mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Особенности национального развития. Округа России #2 Сибирь

Ещё о реформах в Сибири и геополитике национальной идеи России

Сила — в Сибири
Сибирский федеральный округ призван стать основанием и источником грядущего процветания России / Округа России

Чуть более двух с половиной столетий тому назад Михайло Ломоносов бросил свою знаменитую фразу: «Российское могущество будет прирастать Сибирью». Однако с годами это высказывание оказалось переврано. ©

Другие округа России


Дмитрий Рогозин в Новосибирске на заседании государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Когда его вспоминают, порой говорят, что Сибирью должно прирасти не могущество, а богатство России (в три раза чаще, судя по упоминаниям в интернете). Здесь есть существенный нюанс.

Конечно, Сибирь — богатейший и неисчерпаемый мир, но мы говорим не о богатстве, то есть об использовании, о «потреблении» Сибири, о том, что может быть передано на сторону, включено в финансовые потоки, продано и разменяно на мелкие блага, а именно о могуществе — неотменяемом источнике силы и славы страны и государства.

Образец для страны

9 июня на состоявшемся в Новосибирске заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики омский губернатор Виктор Назаров представил «Сводный каталог сибирской продукции» для использования на Крайнем Севере. В каталог вошло 100 видов разных товаров, в том числе созданных с применением новых, абсолютно уникальных технологий и конструкторских решений. В ближайшее время каталог будет расширен и скорректирован в соответствии с пожеланиями главных «северных» заказчиков.

Ознакомившись с презентацией, вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил создать специальный «арктический ГОСТ». Арктика, по его словам, теперь будет тестом на высочайшее качество всех технологий, «от одежды до сложных механических устройств», и продукция, прошедшая испытания в сложнейших условиях Крайнего Севера, призвана стать эталонной для всей страны.

Это пожелание можно только расширить. Действительно, у Сибири есть все основания, чтобы стать не только образцом, но и лучшим образом России. В какой-то мере именно здесь — квинтэссенция и наших проблем, и наших возможностей. Сибирь представляет российское и евроазиатское начало во всей полноте — промышленная и аграрная, пустая и населенная, прорезанная транспортными артериями и страдающая от бездорожья, с мощными городами и оторванными от остального мира старинными деревнями и поселками по берегам великих рек. Работы и возможностей здесь непочатый край, и Сибирь ждет хозяина и работника.

Такой разный округ

Сибирский федеральный округ занимает 30% территории РФ, но здесь проживают только двадцать с небольшим миллионов человек (около 14% населения страны). В состав СФО входят 12 регионов: Алтайский, Красноярский и Забайкальский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области и четыре национальные республики: Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия. При этом земли СФО — настоящая кладовая страны: 85% общероссийских запасов свинца и платины; 80% угля и молибдена; 71% никеля; 69% меди; 44% серебра; 40% золота. Основа экономики СФО — промышленность, как гражданская, так и военная, но существуют здесь и обширные сельскохозяйственные районы. Алтайский край — одна из основных житниц восточной части России, в Минусинской котловине можно выращивать даже арбузы, Бурятия, Алтай, Тыва — зоны традиционного кочевого скотоводства, возрождение которого может стать важнейшей хозяйственной и культурной задачей. Разнообразие пейзажей, множество гор, рек, озер, источников, первозданных лесов и заповедников делают Сибирь едва ли не самой перспективной территорией для развития внутреннего российского туризма. Несмотря на относительную популярность Алтая, Байкала и Горной Шории, эта отрасль здесь фактически даже и не начинала развиваться. Конечно, у сибирского туризма есть своя специфика. Главное — не разрушить тонкое равновесие между вековечной природой и требованиями к современной туристической инфраструктуре. Трудно представить себе, например, пятизвездочный отель, работающий по принципу «все включено», на красноярских Столбах, в Восточных и Западных Саянах, в Орлике и на Аршане, на берегах Бии, Катуни, Байкала, Телецкого озера или, скажем, в бамовском поселке Новая Чара у подножья Кодарского хребта, на краю самой северной в мире песчаной пустыни, на территории, которая была нанесена на географические карты только в 1930-х годах, причем не кем-нибудь, а знаменитым фантастом Иваном Ефремовым… С другой стороны, стандарты потребления обеспеченных западных туристов, на которые тоже необходимо ориентироваться (это серьезный материальный ресурс), требуют именно «пяти звезд» с круглосуточными барами…

Как и вся Россия, Сибирь не терпит привнесенных извне штампов и стандартов, она требует любви и индивидуальных творческих решений.

Люди и заводы

В Сибири представлены почти все основные отрасли промышленности: цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, промышленность стройматериалов, легкая, пищевая, мукомольная. Эта земля способна не только полностью обеспечивать себя, но и гарантировать устойчивое процветание окружающим территориям. Однако на сегодняшний день ситуация от региона к региону, от города к городу может меняться до неузнаваемости. От архитектурных красот и самых современных пейзажей мы неожиданно попадаем в заповедник давно прожитых 1990-х и даже 1970-х, где, кажется, все пришло в упадок и ничуть не изменилось за последние десятилетия.


Металлургический комбинат / Фото: Донат Сорокин

Признанным индустриально-промышленным лидером не только СФО, но и всей России давно уже стал Красноярский край. Тут работает крупнейший металлургический комплекс в стране, включающий Красноярскую ГЭС, Красноярский металлургический завод (КраМЗ), Красноярский алюминиевый завод и Ачинский глиноземный комбинат. В крае производится почти треть первичного российского алюминия, «Норильский никель» дает 80% никеля, 70% меди, 75% кобальта и более 90% металлов платиновой группы из всего объема производства по России.

Второе место после металлургии в крае занимает машиностроение. Тут и ОАО «Информационно-спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, работающее над системой ГЛОНАСС, и Красноярский завод комбайнов, и Краслесмаш (лесопогрузчики, лесовалочные машины и пр.), и Крастяжмаш (карьерные экскаваторы), и это только начало перечня. Также в Красноярске развита химическая, атомная, фармацевтическая и деревообрабатывающая промышленность. На Красфарме выпускают почти все отечественные антибиотики, а на Красноярском шинном заводе — шины для российских самолетов.

Согласно рейтингу социально-экономического развития, подготовленному компанией Creditinform по сложной методике, учитывающей 15 важнейших показателей (от демографической ситуации, средних зарплат и уровня регионального валового продукта до степени развития малого и среднего предпринимательства), Красноярский край входит в десятку самых развитых регионов страны, совсем немного уступая лидирующим Москве, Татарстану и Петербургу. В I квартале 2016 года в крае обозначился устойчивый экономический рост, а по некоторым показателям (например, производство мяса и мясопродукции) прирост составил 95% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

Кроме Красноярска, мощные промышленные агломерации сосредоточены в Новосибирской области (машиностроение), в Кузбассе (угольная промышленность и металлургия), в Омской (пищевая промышленность, химия, нефтехимия, металлообработка), Томской (нефтехимия, энергетика, машиностроение) и Иркутской (авиастроение, машиностроение, металлообработка) областях.

Забайкальский край, в свою очередь, сохраняет позиции как основная ресурсная база ядерной промышленности страны.

Одновременно Новосибирск, Красноярск, Томск и Иркутск — это еще и знаменитейшие в России научные и университетские центры.

Города и дороги…

Но отнюдь не все так благополучно в Сибири. Важнейшей проблемой округа остаются моногорода. В Сибири ввиду особенностей индустриализации края их особенно много, больших и знаменитых, таких, как Братск, и маленьких, до недавнего времени почти забытых, таких, как кемеровский Калтан или алтайский Заринск. Расселять их на сегодняшний день никто не собирается, к тому же во многих местах градообразующие предприятия хоть и несколько ужались, но продолжают эффективно работать. Однако в любом случае моногорода нуждаются в помощи и постоянной опеке со стороны государства. Если брать СибФО, то это не всегда центральные власти. Так, в Томской и Кемеровской областях, в Алтайском крае давно уже разработаны региональные программы, и они дают определенный эффект. В этом есть резон: на местах лучше видны самые острые проблемы и пути их решения.

Другой проблемой Сибири остается транспортная инфраструктура, прежде всего автомобильные дороги. Масштабы территории и огромные расстояния (тысяча с лишним километров между соседними региональными центрами — Красноярском и Иркутском) делают особенно важными удобные и современные пути сообщения, а они подчас отсутствуют. При этом надо сказать, что с каждым годом ситуация здесь развивается в лучшую сторону. Три десятилетия назад основная сибирская трасса от Омска до Улан-Удэ более чем наполовину была грунтовой, более или менее комфортно проехать там можно было только зимой или в сухую погоду. С тех пор ситуация кардинальным образом изменилась. Но и сейчас на пути между Красноярском и Иркутском, между Тулуном и станцией Зима покрытие оставляет желать много лучшего.


Автомобильная трасса / Фото: Дмитрий Феоктистов

А других транзитных дорог через Сибирь просто не существует. Северная «бамовская» автодорога от Тулуна на Братск, дальше на Усть-Кут и Северобайкальск, по которой часто идут на Крайний Север, пребывает в самом удручающем состоянии. Южную трассу из Алтая в Тыву, через Ак-Довурак, способную значительно сократить расстояние между Западной и Восточной Сибирью, начали было проектировать в позднее советское время, но, к сожалению, оставили за недостатком финансирования и больше к проекту не возвращались. Между тем расширение автодорожной сети могло бы дать мощнейший импульс для развития множества сибирских территорий.

Работа есть

Так или иначе, по большей части в СибФО для людей есть работа и возможность личностного роста (в Красноярском крае предложение рабочих мест выросло за последний год почти на 10%). Однако остались и проблемные точки. Так, в десятку самых депрессивных по уровню безработицы регионов входят Забайкальский край (10,8%), Горный Алтай (15,9%) и Тыва (15%). И хотя до лидирующей по этому показателю Ингушетии (31%) далеко, цифры все равно серьезные. Однако опять же смотреть на них надо с учетом местной сибирской специфики. Все-таки Алтай и Тыва — зоны традиционного кочевого скотоводства. И, несмотря на наличие в Тыве таких промышленных центров, как, например, Ак-Довурак, подходить к уровню трудоустройства местного населения с общероссийским лекалом было бы по меньшей мере наивно.

Но современная Сибирь — не только инфраструктура и территория, индустриальные и научные центры, бескрайние поля и степи. Современная Сибирь — прежде всего особая социальная среда, которую определяют люди часто с уникальной судьбой и квалификацией, с особым, чисто сибирским менталитетом, отношением к России и к своему краю. Не разрушить этот мир, а укрепить и дать ему новый импульс — одна из основных задач государственной политики.
***

…Согласно майскому Индексу социально-экономических настроений населения, подготовленному Финансовым университетом при Правительстве РФ, единственным регионом, где позитивный настрой за последний год не только сохранился, но и несколько укрепился, стала Томская область...

…Согласно опросу HeadHunter, почти каждый второй сибиряк считает себя трудоголиком и порой думает о работе даже во сне. Больше всего таких самоотверженных работников в Омске (47%), в Новосибирске и Томске (46%), в Кузбассе (45%), а в Алтайском крае их «всего» 44%. Любопытно, что мужчины страдают трудоголизмом меньше, чем женщины. По словам участников опроса, «выкладываться на полную» их заставляет сама жизнь…

…На одной из улиц красноярского центра долгое время красовались граффити: «Сила Сибири — мы. И мы — не газопровод»…

Андрей Полонский
«Русская планета», 14 июня 2016
Tags: арктика и антарктика, версии и прогнозы, геополитика и территории, города и сёла, дороги и транспорт, евразия, идеология и власть, инновации, кризис, менталитет, мифы и мистификации, наука, национальная идея, нравы и мораль, общество и население, природа и экология, промышленность, путешествия и туризм, регионы, ресурсы и сырьё, реформы и модернизация, россия, север, сельское хозяйство, сибирь, современность, стратегия, труд, факты и свидетели, экономфинбиз
Subscribe

Posts from This Journal “регионы” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 294
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment