mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

СНГ времён перемен. Узбекистан, Армения, Казахстан

Ещё о геополитике СНГ

Каким путем пойдет Узбекистан?
Смерть Ислама Каримова и будущее республики / Зарубежье

Уход из жизни президента Узбекистана Ислама Каримова стал поводом для подведения итогов его правления и прогнозов по поводу будущего республики. Пристальное внимание к этой проблеме не случайно. ©

По теме: Узбекский вопрос


Из-за ключевого геополитического положения Узбекистана в среднеазиатском регионе, большого экономического и демографического потенциала его будущее для России далеко небезразлично. Об этом говорит и визит в Узбекистан В. Путина, прибывшего 6 сентября в Самарканд для того, чтобы почтить память Ислама Каримова.

Ислам Каримов – предпоследний из лидеров постсоветских республик, являвшихся членами Политбюро ЦК КПСС. Помимо него, из действующих глав государств в состав Политбюро входил только президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В марте 1990 г. Ислам Каримов был избран президентом Узбекистана на сессии Верховного совета республики, а в декабре 1991 г. – на всеобщих выборах. С тех пор его президентские полномочия еще четыре раза подтверждались на выборах (1991, 2000, 2007, 2015) и дважды (1995, 2002) – на референдумах.

Вплоть до августовского путча 1991 г. особых сепаратистских тенденций Ислам Каримов не демонстрировал. Как и другие республики Средней Азии, Узбекистан, специализировавшийся на выращивании хлопка, был прочно вписан в структуру народнохозяйственного комплекса СССР и сильно зависел от дотаций из союзного бюджета.

На референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение СССР проголосовали 93,3% жителей Узбекской ССР – в 1,3 раза больше, чем в РСФСР (71,3%).

В то же время Узбекистан занимал по этому показателю последнее место в Средней Азии. В Казахстане (94,1%), Киргизии (94,6%), Таджикистане (96,2) и Туркмении (97,9%) доля проголосовавших за сохранение Советского Союза оказалась еще выше. Разница между результатами голосования в Узбекистане и других республиках региона составляла всего несколько процентов. Но, как оказалось, она отражала «особую позицию» Ташкента по поводу участия в различных интеграционных проектах, которая стала очевидной уже после распада Союза. Возможно, свою роль в этом сыграли культурно-исторические особенности республики. Узбекистан унаследовал от СССР большинство старых цивилизационных центров Средней Азии, включая Бухару и Самарканд, что позволяло ему претендовать на культурно-цивилизационное превосходство.

На формирование мировоззрения Ислама Каримова сильное влияние оказало «узбекское дело» – серия уголовных дел по злоупотреблениям в хлопковой отрасли Узбекской ССР, расследовавшихся на протяжении 1980-х гг. Расследование началось при Ю. Андропове и к концу 1980-х гг. приняло большие масштабы. По официальным данным, всего было заведено 800 с небольшим уголовных дел, по которым к уголовной ответственности было привлечено 4,5 тыс. человек. Ущерб по хлопковым делам оценивался в 4–5 млрд рублей в ценах 1981–1985 гг. Однако узбекистанские власти, включая возглавившего республику Ислама Каримова, воспринимали это дело, которое чаще всего называлось именно «узбекским», а не «хлопковым», – как целенаправленную кампанию, организованную против республики и ее руководства. Не случайно 25 декабря 1991 г., за день до юридического прекращения существования СССР, И. Каримов амнистировал всех осужденных по этому делу, отбывавших наказание в Узбекистане. Негативную оценку «узбекское дело» получило и в официальной исторической науке. Прессинг со стороны союзных силовых структур надолго запомнился руководству республики и стал весомым аргументом в пользу отказа от интеграционных проектов, хоть как-то напоминавших об СССР.

Курс на независимость, взятый Узбекистаном после обретения суверенитета, порой приводил к довольно спорным решениям. В 1990-е гг. Узбекистан, вслед за Туркменией, решил отказаться от введенного в советский период кириллического алфавита и по примеру кемалистской Турции перейти на латинскую графику, рассчитывая тем самым не только покончить с «колониальным наследием», но и стать ближе к Западу. В сентябре 1993 г. Верховный Совет Республики Узбекистан принял закон «О введении узбекского алфавита, основанного на латинской графике», который с 1996 г. начал претворятся в жизнь. Однако результаты реформы алфавита оказались крайне неоднозначными. Новый алфавит оказался не вполне удачным. Не имеющие «собственных» букв звуки узбекского языка в нем стали передаваться двумя латинскими буквами, в связи с чем объем текстов вырос примерно на 15%. А это увеличило затраты на публикацию. Но главным отрицательным последствием стало «выключение» молодого поколения из всего того объема научной и художественной литературы, которая была создана в Узбекистане на протяжении советского периода. Снизился и общий уровень образования населения, быстро отвыкшего от чтения.

Главный пункт «обвинения», «предъявляемого» внутренней политике Ислама Каримова эмигрировавшей узбекской оппозицией, различными правозащитниками, США, ЕС и российской либеральной общественностью – жесткое подавление антиправительственных выступлений в Андижане (май 2005 г.), в ходе которого, по официальным данным, погибло 187, а по неофициальным подсчетам – до 800 человек.

Сторонники противоположной точки зрения считают, что жесткие действия властей были необходимостью, так как в случае перерастания противостояния в гражданскую войну, как это произошло в соседнем Таджикистане, число жертв могло бы исчисляться десятками тысяч.

Показателен в этой связи комментарий известной либеральной журналистки Юлии Латыниной. «Вот, президент Узбекистана для меня человек, который, прежде всего, расстрелял Андижан, – заявила она 3 сентября в ходе своей передачи «Код доступа» на «Эхе Москвы», – и я вам скажу так: правильно сделал. Я не хочу сказать, что он всё сделал правильно… Но как показал опыт англичан под Омдурманом, в некоторых случаях и, в частности, в случае фанатиков-исламистов можно только стрелять. Международная прогрессивная общественность его за Андижан осудила… И, в общем, как-то никто не задумывался, что если бы Каримов не расстрелял тогда исламистов в Андижане, то в стране Узбекистан было бы вот точно то сейчас, что и в стране Сирии. Беженцы бежали бы в Россию со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Наиболее проблемным наследием Ислама Каримова является, пожалуй, экономика. Узбекистан после распада СССР сохранил многие элементы советской экономической системы, включая значительно завышенный по сравнению с рыночным курс национальной валюты (сума), ограничения на валютные операции, государственное задание (план) по сдаче сельскохозяйственной продукции для фермеров и т.п. Вести бизнес в республике для иностранных инвесторов, не связанных с местными кланами, непросто. Многие российские компании, начавшие свой бизнес в республике, вскоре были вынуждены уйти оттуда. В начале августа, например, стало известно, что свой бизнес в Узбекистане продала МТС, работавшая там с 2004 г.

Низкий уровень жизни породил большую трудовую эмиграцию, главным направлением которой является Россия. Вдобавок население республики стремительно растет. За четверть века, после распада СССР, его численность выросла на треть.

Если в 1992 г. в Узбекистане проживало 21,1 млн чел., то в 2015 г. – уже 31 млн. Демографическое давление ведет к обострению социальных и экономических проблем, решать которые предстоит уже новому руководству страны.

Внешняя политика независимого Узбекистана отличалась резкими переменами курса. В 1992 г. Ташкент присоединился к договору о коллективной безопасности стран СНГ, на базе которого впоследствии была создана ОДКБ. Однако уже в 1999 г. покинул ряды организации и начал участвовать в деятельности созданного под патронажем США антироссийского блока ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Участие Ташкента в деятельности этой структуры продолжалось до 2005 г. После жесткого подавления восстания в Андижане (май 2005 г.) Узбекистан взял курс на сотрудничество с Россией, присоединившись к ОДКБ и Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС). Однако продолжалось это недолго. Вскоре Ташкенту в основном удалось восстановить отношения с США и ЕС, испорченные их резкой критикой действий узбекских властей в Андижане. К налаживанию отношений стремился и сам Запад, видевший в Узбекистане важного партнера и инструмент противодействия российскому влиянию в регионе. Вскоре после этого Ташкент покинул ЕврАзЭС (2008 г.), мотивировав это его неэффективностью, а затем и ОДКБ (2012 г.).

О принципах внешней политики, которым Узбекистан следовал в период правления Ислама Каримова, говорит его выступление 12 января 2015 г. на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса (парламента). Тогда он заявил, что Узбекистан никогда не войдет в объединения наподобие бывшего СССР и не вернется во времена союза, поскольку свой путь развития он уже выбрал. Произошло это выступление вскоре после того, как вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участниками которого на тот момент были Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. В июне 2014 г. президент Узбекистана критиковал только что подписанный президентами России, Казахстана и Белоруссии договор о создании ЕАЭС. «Они говорят, что создают лишь экономический рынок и ни в коей мере не откажутся от суверенитета и независимости, – заявил он, – скажите мне, разве может быть политическая независимость без экономической независимости?».

При этом между Россией и Узбекистаном продолжал действовать подписанный вскоре после Андижана договор о союзничестве, по которому стороны могут обратиться друг к другу за военной помощью в случае внешней агрессии против одной из них.

Политиков, дипломатов и аналитиков сейчас больше всего волнует вопрос, какой курс выберет Узбекистан при новом руководстве и чего следует от него ожидать. По целому ряду оценок, наследие Ислама Каримова еще долго будет определять будущее Узбекистана во всех сферах жизни, и потому резких колебаний его внешней, внутренней политики, а также экономического курса ожидать не стоит.


Нурсултан Назарбаев и Серж Саргсян

День премьер-министра
На пространстве СНГ запущен процесс смены политических элит, не представляющий опасности для России

8 сентября в трех постсоветских республиках были сняты с должностей главы правительств. В Армении о своей отставке заявил Овик Абрамян, в Казахстане президент Нурсултан Назарбаев отправил Карима Масимова на должность председателя Комитета национальной безопасности (КНБ), а в Узбекистане после смерти Ислама Каримова врио главы государства был назначен премьер-министр Шавкат Мирзиёев. ©

«Русская Планета» попыталась разобраться, в чем смысл, не связанных, на первый взгляд, между собой политических переменах.

Модернизация от Саргсяна

Кресло премьер-министра Армении с большой вероятностью займет бывший мэр Еревана, выдвиженец от правящей республиканской партии Карен Карапетян. Президент Армении Серж Саргсян считает, что его кандидат «может стать лидером больших перемен в Армении, который поведет общество к новой экономической и политической свободе». «Он сможет сломать все устоявшиеся стереотипы и придать особую гибкость экономике», — сказал Саргсян.

По его словам, политику в Армении ожидают существенные изменения. Какие конкретно, Саргсян уточнять не стал, но дал понять, что реформы коснутся в первую очередь систему госуправления. Бюрократический аппарат обновится, а высшее руководство примет на вооружение иные приоритеты. Расплывчатые фразы Саргсяна, вероятно, означают желание поправить экономическую ситуацию и найти подход к обществу, которое становится все более оппозиционным по отношению к правящей верхушке.

О необходимости перемен в Армении свидетельствует крупные акции протеста, которые периодически вспыхивают с 2015 года. Особенно жарким для президента и его партии выдался июль этого года, когда группа радикалов захватила здание полка ППС. Вооруженный инцидент в ходе которого погиб полицейский не вызвал массового отторжения в обществе. Более того, на протяжении всей второй половины июля тысячи граждан пытались прорвать кордон из силовиков, выражая поддержку боевикам.

Вывод из едва не разразившейся на улицах Еревана гражданской войны может быть только один: авторитет власти стремится к нулевой отметке, а армянское общество раздражено настолько, что готово поддержать вооруженный мятеж. Судя по недавним событиям, организаторами бунта могут выступить националистические силы, стремящиеся к разрыву союза с Россией и войне с Азербайджаном. Такая политика будет фактически означать крах армянской государственности, но действующий в республике режим либо этого не понимает, либо не в состоянии объяснить это обществу.

Занимающий пост президента с 2008 года Саргсян вряд ли согласиться без боя уйти в отставку. В этом контексте личность Карена Карапетяна внушает определенный оптимизм. 53-летний бизнесмен фигура в политическом плане «чистая». Карапетян не запятнал себя скандалами, сделками и пустой болтовней о народном благе. При этом будущий премьер пользуется популярностью в среде армянской общественности.

Москву Карапетян также устраивает. С 2011 года он связал свою карьеру с российским «Газпромом». После ухода с поста столичного мэра в октябре 2011 года Карапетян был назначен вице-президентом ОАО «Газпромбанк». С 2015 года он является заместителем гендиректора по международным проектам ООО «Газпром энергохолдинг». У Карапетяна сложились прочные связи с российской элитой. Но для Армении большее значение имеет профессиональный опыт Карапетяна: будущий премьер слывет хорошим управленцем и экспертом в сфере энергетики и бизнес-процессов.

Назарбаевская перестановка

В другой дружественной России стране также сложилась непростая социально-экономическая и политическая ситуация. Исламистское подполье в Казахстане спустя пять лет вновь вылезло наружу. Продолжавшаяся несколько дней погоня за боевиками в Актобе и перестрелка в Алма-Ате на фоне растущего уровня бедности, видимо, заставили Назарбаева пересмотреть взгляд на дальнейшее развитие страны.

Перевод Карима Масимова на работу в Комитет национальной безопасности в экспертной среде восприняли неоднозначно. Теперь уже бывший премьер - все же профессиональный финансист, а не госдеятель в генеральских погонах. В связи с этим увольнение Масимова выглядит скорее как почетная отставка или передышка перед новым политическим стартом. КНБ - очень мощная и влиятельная силовая структура. Руководство ею Назарбаев может доверить только безраздельно преданному человеку.

Наиболее вероятной причиной увольнения Масимова являются ошибки в экономической политике. Президент РК стремится выправить рост ВВП и предотвратить обнищание населения, несмотря на падение цен на энергоресурсы. Однако - это тактическая задача. Стратегическая - заключается в диверсификации экономики. С этой целью Казахстан взял курс на инвестпривлекательность, но ощутимых успехов не достиг. В вину Масимову ставятся неумеренные симпатии к китайскому бизнесу. Именно они послужили причиной прокатившихся по стране протестов против закона об аренде земли иностранцами.

Помимо сугубо экономических соображений, не исключено, что в случае с Масимовым Назарбаев руководствовался вполне понятными политическими задачами. Последние годы президент РК предпринимает осторожные усилия с целью транзита власти. На решение о перестановке Масимова могла повлиять смерть президента Узбекистана Ислама Каримова, который был почти его ровесником. Данное событие могло подтолкнуть Назарбаева ускорить процесс транзита своих полномочий. В обойме казахстанского лидера около 15 потенциальных преемников, каждый из которых, вероятно, проходит «обкатку» на ответственных должностях.

Узбекский тандем

Образовавшийся властный вакуум в Узбекистане начинает постепенно исчезать. Уход из жизни Каримова не вызвал (по крайней мере публично) конфликт между его приближенными. Согласие сената на назначение 59-летнего Шавката Мирзиёева на должность врио президента очерчивает будущую конфигурацию политического режима в Узбекистане, которую с нетерпением ждали в Москве и Астане.

В своем первом заявлении Мирзиёев подчеркнул, что продолжит курс Каримова «на углубление демократических реформ и преобразований в политической, экономической и социальной сферах». Для России и центральноазиатских соседей - это наиболее приемлемый вариант. Мирзиёев дал понять, что республика должна сохранить светский характер. Выдвижение Мирзиёева выглядит как компромисс между всеми заинтересованными силами, как внутренними, так и внешними.

Мирзиёев был долгое время ответственным за сбор хлопка, экспорт которого имеет для Узбекистана такое же значение, как сбыт нефти и газа для России. До попадания в кресло премьера Мирзиёев получил опыт управления регионами страны. Несмотря на 13-летнее пребывание на посту второго человека в государстве, жизнь врио президента покрыта завесой тайны. Согласно неподтвержденной информации, Мирзиёев на одной ноге с семьей Каримова и российской бизнес-элитой.

Нынешний врио президента прекрасно разбирается в делах страны, бессменно возглавляя правительство с 2003 года. Как полагают эксперты, за спиной Мирзиёева стоит руководитель Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов. Тандем нынешнего президента и главного по безопасности, скорее всего, свидетельствует о том, что Узбекистан останется относительно стабильной республикой.

Александр Шустов, Алексей Капустин
«Столетие» и «Русская планета», 9 сентября 2016
Tags: 90-е, армения, биографии и личности, бывший ссср, версии и прогнозы, внешняя политика и мид, геополитика и территории, госбезопасность и разведка, двойные стандарты, демография и социология, диктатура и тоталитаризм, диссида и оппозиция, еаэс, евразия, запад, западники и славянофилы, идеология и власть, исламизм и ваххабизм, история, кавказ, казахстан, кланы, коррупция и бюрократия, кризис, либероиды и креаклы, менталитет, миграция и беженцы, мнения и аналитика, народ и элиты, наследие, национализм, национальная идея, независимость и суверенитет, нравы и мораль, общество и население, одкб, отставка, поколения, политика и политики, правители, правительство, протесты и бунты, путин, пятая колонна, развал страны, репрессии и цензура, реформы и модернизация, россия, русофобия и антисоветизм, русский мир, русский язык, сепаратизм, смерти и жертвы, снг и сг, современность, союзники, средняя азия, страны и столицы, стратегия, суды и следствия, терроризм и экстремизм, труд, узбекистан, уровень жизни, факты и свидетели, чиновники и номенклатура, экономфинбиз, эпохи
Subscribe

Posts from This Journal “бывший ссср” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 290
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments