mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Социология постсоветской Киргизии / начало

Ещё об бывшем СССР в Ср.Азии

Киргизия / 25 лет без СССР
«Власть» продолжает серию публикаций об отголосках советского прошлого в бывших республиках СССР / Отголоски советского прошлого в бывших республиках Советского Союза

Спустя четверть века после распада Советского Союза «Власть» начинает рассказ о странах постсоветского пространства и продолжает изучать влияние советского наследия на национальное и государственное строительство в новых независимых государствах спустя четверть века после формального распада Советского Союза. После Казахстана поиски советского прошли в Киргизии... ©

Ещё в «25 лет без СССР»: Казахстан | Белоруссия | Таджикистан


Рисунок: Андрей Шелютто

Два года назад "Власть" уже исследовала страны бывшего СССР по четырем институциональным основаниям: государственности (см. материал "Жизнь не по-советски" во "Власти" N5 от 10 февраля 2014 года), типу политического режима (см. материал "Режимные субъекты" во "Власти" N7 от 24 февраля 2014 года), уровню качества жизни (см. материал "Знаки качества" во "Власти" N12 от 31 марта 2014 года) и демографической состоятельности (см. материал "Рожденные не в СССР" во "Власти" N9 от 11 марта 2014 года). В данном цикле статей будет обращено внимание на ценностное пространство и политику памяти.

Термин "постсоветское пространство" объединяет 15 очень разных государств от Эстонии до Туркменистана. Имеет ли это понятие какое-то смысловое наполнение помимо географического? Каково влияние советского ценностного наследия в каждой из бывших республик? СССР, распавшись 25 лет назад, похоронен, эксгумирован или воскресает?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сравнить государства между собой по общей методологии. Каждой стране мы будем задавать одни и те же вопросы, исследуя ее сначала отдельно (метод case-study), а затем на основании сформированной базы данных проведем сравнительный анализ.

Услуги эмпирической социологии как одной из самых точных гуманитарных наук, к сожалению, не помогут. В одних государствах социология не может быть признана научной дисциплиной вследствие особенностей местных политических режимов. В других социологи попросту не интересуются темами советского наследия. В качестве общих оснований для сравнения мы предлагаем те, в отношении которых уверены, что они могут быть исследованы в любом государстве.

Язык: сколько государственных языков, на каком языке ведется делопроизводство, какой статус у русского языка?

Длина институциональной традиции: какому государству суверенная постсоветская республика провозглашает преемственность?

Государственные символы: воспроизводятся ли полностью или частично советские образы, награды и паттерны в официальных символах? Сохранились ли государственные праздники советского времени?

Армейская иерархия: сохранилась ли советская номенклатура званий?

Музейное дело: как представлен советский период истории в государственных исторических музеях, есть ли музеи советской оккупации?

История в школах и вузах: как преподается советская история (особенно важнейшие нарративы о войне и большом терроре), есть ли в профессиональном историческом сообществе дебаты относительно восприятия СССР?

Топонимика: реализуется ли политика переименования топонимов, связанных с советским наследием?

Памятники: сохраняют /демонтируют /ставят новые деятелям советской эпохи как общесоветского, так и локального значения?

Медиаконтент: размещена ли советская аудиовизуальная продукция (фильмы, песни, мультфильмы) в программе общедоступных государственных каналов?

Дополнительно мы будем использовать электоральные результаты, глубинные интервью с экспертами, анализ документов и данные социологии там, где это будет возможно.


Фото: Валерий Мельников

Киргизия

Первый материал в этой серии, посвященный Казахстану, см. во "Власти" N16 от 25 апреля 2016 года.

Как и в Казахстане, история XX века начинается для Киргизии с восстания 1916 года. Отличие в том, что Киргизия вспоминает его на государственном уровне. "Мы единственная страна из тех, где произошла трагедия, которая отмечает ее столетие!" — говорит один из сотрудников президентской администрации.

В 2015 году в одном из своих указов президент Киргизии Алмазбек Атамбаев постановил "считать священным долгом народа Кыргызстана увековечение памяти погибших". В тексте указа отмечалось, что восстание было направлено против не этнических русских, а царского правительства ("в Прииссыккулье отмечались случаи, когда русские крестьяне открывали огонь против царских войск"). Глава аппарата президента Фарид Ниязов считает, что восстание не было организованным: "Боровшиеся с несправедливостью люди были недовольны как царскими чиновниками, так и местными манапами (феодалами). Целенаправленная политика Петербурга вела к тому, чтобы забрать лучшие земли под переселенцев из России и Украины".

В вопросе терминологии официальные власти и часть историков расходятся. Ниязов, возглавляющий также президентскую комиссию по развитию исторической науки, настаивает на том, что среди профессионалов термин "геноцид" не употребляется. "Это была трагедия,— поясняет он,— вызванная провокационным указом Николая II о направлении мусульман на тыловые работы. Мы говорим Уркун — "исход", когда люди были вынуждены уходить из мест проживания, а каратели их добивали. Мы хотим, чтобы народ знал горькую правду. Сотни тысяч погибли — старики, женщины, дети. Но мы также открыто говорим, что трагедию удалось остановить за счет вмешательства российской Госдумы. В указе президента от 27 мая 2015 года четко обозначено: "Благодаря прогрессивным силам России"". О необходимости использовать термин "трагедия" вместо термина "геноцид" в музеях говорит заместитель директора по научной работе Государственного исторического музея Ольга Ильинская.

В киргизской прессе периодически появляются возмущенные материалы, в которых слово "геноцид" употребляется. Директор музея Фрунзе Бакыт Бакчиев поясняет, что нынешнюю Россию киргизы не отождествляют с императорской: "Царская Россия, как любая империя, подавляла кыргызов, забирая плодородные земли, уничтожая наше национальное самосознание, а с современной Россией у нас самые прекрасные отношения". Экс-депутат парламента Кабай Карабеков предостерегает: "Поиски истины на улице могут спровоцировать локальные конфликты между сторонниками восприятия событий 1916 года как геноцида и теми, кто считает, что это историческая трагедия, не затрагивающая межнациональных отношений". Карабеков считает, что вопрос о восстании носит не исторический, а политический характер: "В прессе по теме выступают не историки, а политики. Конференции проводят с участием турок и американцев, хотя их страны не имели отношения к этим событиям. Многие историки, занимающиеся тематикой Уркуна, получают деньги из зарубежных фондов, преимущественно английских. Очевидно, что государство не могло самоустраниться и не возглавить процесс по отмечанию столетия трагедии". "У нас есть коллеги, которые активно настаивают на термине "геноцид", но принято говорить "трагедия". По моему личному мнению, элементы геноцида прослеживаются в подавлении восстания. Официальная оценка: киргизское население севера страны уменьшилось на 41,4%",— говорит декан истфака Ошского госуниверситета Сыдык Смадияров.

Параллель с использованием восстания для формирования идентичности вполне можно провести по отношению к советским методам национального строительства. Художественный руководитель Школы творческой актуализации будущего (ШТАБ), организатор проекта "Понятия о советском в Центральной Азии" Георгий Мамедов рассказал "Власти", что советские историки связывали восстание с Октябрьской революцией: "Она рассматривалась как разрешившая колониальный конфликт имперского центра с восставшей провинцией. В исторической памяти киргизов сохранилась трагедия бегства народа в Китай от зверств тех, кто был прислан подавлять восстание. В ранний советский период это событие было ключевым в формировании киргизской советской идентичности".

2016 год был объявлен в Киргизии годом истории и культуры. Предположение о том, что год посвящен исключительно памяти о восстании, глава президентской администрации отверг. "Столетие хоть и важнейшее, но это лишь одно из событий, которое отмечается наряду с 25-летием независимости, тысячелетием писателя Юсуфа Баласагуни",— объяснил Ниязов.

"Госорганы были обеспокоены, когда Россотрудничество дало грант местному казачьему сообществу на изучение восстания,— рассказал заведующий кафедрой философии Славянского университета в Бишкеке Виталий Панков.— Власти устроили год истории, чтобы перехватить инициативу и предотвратить возможные столкновения вокруг исторических событий".

В 2015 году по инициативе мэрии Бишкека георгиевская ленточка впервые была заменена национальной — цветов красного с желтым государственного флага. Неофициально респонденты "Власти" называли две причины, по которым от георгиевской ленты было решено "мягко отказаться": ассоциация с символикой одной из сторон конфликта на юго-востоке Украины и подавлением восстания 1916 года. По словам руководителя департамента международной сравнительной политики Американского университета в Центральной Азии (АУЦА) Медета Тюлегенова, "до Донбасса никто и не думал о том, что георгиевская ленточка связана с царизмом". Высокопоставленный чиновник правительства рассказал, что в прошлом году "готовилась атака на георгиевскую ленточку в стиле "георгиевские кресты получали каратели": "Во многом, поэтому мы постарались убрать ее — наши заклятые друзья с Запада явным образом хотели возбудить местных националистов. Мы просто сыграли на опережение, чтобы лишний раз не взрывать хрупкий межнациональный мир и не портить отношения с ключевым союзником. В конце концов, в Казахстане и Белоруссии своя лента. Чем мы хуже?"


Фото: Елена Лукьянова

Формально георгиевскую ленту не запретили. Накануне Дня Победы жители страны активно украшали ей свои автомобили. Эмиль Джураев, доцент департамента международной сравнительной политологии АУЦА, утверждает, что в прошлом году "были сильные споры вокруг использования георгиевской ленты. Когда здесь услышали выступление главы Госархива об отсутствии документов о подвиге панфиловцев, люди сами начали собираться в Москву, чтобы везти семейные наградные листы". Сами же черно-оранжевые цвета можно найти на баннерах и рекламных растяжках — национальные цвета Победы бизнес пока использовать не начал.

Завкафедрой философии Славянского университета в Бишкеке Виталий Панков рассказал, что несколько раз власти не проводили парад 9 мая, объясняя это "отсутствием финансов на ГСМ": "Но с учетом празднования Дня ВС РК в середине мая деньги на парад находили. Это вызывало негативный резонанс". Сам праздник остается по-прежнему народным. "Киргизы считают себя кочевниками — любой войной, в которой победили, здесь гордятся. Плюс накладывается традиционное для Азии трепетное отношение к старшим — к ветеранам",— объясняет Панков. "В 1916 году кыргызы не хотели идти на войну, но после двух десятилетий советской власти, обеспечивавшей культурное и экономическое развитие, направили каждого четвертого жителя в 1941 году. 133 тысячи человек погибло в Великой Отечественной войне,— объясняет Фарид Ниязов.— Ту войну люди приняли как свою". Эту же мысль внушает студентам вузов краткий курс лекций "История Отечества" академика Национальной академии наук (НАН) Владимира Плоских: "Поразительно, что народ, поднявший восстание в 1916 году, чтобы не отдавать даже на тыловые работы около 36 тысяч своих сыновей, в Великую Отечественную отправил на фронт свыше 360 тысяч человек". В этом году во всех городах и районных центрах Киргизии при активной поддержке властей прошла акция "Бессмертный полк". По данным Ниязова, в Бишкеке в ней участвовали свыше 20 тысяч человек. Глава президентской администрации объясняет: "Мы уходим от милитаристского смысла в понимании праздника, чтобы наши дети и внуки праздновали с радостью. В прошлом году 3 мая мы провели парад школьников--наследников Победы".

"В общей сложности мы посчитали со студентами: в году отмечают 176 праздников,— рассказывает "Власти" Панков.— В такие дни можно не надеяться на работу: столы накрывают с утра. Народ у нас веселый и праздники любит. Часто бывает, что на двери начальника висит табличка "уехал на той" ("праздник, застолье"). Коллектив относится с пониманием". 113-я статья Трудового кодекса Киргизии сохранила шесть советских праздников в качестве нерабочих дней: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, праздник труда, День Победы и, наконец, День Великой Октябрьской социалистической революции. Собственно киргизских праздников в календаре набралось вдвое меньше: нерабочими являются дни Народной апрельской революции, Конституции и Независимости. Еще четыре дня в году отдыхают по этнорелигиозным соображениям: 21 марта отмечается народный праздник Нооруз, 7 января — православное Рождество, а также мусульманские праздники Орозо айт, Курман айт, определяемые по лунному календарю". 8 ноября не является выходным днем и государственным праздником, но проходит как день поминовения жертв репрессий 1937-1938 годов.

Главный советский праздник остается красным днем календаря скорее по инерции. Художественный руководитель Школы творческой актуализации будущего Георгий Мамедов описывает 7 Ноября как "собрание у памятника Ленину небольшой группы сталинистов, которые возлагают цветы и проводят митинг с критикой действующей власти". Высокопоставленный правительственный чиновник честно признается: "Уже в позапрошлом году меня ни один человек не поздравил, и я никого не поздравил. Но Октябрьская революция спасла страну от царской политики — нас на своей земле называли туземцами, в том числе в официальных документах. И пока еще живо поколение, для которого праздник важен, порядка трех-четырех лет он будет существовать". Панков рассказывает о тех, кому он преподает: "Студенты-историки всерьез спрашивают, почему Октябрьскую революцию отмечают в ноябре?"

Русский язык имеет в стране статус официального. Согласно последней переписи 2009 года, в качестве второго языка общения его использовали 48% населения. Профессор Панков говорит о специфике лингвистической политики: "Пропаганда языков носит периодический характер — волна в пользу киргизского, волна в пользу русского. Многими русский воспринимается как язык цивилизованного пространства".

В парламенте последнего созыва, избранном в октябре 2014 года, из 120 депутатов 104 — киргизы, семеро русских, два узбека. Согласно данным Национального статистического комитета, с 1999 по 2015 год численность русских упала с 603 до 364 тыс. человек, узбеков — выросла с 664 до 857 тыс., самих киргизов — также выросла с 3,1 до 4,3 млн. Панков рассказывает об активной иммиграции на север: "Россия — это мечта. Путин создал идеальные условия для переезда на ПМЖ. На фоне наших возможностей получение подъемных и гражданства в России — это реальная помощь. Восемь детей здесь — это норма жизни, поэтому едут и за материнским капиталом, воспринимая Россию как донора".

Эмиль Джураев из АУЦА считает, что негативные высказывания в адрес советского и даже имперского периодов автоматически экстраполируются российской властью на себя, "поэтому СССР ругать не принято в элитах". С ним согласен бывший депутат парламента Кабай Карабеков: "Люди видят, что нынешнее положение с каждым годом ухудшается. Сравнивать современную экономику с советской стабильностью рискованно для политиков". Карабеков описывает поколенческий разрыв в восприятии советского наследия: "Для старших — это порядок и справедливость. Но те, кто учится в Американском университете или турецких школах, знают английский намного лучше, чем русский или киргизский. Ленин — это просто факт истории, а не основа идеологии. Если мы ходили по земле, то эти живут в интернете. В школах на переменах тихо, потому что все стоят по стенкам, уткнувшись в гаджеты".

На входе в библиотеку АУЦА висит небольшая табличка с надписью на английском "Подарок США", на первом этаже современного кампуса — напоминание о том, что он отстроен на средства Джорджа Сороса. Приветливый молодой киргиз, прекрасно владеющий английским, через компьютерную систему университетской библиотеки быстро находит русскоязычные учебники по истории Киргизии XX века. Учебник Чотонова для старшеклассников по новейшей истории формирует у них нейтральное отношение к СССР — эта "не вычеркнутая из нашей памяти аббревиатура будет зафиксирована в анналах нашей истории по праву исторической памяти, в которой разумное и светлое перемешалось с печальным и безрассудным".

В читальном зале библиотеки НАН компьютеров нет: чтобы найти нужную книгу, надо открывать длинные ящики из шкафов каталога и перебирать пальцами ветхие карточки. Пятитомник "История Киргизской ССР" (1984) открывается фотографией Ленина. По мнению авторов, восстание 1916 года "современные буржуазные фальсификаторы истории стараются изобразить как религиозное движение мусульман края против русских вообще... лживость, беспочвенность и антинаучность этих заявлений очевидны".

Доценты АУЦА Дамира Уметбаева и Мехрегуль Аблезова проводили дискурс-анализ постсоветских учебников и опрашивали 27 школьных учителей истории со всей страны, используя метод глубинного биографического интервью. Они пришли к выводу, что представление советской истории в киргизских учебниках амбивалентно и противоречиво, оно находится между двумя противоречивыми дискурсами: "СССР — колониальная, репрессивная держава" и "СССР — модернизационное государство, промотирующее национальное строительство в пределах империи". Большинство учителей, родившихся в Советском Союзе, вспоминают страну с ностальгией по социальному равенству. Исключение — национально ориентированные историки. В разговоре с "Властью" Уметбаева процитировала учителя истории с юга Киргизии: "В СССР мы не изучали историю Центральной Азии... хотя кыргызы — одна из древнейших наций, упомянутая китайцами еще в 201 году до н. э.".

Мемориальный музей Фрунзе был выстроен вокруг дома, где родился будущий советский военачальник. Экспозиция похожа на машину времени: красный бархат в оформлении, тяжеловесные неинтерактивные экспонаты, отпечатанные на машинке подписи на потускневшей бумаге, профиль Ленина "под бронзу" и его же цитаты про "англо-французский империализм" огромным шрифтом, потертые откидные стулья. Два бюста, ростовой памятник красного командарма и композиция "Фрунзе с Чапаевым" дополняют трогательного Мишу Фрунзе из белого гипса, прислонившегося к стене у входа. В отдельном зале стенды с тем, что носило имя советского военачальника: военная академия, центральные дома армии и авиации, высшее военно-морское училище, высшее училище железнодорожных войск, а также витрина "Фрунзе — столица Киргизской ССР".

В кабинете директора Бакыта Бакчиева на фоне книжных полок с указателями "съезды КПСС" и "собрание сочинений Ленина" висит георгиевская лента. Национальную, как он поясняет, забрали: "После распада СССР вплоть до 2010 года были попытки захвата здания — дело в рейдерстве, а не в идеологии. Никогда не было и речи о ликвидации музея по причине того, что Фрунзе не кыргыз. Большинство кыргызстанцев понимают, что он прежде всего наш выдающийся земляк. Столица нашей страны 65 лет носила имя Фрунзе". Георгий Мамедов не разделяет гордости директора музея: "Среди городской интеллигенции сильна ностальгия по "замечательному" советскому зеленому городу Фрунзе, гораздо более "приятному и культурному" в представлении этих людей, чем нынешний Бишкек. В киргизском нет звука "ф", поэтому город назывался многими киргизами Боронзо".

Реставрация главного исторического музея, финансируемая турецким агентством TIKA (аналог американского USAID), идет полным ходом. Изнутри огромное здание напоминает собрание инкарнаций Ленина: вождь в ростовой скульптуре, в бюсте, в потолочной росписи, в картине, в слове. Среди всего этого раньше рассказывалась история Киргизии. Заместитель директора по научной работе Ольга Ильинская поясняет, что на четвертом этаже была экспозиция, посвященная вождю (филиал Центрального музея Ленина), на пятом — история Киргизии с древнейших времен до середины XIX века. При этом ни одна композиция ленинианы не была демонтирована. Мамедов критикует экспозицию: "В музее не было исторических артефактов, он представлял собой тотальную инсталляцию, посвященную как самому Ленину, так и схематичному изложению советской истории". Директор музея Анаркуль Исиралиева говорит, что после турецкой реставрации зал Ленина "сохранится обязательно, но в рамках исторического музея": "Благодаря Владимиру Ильичу образовалось государство, советская власть дала кыргызам образование, развивала культуру, и нельзя сказать, что по приказу вождей тут устраивались репрессии". Также должен появиться зал, посвященный восстанию 1916 года.

Посетителей Ошского исторического музея встречает памятник Алымбеку-датке, видному государственному деятелю Кокандского ханства XIX века, монумент, посвященный десятилетию независимости, и изображение ордена Отечественной войны на фоне непривычной красно-желтой ленты на фронтоне здания. На первом этаже расположилась выставка документов о восстании. Советский период занимает самую большую часть экспозиции, если не считать доисторических эпох. За бюстом вождя — стихи, объясняющие визитерам, что "Ленин создал советскую власть, осчастливив киргизский край". Здесь же без подписи цитируется доклад Михаила Горбачева "Октябрь и перестройка" о вкладе Иосифа Сталина "в борьбу за социализм и его грубые политические ошибки". Оценка жертв Великой Отечественной войны начинается с мыслей Михаила Калинина о дружбе народов СССР. О событиях 1990 года стенды говорят сухим языком милицейских сводок, ни разу не упоминая ни один этнос: "Политическая оценка трагическим событиям была дана на XIX съезде Компартии Киргизии". Объясняя "Власти", почему музейщики в принципе не вспоминают о киргизско-узбекском конфликте, декан истфака Ошского госуниверситета Сыдык Смадияров говорит: "Зачем показывать пальцем? Это может привести к повторению трагедии. На юге и так многие знают про причины Ошской резни. В аудитории на лекции я не буду говорить про вину отдельной нации в этих событиях".

Tags: 20-й век, агитпроп и пиар, биографии и личности, бывший ссср, вов и вмв, геноцид, геополитика и территории, гражданская война, даты и праздники, двойные стандарты, демократия, дискуссии, еаэс, евразия, запад, идеология и власть, известные люди, исследования и опросы, история, киргизия, колониализм, культура, манипулирование, мнения и аналитика, молодёжь, музеи и выставки, народ и элиты, народы, наследие, национализм, национальная идея, независимость и суверенитет, нравы и мораль, общество и население, опровержения и разоблачения, памятники и достопримечательности, память, первая мировая, победа, поколения, правители, протесты и бунты, пятая колонна, ревизионизм, революции и перевороты, репрессии и цензура, реформы и модернизация, родина и патриотизм, российская империя, россия, русофобия и антисоветизм, русский мир, русский язык, сепаратизм, серии, символы, смерти и жертвы, снг и сг, современность, союзники, средняя азия, ссср, страны и столицы, сша, факты и свидетели, фальсификации и мошенничества, шовинизм и ксенофобия, эпохи, юбилеи
Subscribe

Posts from This Journal “киргизия” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 294
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment