mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Сталиным опылённые / Редкие Мастера

Ещё о культе личности Сталина в культуре

Цветочные знамёна генералиссимуса Сталина
Сталин в живописи, архитектуре, дизайне

Выдающийся советский художник-флорист Анатолий Беляев работал так искусно, что на его гигантских портретах из живых цветов «вожди мирового пролетариата всегда выглядели бодро и свежо». ©

Ещё подарки Вождю народов


«Вождю народа» портрет «вышивали» живыми цветами. Свердловск, ЦПКиО им. В.В. Маяковского, конец 1940 -х гг.

Я хочу рассказать о цветах, вернее не о них, а о том, что можно из них сделать. Речь идёт о картинах из живых цветов, которые в 1940–1960-е годы ежегодно создавались и позиционировались на разных площадках парков Москвы. Как правило это было ВДНХ и Измайловский парк. Главным художником этих живых картин был Беляев Анатолий Николаевич, родной брат моего деда. На сегодняшний момент – это не повторено никем, ни в одной стране (даже приблизительно), несмотря на развитие технологий и совсем другие возможности в этом направлении.

Портрет Сталина (18х15 метров) и совершенно вертикальные знамёна из живых цветов. Фото из журнала «Огонёк», 1951

Флористика – это вид изобразительного искусства, в котором художник вместо красок использует растительные ресурсы: цветы, листья, траву… Ещё 5 тысяч лет назад до н. э. египтяне украшали дворцы, принадлежащие членам правящих семей фараонов, композициями из цветущих растений. Уже в то время искусство по составлению гирлянд и венков из растительных материалов ценилось очень высоко, а люди, овладевшие этим искусством в совершенстве, считались художниками.

Широкое распространение флористики как вида искусства относят ко временам Древней Греции. Эллины преподносили живые цветы только в дар богам. Яркими и красочными композициями из цветов украшали алтари храмов этих жителей Олимпа. Времена правления Римской Империи являются расцветом искусства флористики. На пирах римских цезарей использовались самые причудливые цветочные аранжировки, букеты были массивными и сложными. В золотом дворце императора Нерона фиалки сыпались прямо с потолка в таком количестве, что гости задыхались от их веса.

Много веков в Японии существует ошибана – искусство создания картин из сухих (пресованых) цветов. Кстати, чисто мужское искусство. Самураи постигали путь воина, и ошибана была частью их обучения наравне с написанием иероглифов и владением мечом. Из картин мастеров ошибаны откачивали воздух, в вакууме они могли сохранять свои краски вечно. В эпоху средневекового европейского Ренессанса в моду входят ковры из живых цветов. И наконец – цветочные картины.

О советской флористике известно немного. В 40–60-х годах XX века картины из живых цветов ежегодно создавались и демонстрировались в парках Москвы – в основном на ВДНХ и в Измайловском парке. Это были цветочные портреты, которые в мельчайших деталях повторяли черты «самых дорогих советскому народу людей», точнее только двух человек – Ленина и Сталина. Единожды публике был представлен писатель Максим Горький. Время, когда создавались эти цветочные шедевры, не позволяло разнообразить персонажей.

Повторюсь, создавал эти гигантские цветочные портреты родной брат моего деда Беляев Анатолий Николаевич. В семье сохранились фотоплёнки, на которых запечатлены, к сожалению, недолговечные его творения, и журналы того времени с их фото.

Вот, к примеру, фотография из сохранившегося журнала «Огонёк» за ноябрь 1951г. Шедевр уникален тем, что всё это – портрет Сталина (18 х15 метров), и совершенно вертикальные знамёна – живые цветы. Поначалу знамёна делались с уклоном примерно в 45 градусов, поскольку цветы растут строго вертикально, и их надо было как-то поливать. Но с инспекцией приехал лично Иосиф Виссарионович и сказал как отрезал: «Великая страна не может преклонять своё знамя никогда и не перед кем». И цветы подчинились генералиссимусу. Всё пришлось срочно переделать. Хотя казалось, что это вегетативно для растений невозможно. Знамёна простояли строго вертикально потом целый месяц. Как это удалось брату моего деда – до сих пор остаётся загадкой для специалистов.

Изобретателем отечественной технологии изготовления портретов из цветов является П. И. Волынский (по данным книги «Цветоводство» Геннадия Киселева). А первая цветочная картина в Москве была создана Вано Бежани в 1911 году, на ней был изображён Лев Толстой. Первый цветочный портрет Сталина работы Бежани появился в 1934 году. Мой двоюродный дед Анатолий Беляев не был первооткрывателем технологии цветочных картин, но ему они удавались лучше, чем кому-либо другому, – ювелирно и правдиво. Всего им было создано 20 великолепных живых полотен с 5-этажный дом каждое. И ни одного нарекания от «Вождя всех времён и народов» больше не поступало.


Мастер Анатолий Беляев и его цветочный Ленин – масштаб полотна впечатляет

О масштабах живых творений Анатолия Беляева можно судить по гигантскому портрету Ленина, рядом с которым стоит художник. Кстати, над картиной вместе с ним трудились всего пять помощниц. Проблема заключалась в том, что человек, находясь вблизи картины, мог видеть только отдельные соцветия, но не портрет целиком. Контролировать процесс создания полотна приходилось только на приличном отдалении с помощью голосовых команд, усиленных жестяным рупором.

Но создать портрет – всего лишь полдела. Любые растения не могут жить без воды – и это было ещё одной сложностью. Систем капельного орошения тогда ещё не придумали, и полив производился стандартным путём – очень ранним утром, до прихода посетителей. Кроме этого, каждую ночь происходила замена умерших растений. А материалом для этого служили клумбы, которые специально разбивались в непосредственной близости от картин. Естественно, были и теплицы, и штат работников, их обслуживающих. Таким образом вожди мирового пролетариата всегда выглядели бодро и свежо. Самый страшный враг – сильный дождь (полиэтиленовой плёнки ещё не изобрели).


Процесс создания монументального цветочного портрета – команды подаются издалека через рупор

На изготовление портретов шли следующие растения: для лица – седум, мезембриантемум, или альтернантеры; для волос – альтернантера верзиколор и металлика, смесь обоих альтернантер; для седых волос – сантолина, гнафалиум; для глаз – альтернантера верзиколор, для белков – седум, для зрачков – альтернантера розеа; для одежды – альтернантера верзиколор или розеа, сантолина или оксалис, швы – из фестуки. Фон портретов делается из сантолины, мяты, седума и других растений. Вегетативно все развиваются по-разному, поэтому необходимо было знать, когда какие сеять семена, получать рассаду (по типу помидор) и достигать одновременного цветения разных растений. В строго обозначенное время высадить в прототипы сегодняшних торфяных горшочков и разместить в определённом порядке в деревянные клетки. Погибающие и неправильно развивающиеся растения менялись ночью.


Анатолий Беляев и его помощницы

Когда эпоха Сталина миновала, под руководством Анатолия Беляева на ВДНХ были созданы цветочные календарь и часы, которыми любовались миллионы посетителей долгие годы. Как же удавалось поддерживать непрерывный ход стрелок цветочных часов? Секрет был прост: специально обученная женщина каждые 5 минут переставляла горшки с цветами, обозначавшими минутную стрелку, и каждые 15 минут – часовое обозначение времени.


Цветочные часы и календарь на ВДНХ

Участвовал Беляев и в создании необычно огромных цветочных стел и ваз, которые на самом деле представляли собой вертикальные цветники и газоны. Удивительно, но это абсолютно вертикальные творения. Кто хоть раз пытался самостоятельно возделывать газон из простой травы на своём дачном участке, наверное, сможет оценить хитроумность творчества автора. Ведь газонокосилок с вертикальным взлётом не придумали и до сих пор. Неужели мастеру Беляеву удалось разгадать секрет одного из семи чудес света – висячих садов Семирамиды?

Выдающийся художник-флорист Анатолий Николаевич Беляев неоднократно представлялся к награждению Сталинской и Ленинской премиями, но ввиду того, что его творения не подпадали под категории живописи или скульптуры, государственное признание обошло его стороной… Немаловажный факт, что Анатолий Николаевич, создавая свои творения, был инвалидом. У него не было одной ноги.


Сканы бумажного варианта статьи / Кликабельно

Фото из семейного архива Беляевых
Николай Беляев
«Совершенно секретно», №8/385, 16 августа 2016
Tags: агитпроп и пиар, архитектура и дизайн, биографии и личности, воспоминания, живопись, идеология и власть, искусство, история, культ личности, культура, нравы и мораль, общество и население, правители, природа, профессии и умение, социализм и коммунизм, ссср, сталин и сталинизм, техника и технологии, традиции, факты и свидетели, эпохи
Subscribe
promo mamlas march 15, 2022 15:56 290
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments