mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Христианский Восток #8 Армянское христианство

Ещё о христианстве на Бл.Востоке здесь, здесь и здесь и христианстве на Кавказе здесь, здесь и здесь

Культура христианского Востока. Культура армянского христианства
Историк Алексей Муравьев о важных аспектах армянской культуры, проникновении христианства в Армению и диалектах армянского языка / Курс лекций «Культура христианского Востока» историка Алексея Муравьева о языковом и культурном разнообразии цивилизации христианского Востока

В науке востоковедения изучение исторической общности христианских культур и языков, сложившихся в начале 1-го тысячелетия н. э., составляет отдельный раздел. Христианство, родившееся в арамейско-греческой среде Палестины, повлияло на формирование целого ряда своеобразных культур: сиро-арамейской, коптской, грузинской, армянской, арабо-христианской, арабско-христианской, древнеуйгурской и ряда других. Эти культуры благодаря влиянию христианства сформировали отдельные литературные, художественные, языковые, вероисповедные традиции, до сих пор влияющие на идентичность их носителей. Христианская вера продолжает быть одним из важных факторов на Ближнем востоке и в Центральной Азии. В этом курсе будет рассказано о важнейших культурах этой общности. ©

Ещё в курсе


В результате чего возник армянский этнос? Как развивались отношения Армении и Византии? Каким образом в армянской культурной традиции сочетаются монашеский и воинский компоненты? На эти и другие вопросы отвечает кандидат исторических наук Алексей Муравьёв.

Алексей Муравьёв — кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project

Культура армянского христианства — Алексей Муравьёв

— Армянская культура представляет собой одну из трех больших культур христианского Востока на Кавказе: это армянская, грузинская и кавказско-албанская (на территории современного Азербайджана и Нагорного Карабаха). Из них грузинская и армянская дожили до наших дней, а кавказско-албанская осталась только в памятниках истории культуры: рукописях, надписях и сочинениях историков, в том числе армянских.

Армяне — это этнос, возникший в результате смешения двух потоков: один — автохтонный кавказский, так называемый урартский этнос, и второй — это так называемые «мушки», или индоевропейские мигранты, которые пришли на территорию современной Армении из центра Малой Азии после крушения Хеттской державы. В результате возникла уникальная, своеобразная, пестрая этническая картина, которая имеет важное отношение к истории армянского христианства, потому что армяне говорят на индоевропейском языке — языке, родственном греческому, русскому, немецкому, французскому и другим, но при этом их язык очень богат в смысле заимствований как из субстратных урартских слов, так и из других языков — арамейского, персидского и прочих.

Самоназвание армян — это «айк» (множественное число), и современное название Армении — Айастан — восходит именно к этому самоназванию. Грузины называли армян «сомэхи». И грузинское «сомхури» — это такое местное кавказское наименование армян.

Уже в начале нашей эры в в Армению проникает христианство. С 301 по 317 год происходит проникновение в Армению грекоязычного и сироязычного христианского влияния, которое приводит к тому, что благодаря усилиям такого знаменитого деятеля, как Григорий Просветитель, или по-армянски Лусаворич, царский дом Аршакидов принимает христианство. Все это приводит к тому, что начинается христианизация страны. И во многом эти усилия координируют два великих просветителя Армении — Саак Партев, или Парфянин, и Месроп Маштоц. Именно Месропу Маштоцу биография, написанная его учеником Корюном, присваивает честь и заслугу изобретения армянского алфавита.

Этот алфавит связан с другими алфавитами кавказских культур — грузинским и кавказско-албанским. Он не похож на другие алфавиты христианского Востока, что представляет для ученых большую проблему. Самое простое объяснение — что Месроп Маштоц изобрел все три письменности (именно так предлагает считать нам армянская историография) — подвергается некоторыми учеными сомнению. По крайней мере, сейчас мы не можем решить эту проблему.

Армянская культурная традиция развивается дальше в сложных отношениях в том числе с Византией, разделение с которой по религиозному принципу произошло в V веке и окончательно оформилось в VI–VII.

Армения приняла версию нехалкидонского православия, часто его называют монофизитством.

Это связано с тем, что византийские церковные богословы считали, что во Христе есть две природы, божественная и человеческая, соединенные в одной ипостаси. В то время как сирийские и армянские богословы считали, что во Христе есть одна сложная природа, которая объединена внутри одной ипостаси. Из-за этого в Византии возникло выражение μόνη φύσις (мони фисис) – «единая природа», как неточное обозначение веры не принявших Халкидонский собор христиан. Но самоназванием армянской церкви и армянского православия это никогда не было.

Армянское христианство интересно во многих отношениях. Во-первых, оно сохранило многие архаические христианские предания. Это общая типологическая черта многих культур христианского Востока — они сохраняют прошлое в своих национальных традициях. Во-вторых, армянская традиция породила очень богатую, интересную литературу. Достаточно назвать имена историка Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского, как его называли у нас в прежние времена), знаменитого поэта Григора Нарекаци (Григория Нарекского), Езника Кохбаци, философа и мудреца, и других писателей и поэтов, которые создали выдающиеся произведения, до сих пор являющиеся вершинами мировой литературы.

Вторым важным моментом армянской культуры, конечно, нужно назвать армянские рукописи. Это уникальное явление. В частности, миниатюры — многие армянские художники создали фантастические по своему качеству типы миниатюрирования рукописей, превосходящие даже византийские образцы.

Затем необходимо назвать, конечно, армянское храмовое строительство, храмоздательство. Армянская храмовая архитектура уникальна по своему типу — это барабанные церкви, которые известны нам под названием типично армянской церкви. Они представляют собой очень интересную в архитектурно-историческом плане структуру, которая изучается учеными и специалистами по архитектуре как по-своему шедевральная.

И, наконец, надо сказать, что армянская традиция интересна сочетанием монашеского и воинского компонентов, потому что героическое внутри армянской культуры тоже существует. Армяне долго боролись против персов — тут можно вспомнить знаменитую сагу Мамиконянов, в которой были герои и воины, — и против арабов, и, в конце концов, против турок. Здесь нужно вспомнить о знаменитом армянском геноциде 1915 года, который был последним этапом этой сложной межкультурной и межэтнической истории. Благодаря во многом заступничеству Российской империи Армения получила в начале XX века свои окончательные государственные границы и теперь развивается в рамках моноэтнического государства.

Важной чертой армянской культуры является то, что часть армян исторически проживала на территории Ближнего Востока — это Сирия, Ливан и Египет. Отчасти это было следствием того, что во времена Крестовых походов, в XII–XIII веках, армяне активно участвовали в создании государств крестоносцев на Востоке, было даже отдельное армянское киликийское царство Рубенидов. Киликийская Армения существовала на Ближнем Востоке, пока ее не разрушили нашествия мусульман — мамлюки, Тамерлан, монголы и так далее.

Поэтому в современном армянском языке есть два диалекта: восточный, на котором говорят в Армении, и западный диалект, на котором говорят в Ливане и Сирии. И армяне играют довольно значительную роль в культурной палитре современного Ближнего Востока — Ливана, Сирии, отчасти Иордании. Из Египта многие армяне уехали, в частности, во время волны репатриации в 1950-х годах.

Какие проблемы существуют в изучении армянской культуры? Прежде всего, это, как всегда, источники — недостаточность источников по многим вопросам. В частности, взаимоотношения армянской культуры с другими культурами Ближнего Востока, в том числе с сирийской. Мы знаем, что сирийцы активно участвовали в V–VII веках в армянской церковной политике, но степень этого участия и роль сирийцев в том, что армяне выбирают не византийскую, а именно ближневосточно-сирийскую традицию, недостаточно изучена, и сейчас об этом идет много дискуссий.

Во-вторых, есть важная история, о которой есть книга Александра Петровича Каждана, — об участии армян в управлении Византийской империей.

В составе правящих классов Византии было много армян: многие спарапеты и куропалаты были из армян.

И, конечно, очень важным моментом являются связи армян с другими культурами Ближнего Востока. В частности, есть сюжет армяно-эфиопской связи: армянская традиция повлияла каким-то образом на эфиопскую, есть серия статей, посвященная этой проблеме в науке.

И, пожалуй, последнее, что нужно назвать, — это восстановление того, что было утрачено, прежде всего рукописей и предметов искусства, в результате геноцида начала XX века и других драматических и сложных событий, которые произошли с армянским рукописным и культурным наследием и привели к утрате большого количества материала. И поэтому сейчас у нас есть лакуны, которые мы должны заполнять.

Армянский язык и армянская культура изучаются во многих западноевропейских и американских странах — не только потому, что там есть армянские диаспоры, но и потому, что это важная часть христианского Востока и важная часть истории Ближнего Востока вообще. В этом смысле армянскую традицию можно назвать одной из ключевых на всем христианском Ближнем Востоке. В российском востоковедении в начале XX века она также была одной из важных традиций — можно назвать, в частности, имя Николая Яковлевича Марра, который приложил много усилий, для того чтобы российская армянистика занимала передовые позиции в мировой науке.

© ПостНаука, 15 июля 2015
Tags: 20-й век, армения, архивы_источники_документы, архитектура и дизайн, биографии и личности, бл_восток и магриб, версии и прогнозы, видео, войны и конфликты, геноцид, геополитика и территории, героизм и подвиги, дискуссии, древний мир, известные люди, интервью и репортаж, искусство, исследования и опросы, история, кавказ, культура, литература, менталитет, мифы и мистификации, мнения и аналитика, народы, наследие, наука, писатели и поэты, письменность, православие, религии, родина и патриотизм, российская империя, русский мир, святые, священники, сирия, сказки и эпос, современность, средневековье, страны и столицы, традиции, турция и византия, ученые, факты и свидетели, храмы и монастыри, христианство, цивилизации, языки
Subscribe

Posts from This Journal “армения” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 294
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments