mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Сталинист Чаплин против юмориста Задорнова

Ещё по теме современной РПЦ

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Язычники спорят не с церковью, а с собственной совестью»
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества рассказал РП об угрозах нового язычества

В любви к язычеству признаются спортсмены — например, боксер Александр Поветкин, нанесший татуировки с языческими оберегами на тело. В интернете растет количество групп о славянском многобожии, лидеры которых рекламируют «Велесову книгу» — псевдоисторический документ о верованиях древних славян. А в регионах — как это было зимой 2014 года в Южно-Сахалинске — язычники берут в руки оружие и врываются в православные храмы, открывая огонь по прихожанам. ©

Ещё в серии: Якеменко о неоязычестве и -протестантизме


Всеволод Чаплин

О том, почему растет популярность нового язычества, почему оно выступает против христиан и какое будущее его ждет, «Русской планете» рассказал протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества.

— Отец Всеволод, почему сейчас мы видим рост интереса молодежи к неоязычеству? Откуда, на ваш взгляд, растут корни этого интереса?

— С одной стороны, это естественная склонность молодых людей искать простые ответы на сложные вопросы: они легко верят ярким словам, которыми облекают свою риторику проповедники неоязычества.

Но с другой стороны — часть вины за распространение неоязыческих идей лежит и на государстве, и на церкви. Мы слишком привыкли ориентироваться на запросы и вкусы интеллигенции больших городов, подстраивать под нее свой дискурс и даже поступки — не замечая, что через нее нами подчас пытаются управлять внутренние и внешние манипуляторы.

Одновременно игнорируются интересы, нужды и чаяния простых людей — молодежи улиц. Она, может быть, не так умна информационно и не так заметна в политическом поле, но она не меньше страдает, не меньше думает и имеет интерес к жизни. И, конечно, она достойна прямого и честного разговора — в том числе о таких ценностях, как патриотизм, мужество, взаимная поддержка, справедливость. И ей нужно, в противовес неоязыческим картинкам, показать настоящего героя — воина, который отстаивает независимость православной цивилизации и нашего народа.

Нужно также напомнить молодежи о том, что язычество никогда не помогало создать единую нацию, оно всегда только раскалывало людей. Один из примеров — балтийские славяне. Они остались языческими после крещения Руси, были быстро порабощены западными народами и исчезли с исторической сцены. И даже современные сообщества неоязычников постоянно враждуют между собой. Это еще раз показывает: язычество равно разобщению.

— Неоязычество в России приняло явные антихристианские формы — вспомним хотя бы инцидент прошлого года на Сахалине, когда язычник-родновер расстрелял прихожан в храме, или бомбу в храме столичного района Бирюлево в 2008-м. Откуда у них появляется ненависть ко всему христианскому?

— Дух Христов ненавидят самые разные люди. И это не только те, кто держится противостоящих христианству убеждений, но и те, кто с пеной у рта отстаивает свободу грешить в личной и общественной жизни.

К слову, я полагаю, что сами язычники понимают убожество и историческую неправду своих идей. Поэтому их спор — это не столько спор с церковью, сколько с собственной совестью и здравым смыслом.

— Молодежь привлекает в неоязычестве некий «воинский дух»: мужчину здесь позиционируют как защитника рода, воина. Что может противопоставить этому православие, чтобы «перетянуть» на свою сторону молодых людей?

— Нужно просто чаще говорить о том, что такое истинное православие. Я говорю не о попытках его превращения в толерантный гуманистический пацифизм в духе западного богословия — оскопленного и приспособленческого. Я говорю о православии, которое сформировало наш народ и другие народы.

О таком, где воинское служение всегда считалось и считается особо почетным, благословляется Богом и церковью. О таком, где, как сказал святитель Филарет Московский, человек должен любить своих врагов, гнушаться врагов Божиих и сокрушать врагов отечества.

У нас есть множество святых воинов, и неслучайно они изображаются на иконах с оружием. У нас есть множество современных воинов, православных христиан — вспомним хотя бы воина Евгения Родионова, убитого в 1996 году в чеченском плену за отказ переменить веру. О таких людях нужно говорить, снимать фильмы, слагать о них песни — и нынешняя молодежь за ними пойдет.


Евгений Родионов

— Адепты неоязычества продолжают ссылаться на «Велесову книгу» как на источник и обоснование своей веры, хотя ученое сообщество однозначно трактует ее как фальсификат и псевдоисторический документ. На ваш взгляд, есть ли какие-то способы раз и навсегда покончить с дискуссиями вокруг «Велесовой книги»?

— Нужно больше говорить правду об этом тексте — думаю, что полезно было бы делать это в школах и СМИ. Таким же образом нужно бороться и с псевдоисториками — приглашать их на публичные ток-шоу и в ходе компетентного диспута опровергать их доводы. Вся их мифология, которую распространяют в интернете и которая сильно влияет на молодые умы, опровергается очень легко. При этом серьезные ученые считают как бы ниже своего достоинства спорить с ними. А я полагаю, что не вредно было бы и поспорить — особенно, если учесть, что некоторые телеканалы круглые сутки крутят того же Михаила Задорнова, который нередко выступает пропагандистом неоязыческих идей.

— Как, на ваш взгляд, следует вести преподавание истории дохристианской Руси в школе? Сведения о Руси до христианства очень скудны, но все же есть, например, личность князя Святослава — даже летописные своды описывают его как язычника. Но при этом это был князь-защитник и объединитель земель — портрет в целом для молодежи привлекательный. Как преподавать эти моменты в школьном историческом курсе, чтобы ненароком не увлечь школьников в язычество?

— В свое время, в 1988 году, была издана интересная книга протоиерея Льва Лебедева «Крещение Руси», где рассказывается и о дохристианском периоде жизни нашего народа.

Автор приходит к выводу, что в каком-то смысле по своему характеру наш народ был изначально близок к христианству. В нем развито было милосердие, доброе отношение к окружающему миру, обостренное чувство правды и справедливости — и об этом стоит лишний раз сказать, в том числе в школе.

Действительно, достоверных источников о Руси до крещения немного. Но это еще раз говорит о том, что наша письменность, наша культура и цивилизация все-таки сформирована христианством.

— Сегодня неоязыческие батальоны воюют на юго-востоке Украины — как с украинской стороны, так и со стороны ополченцев. Чем вызвана эта концентрация неоязычников в зоне боевых действий? Как неоязыческая идея может находиться в такой близости с православием — а известно, что православие очень распространено у ополченцев — и обходиться без конфликта?

— Фактор язычества в зоне военных действий, несомненно, присутствует. Но мне кажется, что люди, которые исповедуют языческие взгляды, гораздо сильнее управляемы извне. В отличие от них православные христиане не скатываются к крайней степени ненависти и продолжают надеяться, что несмотря на тяжелый конфликт, украинский и российский народы все же сумеют восстановить добрые отношения. Они также понимают, в отличие от язычников, что самый худший вариант развития событий — это превращение наших народов в вечных врагов.

— На ваш взгляд, что будет происходить с неоязыческими культами в будущем? Какие меры должно принять государство, чтобы помешать их распространению?

— Святейший патриарх Кирилл недавно сказал о пяти ценностях, которые должны быть утверждены в жизни России. Это — вера, справедливость, солидарность, достоинство и державность.

На основании этих ценностей, каждая из которых в равной степени важна, нужно восстанавливать единство истории и формировать мощную волю народа. Без этого — останется мировоззренческая растерянность, и вакуум продолжат заполнять самые неожиданные и причудливые явления.

Ясное формулирование путей и смыслов нашего бытия помогут нам преодолеть бесплодность и разделяющую силу псевдорелигиозных экспериментов. Они же помогут нам сохраниться как нации — на том историческом пути, по которому мы идем, не уклоняясь, более 1000 лет, и где всегда побеждали.

За примерами далеко ходить не надо. В Великую Отечественную войну, 70-летие которой мы празднуем, гитлеровцы шли к нам с крестами на броне, но идеология этого нашествия была языческой. А наш народ шел под красными знаменами, но сохранял православную веру — в его рядах было еще немало людей других традиционных религий. И мы победили нашествие языческого нацизма. Это ли не лучший ответ на вопрос о том, за кем будущее.

Михаил Боков
«Русская планета», 15 июня 2015



Чаплин, Собчак, Красовский

Кстати... ©

<...>
Протоиерей Всеволод Чаплин: Предложить другую систему: отказа от процентов. Нам это по силам. Мы предложили экономическую систему социализма. И если бы не военное влияние на ситуацию со стороны Запада…

Красовский: Опять Америка.

Протоиерей Всеволод Чаплин: Эту ситуацию решили не экономическими методами, а методами военного и политического давления. Иначе социализм бы уже был во всем мире, потому что это лучший строй.

Собчак: То есть вы — люди, которые были гонимы в коммунистические времена, — защищаете социализм?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Конечно, социализм нам нравится...

Красовский: Я знал, что будет хороший разговор.

Протоиерей Всеволод Чаплин: ...Эту систему нужно было освободить от атеизма. Это правовая система, которая была основана на христианской контуиции.

Красовский: То есть, ежели социализм, то есть экономическое учение Маркса, объединить с государственным православием, получится идеальная система?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Объединить с сильной центральной властью, которая всегда собственно православные традиции выражала.

Красовский: Сильная центральная власть была все эти годы — Сталин был…

Протоиерей Всеволод Чаплин: Да. И это была как раз православная модель. В ней неправильным было только безбожие. Сильная центральная власть и мощный акцент на справедливость. В том числе экономическую и социальную. Это была православная модель. Я даже думаю, что, если бы не было революции 1917 года, некая форма социализма возникла бы в России.
<...>
Tags: РПЦ и церковь, агитпроп и пиар, биографии и личности, двойные стандарты, идеология и власть, известные люди, интервью и репортаж, история, мнения и аналитика, молодёжь, мракобесие, нравы и мораль, общество и население, память, православие, религии, россия, русские и славяне, русь, секты и ордена, современность, социализм и коммунизм, фальсификации и мошенничества, христианство, язычество
Subscribe
promo mamlas march 15, 2022 15:56 271
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments