого тебе тоже говорят либо "Прости, уходи", либо "Оставайся", затем показываешь им прыжки... И вот так постепенно люди отсеиваются, и под конец остается человек пять из 35. В кордебалете очень важна фактура — длинные ноги, чтобы высокая была, ну и симпатичная. На лицо тоже очень смотрят, кстати. Внешность немаловажна, особенно для Большого театра, я это поняла. Стараются посимпатичнее брать — видных девчонок. А когда попал в театр, дальше уже выбираешь сам — либо устраивает тебя кордебалет, либо пытаешься выкарабкиваться дальше.

Про интриги

Иван: Когда ты приходишь в новый коллектив, то понимаешь, что на сольные партии тебя сразу не поставят. Даже если ты к ним готов. Во-первых, потому что это может сильно испортить отношения с теми артистами, которые работают не первый год. А если молодой артист по какой-то причине пробивается, к примеру, если у него есть знакомства, то артисты это воспринимают в штыки. Бывает, что такой человек работает как в изгнании, то есть он, конечно, в коллективе, но с ним никто не общается. Если ему так и не удалось влиться, то приходится увольняться.

Есть и другие способы изолировать неугодного артиста. Битое стекло в пуантах — это не миф. Такое правда бывает. Я работал в детском музыкальном театре, там все было не так жестко: все на уровне зависти и козней, интриг. Это может быть простая зависть, что тебе не дали партию, или любовный треугольник.

В более серьезных местах, типа Большого театра, битое стекло — вполне реальная история. Есть и другие методы, например, натереть костюм изнутри специальной мазью, которая жжет кожу. Ты ничего не знаешь, надеваешь костюм, а потом во время танца тело нагревается, кожа становится особенно чувствительной, а от этой мази нестерпимая боль.

Еще, бывает, подрезают на балетках резинки, которые удерживают их на ноге. Могут чуть-чуть резинку подрезать, а во время танца она рвется от напряжения, и обувь может слететь.

Анна: Раньше, когда я только пришла в Большой, я надела розовые очки и подумала, что вот сейчас все-все-все будет, что у меня все получится. А потом начала сталкиваться с этими глухими стенами, которые ничего не пропускают...

Вообще, всякие слухи ходят, что подняться можно разными способами. Иногда дают кому-нибудь роль, и ты думаешь: "Ну как же ей это дали? Почему ей?" Бывает, что кто-то попросил. Может педагог пойти и попросить, такое тоже бывает. Объяснений нет, можно только догадываться. Но я верю, что труд всегда вознаграждается. Может быть, я буду дольше чего-то добиваться, но зато это будет точно только моя победа. Это сложнее, это дольше, но мне это приятнее.

Про деньги

Иван: Сейчас ситуация такая же, как 5-7 лет назад. В средних коллективах у ребят в кордебалете за один спектакль выходит примерно 50-70 долларов. Это очень мало. Хотя некоторым вообще платят по 40 долларов за спектакль. Дальше зависит от того, что танцуешь: если что-то более сольное, то это уже 80-150 долларов. Ведущим актерам по-разному платят в разных коллективах — может быть 200-250 долларов.

В Большом ситуация тоже печальная. У них есть постоянная ставка, где-то в районе 10 тысяч рублей. У них еще есть грант — государственная поддержка театра. Зарплата зависит от количества партий, в которых ты танцуешь. Если танцуешь нормально, то средняя зарплата — 50-70 тысяч. Даже артисты Большого могут получать 25-30 тысяч. Бывает так, что людей выкидывают на второй-третий план и они практически не танцуют, в запасе сидят. Поэтому даже если ты солист, ты можешь быть постоянно в запасе, как бы на всякий случай, и получать копейки. Поэтому сейчас многие люди увольняются. Даже из Большого один знакомый перешел в театр Станиславского, потому что он уверен, что в "Стасике" ему дадут танцевать. А в Большом он проработал примерно пять лет.

Анна: Наша зарплата складывается из гонораров за выступления — чем больше танцуешь, тем больше получишь. Но есть еще и всякая подработка, "халтура" — выступления на каких-то мероприятиях, частных корпоративах. Если это не залезает на время работы, то никто не запрещает.

Штрафуют нас только в крайних случаях — если не пришел на спектакль без уважительной причины. Один раз у нас на гастролях ребята проспали выезд. Пришлось уезжать и танцевать без них. Вообще, часто такое бывает, что кто-то кого-то заменяет — почти каждый спектакль.

Про раннюю пенсию и жизнь после балета

Иван: Стандартный рабочий стаж — 20 лет. То есть танцуют где-то до 40 лет, а потом на пенсию. Кто-то заранее учится и получает новую профессию. Кто-то ничем, кроме балета, не занимается. У нас есть ребята, которые пошли учиться в институты в возрасте 30-35 лет. Некоторые, правда, даже после 40 продолжают танцевать. Либо просто складывается отчаянная ситуация, что некуда податься, ничего больше делать не умеют. Часто артисты остаются при театре: в роли педагога, помощника режиссера или даже монтировщика сцены. Мастера продолжают танцевать, потому что не могут жить без сцены. Майя Плисецкая, например.

Анна: Кто-то, кто раньше подсуетился, заранее получает второе высшее. И уходит вообще в другую профессию — становится дизайнером, юристом, адвокатом... А кто-то начинает преподавать фитнес, например, или йогу... У меня пока вообще нет высшего образования, никак не могу себя заставить. Думаю, у меня пока еще есть время подумать.

Про форму, алкоголь, курение и пьяных артистов

Иван: Никаких дополнительных занятий спортом нет: нагрузки и без того такие, что мало не покажется. Ежедневно проходят специальные классы, разогревающие артистов. Один выходной в неделю. В Москве — это понедельник (исключение — театр Станиславского, там вторник), в Питере — вторник. На диетах артисты никогда не сидят. Они вообще едят куда больше обычных людей. Не толстеют за счет нагрузки.

Артисты пьют и курят очень много. Тело артиста балета натренировано, поэтому курение не мешает танцу. Молодое тело вообще держится очень долго. Могут всю ночь тусить, потом прийти на репетицию никакие, выпить энергетик — и на сцену.

На гастролях вообще пьют постоянно практически все, кроме тех, кто заинтересован в карьере. Потому что артиста, который хорошо погулял, видно сразу. А педагогам это не нравится, значит человек не работает над собой, как ему после этого можно доверить ведущую партию? Это большую роль играет.

В некоторых коллективах за пьянство штрафуют. На гастролях могут штрафануть на 5-10 долларов. А если ты приходишь пьяный на спектакль, то могут все 70 евро, положенные за спектакль, с тебя снять. Так можно подставить других артистов, например, если ты стоишь в дуэте: можно самому упасть и партнершу не удержать. В таких ситуациях чаще всего вызывают запас, и кто-то становится на место артиста. Бывали случаи, когда даже ведущие артисты выходили на сцену под градусом. Даже в советской истории такое было. Рассказывают, что Александр Годунов и Владимир Кузьмич Кушников выходили на сцену пьяные. За кулисами еле стоит на ногах, шатается, а тут звучит его музыка, с ним происходит что-то невероятное, он выходит на сцену и показывает высший пилотаж, потом возвращается за кулисы и опять начинает шататься. За кулисами театра можно много интересного увидеть. Как артист после сложнейшей вариации выбегает за кулисы, падает, ему тяжело дышать, он матерится, а выход через 30 секунд на сцену. Он выбегает счастливый, улыбающийся и продолжает танцевать.

Анна: Самое трудное — вставать на класс каждое утро. А если хочешь сохранить форму, нужно это делать. Но это же невозможно! Такая рутина. Просто ужасно... Но если ты плохо выглядишь, если ты пухлый, например, то тебя просто не будут ставить — постепенно просто снимут с репертуара и все. Даже разговора не будет... Но ем я все, что хочу. Не могу себя лишать этой радости.

У нас есть холодильник в раздевалке — там всегда стоит какое-нибудь шампанское... Вчера вот шампанского не хватило, но у нас оставалась текила — ну и мы себе по чуть-чуть после спектакля. А спектакль-то очень сложный. Мы уже никакие... Надо же как-то расслабиться. Даже для мышц это хорошо — они сразу отпускаются.

Про травмы и безопасность

Иван: Профессия очень травмоопасная. Люди постоянно калечатся, это нормально. Даже профессионалы, которые наизусть знают свое тело, поскальзываются и ударяются. Многое зависит от пола: насколько он скользкий и неровный. Часто во время гастролей приходится выступать в старых неотреставрированных театрах. Артисты перед спектаклем выходят на сцену и просматривают все неровности. Если в каком-то месте неровность, ее помечают пластырем, что сюда становиться нельзя.

Все зависит еще от софитов, которые светят в глаза артистам. Бывает иногда, что на софиты забывают повесить фильтр, который смягчает свет, и они просто ослепляют артистов. Ты просто теряешься на сцене, может закружиться голова и можно упасть. У меня такое было.

Часто спина "летит", тогда артист выходит из строя на несколько месяцев. Это очень много. Он, конечно, будет получать оклад, но это копейки. Больничный у нас практически не оплачивается. Артист сидит дома, восстанавливает спину, покупает дорогие мази, а в это время ничего не получает. Такое бывает постоянно.

Мне рассказывали историю: один ведущий артист сломал ногу, травма была серьезная, он месяца два восстанавливался, потом снова начал репетировать. И в первый же его выход на сцену после этого перерыва он падает и ломает вторую ногу. Такое тоже бывает.

Анна: Я не берусь судить, но в отремонтированном Большом не всех все устраивает — далеко не всех. Но мы ничего не можем поделать с этим, к сожалению. На рабочую сцену нам не всегда кладут подстилку — специальную, амортизирующую — а без нее, когда мы танцуем, у нас позвоночник в копчик, в трусы слетает. Особенно у мужчин — они же высоко прыгают. А приземляться на эту жесткую поверхность невозможно — обязательно нужна эта подушка деревянная. А рабочие не всегда ее кладут. Мы совсем этого не понимаем, эти их дебильные отговорки.

Про романы и геев в балете

Иван: Служебных романов много. Балетный мир очень тесен, все друг друга знают. Если парень встречается с ведущей балериной театра, то его начинают двигать по карьерной лестнице. Каким бы кривым-косым он ни был, над ним начинают работать. Это сильно сказывается на положении. Хотя иногда это не помогает. Все решают пристрастия художественного руководителя.

Считается, что в балете все мужчины — геи. Это миф. В большинстве театров в труппах почти нет геев. Танцоры вообще страшные бабники. Единственное исключение — это Большой. Там две трети — геи.

Анна: Количество поклонников у балерин зависит от того, как себя поставить. Кто более доступный — у тех много поклонников. Очень много. Разных — и простых, и непростых. Есть и богатые, и всякие...

За границей много геев, там почти все геи. Но у нас не все. Есть, конечно, но очень мало. У нас все настоящие мужики! Но у них другие проблемы — они тоже не без странностей. Мы же постоянно смотримся в зеркало, у нас из-за этого нарциссизм развивается. И у мужчин в особенности — многие ужасно на себе помешаны. У девчонок как-то меньше. Мы все время работаем, не обращаем ни на что внимания. А у них к тому же меньше работы, чем у нас, — они поработают два часа, и все уже: "Я устал, много работал, я не пойду никуда". Они просто в принципе меньше танцуют... У них меньше партий. А когда мы устаем, они говорят: "Ну, девчонки, ну пойдем куда-нибудь посидим, повеселимся — кафе, кино".

Про мертвые души в театре

Иван: В каждом театре есть мертвые души — люди, у которых в театре лежит трудовая книжка, они даже получают оклад. К примеру, из 60 артистов балета — 55 выходят на сцену, а остальные просто числятся. Они чаще всего приближены к начальству, поэтому их и держат. Иногда они появляются в театре, но делают самые простые вещи: встречают гостей в костюмах, например.

Про нападение на балетмейстера Большого Сергея Филина

Иван: Большой театр в наше время, скорее, связан с большими скандалами, чем с большим искусством. Что касается истории с Филиным, то тут есть разные версии. Говорят, что это любовные интриги. Но, может быть, его просто таким образом пытаются убрать с этого поста. Он выпал из работы как минимум на полгода, а Большой не может оставаться без худрука так долго. В любом случае какой-нибудь и. о. сейчас появится. На его место сейчас много желающих. Николай Максимович (Цискаридзе) тоже метил когда-то на это место. Но у него с Большим вообще довольно сложные отношения. Он пока еще там вроде числится (как педагог и артист), но ходят слухи, что может уволиться. Насколько я знаю, артисты Филиным были довольны. Но всегда есть недовольные, конечно.

Анна: После трагедии с Филиным обстановка в театре сильно изменилась. Общее настроение у всей труппы очень подавленное, постоянное ощущение какого-то гнета... Как будто что-то идет не так, что-то не получается. Выходишь на сцену, и нет того должного настроя — знаешь, что художественного руководителя нет, он на тебя не смотрит... Но у нас есть и. о. (на эту должность была назначена Галина Степаненко — прим. ред.).

Всех художественных руководителей кто-то любит, а кто-то нет. Еще не было такого худрука, у которого со всеми были бы одинаково хорошие отношения... Как и в любом коллективе — все не могут начальника любить. Кому-то он говорил "нет", кому-то "да", естественно, кто-то был с этим не согласен... Но Филин — очень светлый человек. Он умел и пошутить, и, когда надо, подбодрить. Мы все надеемся на его полное выздоровление и на то, что он как можно быстрее вернется в театр. По крайней мере Иксанов (директор Большого театра — прим. ред.) говорит, что никого другого, пока он не выздоровеет, на это место ставить не будут. Сегодня вот меня поставили на новую партию, вызвали на репетицию. Я подхожу и говорю: "А это официально?" А они: "Да, мы созвонились с Сергеем Юрьевичем, и он утвердил". Так что все вопросы решаются только через него.

Настолько страшных историй раньше никогда не было. Был недавно порноскандал — когда прошлый худрук (Юрий Бурлак — прим. ред.) ушел, заведующий труппы Геннадий Янин метил на его место. Все думали, что он, скорее всего, и будет новым худруком. Но буквально за несколько дней до объявления решения о назначении в интернет выбрасываются его фотографии порнографического содержания. И всем балетным (не только нашим, но и зарубежным) присылаются ссылки на эти фотографии. Это был шок для всех. Никто раньше и не знал, что такое может произойти. Понятное дело, худруком Янин не стал — сам подал в отставку.

Текст: Вероника Комарова, Аня Айвазян
Фото: Ацамаз Дзиваев/PublicPost
Tags: женщины, жизнь и люди, интервью и репортаж, искусство, кино и театр, мнения и аналитика, мужчины, нравы и мораль, общество и население, профессии и умение, регионы, родина и патриотизм, скандалы и сенсации, современность
Subscribe
promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments