mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Интервью с современником. Максим Горький

Ещё о литературе, а также Максим Горький. О русском крестьянстве | Подлинная героиня «Жизни Клима Самгина» | 27 сентября – «День мира» | У Горького у Рябушинского | Олигархат, Пешков и революция / Горький и революция / Горький: Революция и «еврейский вопрос» / «Дорогой А.М.! ... Ваш Ленин» / Человек-эпоха / «Я пришел в мир не соглашаться» / Вишневский о Горьком | Убивал ли Яго́да Буревестника? | Горьковский Нижний

Максим Горький: «Слишком часто богатый ничтожнее бедного»
Интервью с классиком

2015-й год объявлен в России Годом литературы. «Русская планета» начинает новый проект «Интервью с классиком» — интервью со знаменитыми российскими писателями, творившими в разные времена. Ответами на вопросы будут цитаты из их произведений, писем и дневников. ©

Другие интервью с классиками


Максим Горький, 1933 год

Великий пролетарский писатель — об отличиях россиян от советских людей, байкере Залдостанове и образовании.

— Алексей Максимович, почти четверть века минуло с момента исчезновения СССР. Вы не поверите, когда ломали страну, людей уверяли, что через пару десятилетий вырастет поколение, не знавшее рабства. Как, по-вашему, выросло? Сейчас есть люди, ностальгирующие по девяностым — мол, как чисты были политические деятели, как люди умели надеяться и верить...

— Мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, — это люди опасные политически и социально. Масса обывателя еще не скоро распределится по своим классовым путям, по линиям ясно сознанных интересов, она не скоро организуется и станет способна к сознательной и творческой социальной борьбе. И до поры, пока не организуется, она будет питать своим мутным и нездоровым соком чудовищ прошлого.

— Сейчас часто говорят о том, что население пассивно и ничего не хочет: не готово бороться за новую, лучшую Россию. Но разве это не является прямым следствием олигархической системы власти, которая начала складываться после распада СССР?

— Бесспорно, что Русь воспитывали и воспитывают педагоги, политически еще более бездарные, чем наш рядовой обыватель. Неоспоримо, что всякая наша попытка к самодеятельности встречала уродливое сопротивление власти, болезненно самолюбивой и занятой исключительно охраной своего положения в стране.

— А сами люди в этой пассивности не виноваты?

— Следует, не боясь правды, сказать, что и нас похвалить не за что. Где, когда и в чем за последние годы неистовых издевательств над русским обществом в его целом, — над его разумом, волей, совестью, — в чем и как обнаружило общество свое сопротивление злым и темным силам жизни? Как сказалось его гражданское самосознание, хулигански отрицаемое всеми, кому была дана власть на это отрицание? И в чем, кроме красноречия да эпиграмм, выразилось наше оскорбленное чувство собственного достоинства?


Александр "Хирург" Залдостанов с Вечным огнем

— Сейчас власть пытается дать народу смысл — показать ему каких-то героев, образцы для подражания. Но в отличие от советского периода, используется в основном символика — то есть форма, а не содержание. Вот, например, в советское время героями были талантливые инженеры, писатели, а теперь в лучшем случае мотоциклетный ездок Залдостанов.

— На мужике далеко не уедешь. Есть только одна лошадь, способная сдвинуть воз, — интеллигенция. Самая ценная творческая сила — человек: чем более развит он духовно, чем лучше вооружен техническими знаниями, тем более прочен и ценен его труд, тем более он культурен, историчен. Это у нас не усвоено, — наша буржуазия не обращает должного внимания на развитие продуктивности труда, человек для нее все еще как лошадь, — только источник грубой физической силы.

— Вот и я об этом! Нам бы науку как-то развивать, образование…

— В университете учатся немцы, поляки, евреи, а из русских только дети попов. Все остальные россияне не учатся, а увлекаются поэзией безотчетных поступков. И страдают внезапными припадками испанской гордости. Еще вчера парня тятенька за волосы драл, а сегодня парень считает небрежный ответ или косой взгляд профессора поводом для дуэли. Конечно, столь задорное поведение можно счесть за необъяснимо быстрый рост личности, но я склонен думать иначе.

— Это вы про Старикова, которому студенты не дали прочесть лекцию в РГГУ? Сейчас настроения в обществе резко поляризованы: ты либо наш, либо не наш. Эта рознь внутри общества нормальна?

— Вражда между людьми не есть явление нормальное — лучшие наши чувства, величайшие наши идеи направлены именно к уничтожению в мире социальной вражды. Эти наилучшие чувства и мысли я бы назвал «социальным идеализмом» — именно его сила позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе. На этом пути мы создали героев, великомучеников ради свободы, красивейших людей земли, и все прекрасное, что есть в нас, воспитано этим стремлением.


Реакция студентов во время лекции Николая Старикова в РГГУ

— Еще в обществе нет той веры в правоту строя, которая была так характерна для советского человека.

— В сущности своей всякий народ — стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего более грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, — о государстве без власти над человеком.

— А западный человек воспринимает мир и свое место в нем иначе?

— Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. Вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей — воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля — в руках человека, и человек действительно владыка ее. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности как наследника чудес, труда и творчества предков. Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания.

— Мне кажется, беда наших либеральных реформаторов была в том, что они не понимали, что в западных странах никакого чистого капитализма давно нет: принципы свободной экономики постепенно ограничивались ради того, чтобы построить социальное государство — например, ввести бесплатную медицину, что в СССР было сделано давным-давно. Современный Запад показывает, что капитализм вполне может уживаться с гуманным отношением к человеку…

— Ложь буржуазной, якобы «гуманитарной» — то есть человеколюбивой — культуры обнаружена в наше время совершенно цинично и неоспоримо. Все явления социального мира создаются жизнедеятельностью людей, — сила этой жизнедеятельности обнаруживает и бесчеловечный смысл явлений, скрытый «законами» и ласковыми фразами гуманистов. В наши дни только идиоты и «мошенники пера» способны утверждать, что человеколюбие совместимо с корыстолюбием — основой буржуазного общества, «душой» его. О борьбе с безграмотностью, с невежеством «народа» буржуазия заботилась постольку, поскольку это удовлетворяло ее потребность в грамотных рабах и защитниках ее власти. Она, конечно, сократила бы нищенские «свои траты» на просвещение трудового народа, если б техника могла изготовлять из железа лакеев, полицейских и различных мелких служащих.

— Как вы думаете, это потребительское отношение капитализма к человеку многие сейчас понимают? Ведь то и дело говорят о смерти классической модели капитализма — такого, каким он был в ваше время.

— Слишком часто богатый ничтожнее бедного, и всегда, несмотря на его идиотскую суету погони за наживой, ясно видишь, что он — дармоед.

Подготовил Илья Носырев
«Русская планета», 17 июня 2015
Tags: 20-й век, афоризмы и цитаты, биографии и личности, дискуссии, диссида и оппозиция, запад, идеология и власть, известные люди, интеллигенция, интервью и репортаж, интересно, капитализм и либерализм, культура, либероиды и креаклы, литература, мнения и аналитика, мудрость и философия, наследие, нравы и мораль, общество и население, писатели и поэты, проекты, противостояние, пятая колонна, россия, русофобия и антисоветизм, современность, социализм и коммунизм, ссср, эпохи
Subscribe
promo mamlas март 15, 2022 15:56 255
Buy for 30 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments