mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Про_лифы

Ещё по теме России и Турции

Фактор Проливов
Что нам делать, если Турция перекроет Босфор и Дарданеллы / Геополитика

Маршрут из черноморских портов России через турецкие (черноморские) проливы Босфор и Дарданеллы является одним из основных для экспорта российской и казахстанской нефти. Ежегодно этим путем, ведущим в Эгейское море, Средиземноморье и к Суэцкому каналу, перевозится 70-80 млн тонн нефти и нефтепродуктов, то есть не менее трети общего объема российского экспорта углеводородов. ©


И в случае, если, допустим, Турция в нарушение Конвенции Монтрё решится перекрыть Проливы, то в короткие сроки перенаправить эти потоки будет непросто. Однако такие возможности есть.

Еще в конце 1960-х были достигнуты советско-турецкие договоренности об увеличении советского нефтеэкспортного потока именно через Босфор и Дарданеллы. Поэтому перекачка нефти по трубопроводной системе «Дружба» (РСФСР-Белоруссия-Украина с ветками в Польшу, ГДР, Венгрию, Чехословакию, Хорватию), действующей с середины 1960 гг., увеличивалась медленнее, чем перевозки через Проливы. Доля этих перевозок к середине 1980-х превысила 40%. В дальнейшем в РФ были реализованы трубопроводные проекты к портам Финского залива; увеличилась мощность ряда участков «Дружбы». Это позволило немного уменьшить значение Проливов, но всё равно черноморская артерия по-прежнему остается среди важнейших нефтеэкспортных маршрутов. Заметим, что из Новороссийска этим путем экспортируется также азербайджанская и туркменская нефть. Так что у Турции соблазн использовать фактор Проливов для политического давления на Россию существует.

Но, согласно международной Конвенции Монтрё, подписанной в 1936 г., за торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через Проливы, как в мирное, так и в военное время.

Лишь режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Вместе с тем, в случае участия Турции в войне, а также, если Анкара посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через Проливы любых военных судов. А во время войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Именно это положение, как опасаются некоторые российские эксперты, позволяет Анкаре в любой момент закрыть проход российским кораблям из Чёрного в Средиземное море.

Еще в середине 1990-х Турция, напомню, чинила препятствия для танкеров, следовавших через проливы из Новороссийска и Туапсе.

Дескать, эти суда ухудшают экологическую ситуацию из-за протечек нефти или не соответствуют установленным для прохода через Проливы техническим габаритам и т.п. По оценкам Минтранса РФ и Союза российских судовладельцев, эти меры обошлись России минимум в 500 млн долл.

В тот же период строился трубопровод из Азербайджана к турецкому порту Джейхан через Грузию и юго-восточную Турцию, то есть в обход России и черноморских проливов. Показательно, что после завершения строительства основной части маршрута в начале 2000-х претензии к судам, следовавшим через Проливы из российских портов, прекратились. Если же снова возникнут аналогичные или более сложные проблемы, то транспортируемая этим путем нефть, по прогнозам «Транснефти», Минэнерго РФ и ряда других источников, может быть перенаправлена на действующие трубопроводные маршруты в страны Восточной Европы и к портам Финского залива.

Могут быть также реализованы замороженные еще в 1970-х - 1990-х проекты нефтепроводов из РФ через Белоруссию, Венгрию и Сербию к портам Словении, Греции и Черногории.

Именно такие варианты имел в виду заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минэнерго РФ Александр Абрамов в своем недавнем выступлении на экспертном совете Минэнерго и «Транснефти», когда сказал: «...совместно прорабатываются вопросы маршрутов, обходящих черноморские проливы: хотя некоторые проекты по экономическим и политическим причинам осуществлены не были, активная работа по ним продолжается».

Отметим, пока нет достаточных оснований полагать, что Турция решится нарушить международные правила грузового (и военного) судоходства через Проливы. Но в любом случае зависимость от этого маршрута нужно, по возможности, уменьшить. Тем более, что напряжение в российско-турецких отношениях не снижается.

Игорь Валентинов
специально для «Столетия», 14 декабря 2015
Tags: 20-й век, блокада, версии и прогнозы, геополитика и территории, европа, законы и конституция, история, мировая политика, мнения и аналитика, нефтегазуголь, противостояние, реки и водоёмы, ресурсы и сырьё, россия, санкции, современность, турция и византия, флот, холодная война, экономфинбиз
Subscribe

Posts from This Journal “геополитика и территории” Tag

promo mamlas март 15, 2022 15:56 261
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments