mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Они делали экономику страны. Борис Бещев

Другие экономисты страны

Экономисты милостью Божьей: Борис Бещев

Де Фонгаллан, почётный секретарь Международных конгрессов железных дорог, в числе трёх великих коллег-современников назвал министра путей сообщения СССР Бориса Бещева (1903–1981). В советском правительстве 40–70-х он был единственным, кто бессменно занимал свой пост 30 лет. Какие бы «группировки» ни приходили к власти, высокий профессионализм министра ни у кого не вызывал сомнений. ©
~~~~~~~~~~~


Борис Бещев

Бещев внёс выдающийся вклад в развитие железнодорожного транспорта и экономики отрасли. Однако до сих пор не появилось труда, который бы подробно рассказал об этом незаурядном человеке и его заслугах.

Выходец из семьи рабочего-текстильщика, Борис Бещев начал трудовую деятельность в 16 лет в Поволжье, куда вместе с родителями переехал из Ярославской губернии. Уже в молодые годы будущий министр интересовался всем, что связано с железными дорогами, их экономикой и строительством. Этому способствовала и общественная деятельность. Бещев был председателем правления клуба железнодорожников на станции Батраки, затем – аналогичного учреждения при Сызранском узле. История путей сообщения России и зарубежья, специфика отрасли кропотливо изучалась в библиотеках. Именно в тот период был заложен фундамент феноменальных знаний и будущих идей Бещева.


Министр путей сообщения Б.П.Бещев (в центре) на совещании министров ОСЖД. 1961 г.

В 1930-м он поступает в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1935-м с отличием заканчивает.

Работая инженером, старшим инженером, заместителем начальника станции Ховрино Октябрьской железной дороги, предлагает ряд мер по усилению финансовой ответственности грузоотправителей и грузополучателей за соблюдение взаимных обязательств.

Приходит к выводу, что необходимо выделять почтово-багажные поезда в отдельный системный график и проводить еженедельный анализ причин, вызывающих дублирование перевозок и неполную загрузку составов.

Эти предложения Бещев направил тогдашнему наркому путей сообщения Лазарю Кагановичу. Тот одобрил с резолюцией (в августе 1936-го): «Надо бы помочь развить талант и исследовательские задатки у т. Бещева».


Ремонт железных дорог во время войны. 1943 год.

Уже осенью он переводится в центральный аппарат Наркомата путей сообщения (НКПС). Работает успешно, и в ноябре 1937-го, в возрасте 34 лет, назначается начальником Орджоникидзевской железной дороги. Здесь за реализацию новаторских предложений был награждён первым орденом Ленина.

Молодой начальник дороги не успокаивается на достигнутом, направляет главе правительства Вячеславу Молотову и Кагановичу подробное обоснование необходимости строительства «связок» между отдельными ветками Северного Кавказа – стратегически важного региона. Это ускорит перевозки и будет способствовать более эффективному прикреплению предприятий и отраслей к определённым маршрутам.

Инициатива была одобрена и большей частью реализована с конца 30-х к середине 70-х годов.

Некоторые проекты, правда, не были осуществлены, но сохраняют свою актуальность и в наши дни. Так, в 2012–2020 годы намечено строительство магистралей Волгоград–Элиста–Астрахань, Артезиан (юго-восток Калмыкии)–Будённовск.

Вызывает сожаление, что опять решено повременить с прокладкой предложенной Бещевым железной дороги Новороссийск-Туапсе, необходимой для сообщения между этими портами по кратчайшему пути (а не кружным – через Краснодар), да и по соображениям национальной безопасности.

С 1940-го прикрепление экономических объектов к определённым перевозочным маршрутам становится в СССР повсеместной практикой, что позволяет чётко соблюдать (более чем на 90%) график движения грузовых поездов.


Строительство железной дороги

Талант Бещева не остаётся незамеченным: его назначают на особо ответственные должности. Как особо уполномоченный НКПС он налаживает срочные военные перевозки по Октябрьской железной дороге во время финской кампании. А в конце февраля 1940-го утверждается начальником этой дороги.

В 1940–1941 годах по предложению Бещева были построены ответвления от главной магистрали (Ленинград–Петрозаводск–Кандалакша–Мончегорск–Мурманск) к ряду промышленных и портовых объектов, в том числе в районе Беломорско-Балтийского канала. Они сыграли важную роль не только при эвакуации населения и промышленных предприятий из Карело-Финской ССР, Ленинградской и Мурманской областей, но и в стабилизации фронта на этой территории.

Бещев становится особо уполномоченным Госкомитета обороны и НКПС СССР – сначала по Северному, а затем по Ленинградскому фронту. Стальные магистрали в этих регионах успешно справлялись и с перевозкой союзнических грузов (из Великобритании и Северной Америки) через порты Архангельск, Мурманск и Кандалакша.

Накопленный опыт помогает Борису Павловичу освоить новый ответственный участок работы: с марта 1942 года по инициативе наркома путей сообщения Кагановича он назначается начальником оперативно-эксплуатационного управления НКПС, занимается оперативной организацией эвакуационных перевозок и встречной доставкой войск и грузов в прифронтовые зоны.


Модернизация железных дорог. Новый электровоз. 60-е годы.

Одной из магистралей, которая выполняла эти функции, была Куйбышевская дорога – её с июля 1942-го до середины декабря 1944-го возглавляет Бещев. Под его руководством разработаны новые способы ускоренного формирования грузовых, пассажирских и почтово-багажных поездов, впоследствии получившие распространение по всей стране и применяемые поныне в республиках бывшего СССР.

24 ноября 1942-го Бещев отмечен орденом Трудового Красного Знамени, а в декабре такой же награды удостоена Куйбышевская дорога.

Под руководством Бещева, к тому времени замнаркома путей сообщения и начальника управления движения НКПС СССР, весной-летом 1945-го была проведена сложнейшая (с учётом требования скрытности) операция по переброске наших войск и вооружений на Дальний Восток для войны с милитаристской Японией. За эту работу Бещев 29 июля 1945-го получил воинское звание генерала и был награждён вторым орденом Ленина.

В марте 1946-го Бещева назначают первым заместителем наркома, а в июне 1948-го – министром путей сообщения СССР. На последующие 30 лет!

Это был период коренной реконструкции железнодорожного транспорта.

Во-первых, в массовом порядке стали внедряться тепловозы, а с 1960-х – и электровозы, увеличившие скорость и безопасность перевозок. Продолжалась, выйдя на новый этап, индустриализация страны. Многие виды электровозов и тепловозов СССР экспортировал более чем в 20 стран.

Во-вторых, внедрялись современные виды рельсов, шпал, различных железнодорожных и станционных устройств.


Внедрение современных видов рельс и шпал. 1965 год.

В-третьих, быстро развивалось производство новых типов грузовых, пассажирских и почтово-багажных вагонов. Современные модели цистерн и рефрижераторов позволили существенно повысить сохранность многих видов грузов, в том числе скоропортящихся. Бещев настоял на том, чтобы переаттестация специализированных вагонов осуществлялась каждые четыре месяца (а не раз в полгода, как раньше). Это было необходимо для предотвращения застоя в железнодорожном машиностроении.

К 1977 году электрифицированные линии составили более трети протяжённости сети. В 1950–1960-е практически с нуля был создан специальный вагонный парк, которого в СССР раньше не было: рефрижераторы, зерновозы, цементовозы, думпкары, двухъярусные платформы для перевозки автомобилей, вагоны-термосы. До сих пор около 15% общего парка России – грузовые вагоны РСФСР 70-х годов.

Министр активно выступал за развитие железнодорожной сети в Сибири и на Дальнем Востоке как составной части комплексного освоения этих регионов. В том числе – за возобновление строительства «Заполярного Транссиба» (Салехард–Надым–Уренгой–Игарка–Норильск–Якутск), прерванного весной 1953-го.

Бещев резонно полагал, что Транссибу и БАМу не удастся обеспечить спрос на перевозки в этих регионах. Ещё настаивал на увеличении числа стыковок со стальными магистралями других территорий страны – во избежание транспортно-экономической обособленности обширной азиатской части РСФСР. Эти предложения согласовывались с известными советскими экономистами – Некрасовым, Немчиновым, Хачатуровым, Федоренко.


Наши тепловозы экспортировались более чем в 20 стран

Но инициативы были реализованы лишь частично. Восточная Сибирь и Дальний Восток с середины 70-х рассматривались высшим советским руководством как главная экспортно-сырьевая база СССР. А такой подход не требовал комплексного развития транспортной сети. Между тем, в 2011-м строительство «Заполярного Транссиба» возобновилось …

Зато предложения Бориса Павловича по развитию транзитных мощностей Транссиба и пунктов его стыковки с Китаем, Монголией и Северной Кореей были реализованы в 1970-е – начале 1980-х, что позволило существенно увеличить международные перевозки.

Бещев справедливо полагал, что сохранение и развитие транспортного сотрудничества с Китаем – при тогдашней политической конфронтации – во-первых, понизит её уровень, во-вторых, поможет борьбе Вьетнама с агрессией США. Предложения по совместной реконструкции ряда станций в советско-китайском приграничье были одобрены на встрече Алексея Косыгина с Чжоу Эньлаем в аэропорту Пекина 11 сентября 1969 года. Реализация этих договорённостей помогла увеличить международный транзит через КНР и СССР. И сегодня прежние и новые пограничные станции в этом регионе справляются как с российско-китайским, так и с международным грузопотоком.

В 1970–1975 годах Бещев курировал перевозки военных грузов из СССР во Вьетнам через Китай. Здесь проявился дипломатический талант Бориса Павловича, постоянно контактировавшего с руководством министерства железных дорог КНР. Никаких перебоев в этих перевозках, возобновленных в 1970-м, не было.

По некоторым данным, за умение наладить взаимодействие с КНР Бещева представили было к правительственной награде. Однако появились подозрения, что министр якобы слишком симпатизирует партнёрам и, образно говоря, «бежит впереди паровоза». То есть успехи в советско-китайском транспортном сотрудничестве были восприняты как вызов тогдашнему характеру двусторонних отношений.


В фойе вокзала Ярославль-Московский был установлен бюст Бещева

Не нравилось и другое: Борис Павлович выступал против того, чтобы интеграция соцстран трансформировалась в ликвидацию ряда отраслей советского транспортного машиностроения (например, пассажирского и рефрижераторного). Урон от такой политики в 1970–1980 годы оказался настолько крупным, что эти отрасли начали восстанавливаться в России и других республиках бывшего СССР лишь в последнее десятилетие.

В основном по политическим причинам руководство СССР в 1960–1970 годах сделало ставку на импорт многих видов транспортных средств из ГДР, Венгрии, Польши, Чехословакии. Советский парк пассажирских вагонов более чем на 70% обновлялся импортом из Восточной Германии. Бещев же предлагал равномерно распределять производство между Советским Союзом и ГДР. Такого же подхода он придерживался и по отношению к рефрижераторам и вагонам-термосам, которые в 1970–1980 годы поступали в основном из Чехословакии, Польши и ГДР. Но эти рекомендации тогдашнее руководство СССР и Совета экономической взаимопомощи оставило без ответа.

Скорее всего, китайский и СЭВовский факторы стали причиной того, что Бещев за все 30 лет своей работы во главе НКПС-МПС не стал даже кандидатом в члены политбюро. Конфликты, да и недуги, «заработанные» на столь напряжённой работе, вынудили Бориса Павловича уйти в отставку в январе 1977 года. Спустя четыре года он скончался.

Лишь через 22 года, в 2003-м в фойе вокзала Ярославль-Московский был установлен бюст Бещева. Его имя присвоено Ярославскому электровозоремонтному заводу, у проходной которого открыта мемориальная доска. В родном селе Великое Ярославской области на здании школы также установлена доска в память о легендарном министре. А московский клуб «Локомотив» регулярно проводит футбольный турнир «Мемориал Б. П. Бещева».
Алексей Чичкин
«Файл-РФ»
Tags: биографии и личности, дороги и транспорт, ж/д, идеология и власть, история, мужчины, реформы и модернизация, россия, ссср, экономфинбиз
Subscribe
promo mamlas март 15, 2022 15:56 261
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments