?

Log in

No account? Create an account
ЗАПИСИ ДРУЗЬЯ АРХИВ ОБО МНЕ ЗЕРКАЛО РАНЕЕ РАНЕЕ ДАЛЕЕ ДАЛЕЕ
MAMLAS
СтУЧИТЕСЬ - ВАМ ОТкРОЮТ
mamlas
mamlas
Культ и табу Фиделя / Сходство и различие со Сталиным
Ещё о Фиделе здесь, здесь и здесь

Культ личности Фиделя Кастро
Филолог Александра Архипова о разрушении культа личности Фиделя Кастро, социализме на Кубе и анекдотах о бессмертном лидере революции / октябрь, 2016

Существует сексуальный туризм. Существует интеллектуальный туризм. Существует туризм ради моря и фруктов. Но на Кубу есть еще отдельный вид туризма: очень многие ездят посмотреть на то, как устроен социализм на Острове свободы, как его называли в прессе 1960-е годы. ©

Ещё с Архиповой


И очень часто кажется, что на самом деле то, что было создано на Кубе, во многом изначально было калькой советской системы — с культом личности, со стыдливым потреблением, с нелюбовью к вещам, с советскими ритуалами, с демонстрациями, с красными флагами. Все это было передано на Кубу и так там и сохранилось.

На самом деле это так и не так. В августе 2016 года Фиделю Кастро исполнилось 90 лет. Он до сих пор жив, этот бессмертный лидер революции. И в качестве эпиграфа можно рассказать такую замечательную историю, которая показывает, чем Фидель Кастро отличается от Сталина, да и от Хрущева с Брежневым тоже.

Культ личности Фиделя Кастро - Александра Архипова

Александра Архипова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.

Кубинская революция произошла в 1959 году, и довольно быстро была совершена попытка контрреволюции. На два пляжа Кубы высадился десант из Майами, целью которого было свергнуть правительство Фиделя Кастро. И произошла эпическая битва, которая закончилась победой сил добра — победой Фиделя Кастро и революционных войск. И тут перед Фиделем Кастро встала проблема. У него на руках оказалось довольно большое количество живых и даже не совсем раненых пленных, взятых в этой битве. Что с ними сделать? Можно было бы их расстрелять. Тогда бы все писали о том, что он тиран и убийца. Можно было бы их посадить в тюрьму, но на Кубе нет таких тюрем, которые могли бы вместить столько людей. Кроме того, их надо кормить и содержать, и это экономически довольно затратно для очень бедной на тот момент страны. Отпустить? Они вернутся в Майами и повторят то же самое через год.

И Фидель Кастро пришел к необычайному выводу. Эта история очень хорошо показывает то различие, которое существует между советскими лидерами и Фиделем Кастро. Фидель Кастро выступил с речью (а он замечательный ритор), что на Кубе очень бедная ситуация и дети не едят вкусных вещей. Поэтому он обращается к мировому сообществу и, в частности, американскому правительству. Он предлагает обменять пленных на банки компота для детей. И на Кубу прибыл танкер с компотом. Пленные были обменяны на компот. И кубинские дети в реальности получили этот компот, какую-то там долю банки на душу населения.

Пленные были отпущены, отправлены в Майами на том же самом танкере. Эта история показывает его превосходство как политика. Это был такой прекрасный символический жест унижения, потому что больше никогда никакая контрреволюция серьезно против Фиделя Кастро не готовилась. Эти люди, антикастровское движение, контрреволюционное, желающее реконструировать предыдущий режим на Кубе или создать новый, больше никогда не смогли осмыслить себя как некоторое великое движение. Они все понимали, и все про них знали, что голова каждого пленного стоила несколько банок компота.

Фидель Кастро был крайне харизматичным лидером революции. Но потом Советский Союз пал. Рублепровод, как называют его на Кубе, закончился, и наступил «специальный период» — это эвфемизм, которым табуируются 10 лет экономической разрухи, по сравнению с которой наши 1990-е годы — это какой-то рай. И только сейчас на Кубе наступает период, близкий к нашим 1990-м годам. Фидель Кастро болен. Он ушел с должности, и на его место заступил Рауль Кастро, его брат.

И то, что мы сейчас видим на Кубе, — это то, как постепенно система представлений, формирующая кубинский тип культа личности, сейчас разрушается. И именно за счет тех элементов, которые разрушают культ личности, мы видим, как он был сложен. Например, никакой информации о личной жизни Фиделя Кастро не может быть опубликовано — сведения о женах, детях, внуках, племянниках. Это все засекречено, это все в области слухов. Место, в котором он живет, нигде не называется. У него нет места жительства, у него нет адреса. Это место называется punto será (‘нулевой пункт’) — предположительно часть района Гаваны, но это только предположение.

И вот сейчас о его болезни нельзя говорить. Это тоже абсолютное, тотальное государственное табу. И мы видим, как это табу существует: выходит спектакль по пьесам Брехта «Король умирает», не имеющий никакого отношения к Фиделю, и внезапно цензура с диким скандалом спектакль запрещает и снимает его. Почему? Потому что кто-то решил, что название спектакля «Умирающий король» — это отсылка к Фиделю Кастро, из чего можно легко эксплицировать, что табу на неупоминание его состояния существует.

На этом фоне ходят слухи, что ему готовится мавзолей. Этого мавзолея никто не видел, это только слухи. На этом фоне национальное телевидение показывает, как Рауль Кастро, его брат, нынешний глава правительства, приходит к могиле своей жены, что уже совершенно невозможно, потому что никакой личный контекст вокруг Фиделя невозможен (так и советские люди не знали про жену Сталина, жену Хрущева). И вот национальное телевидение показывает, как Рауль Кастро приходит с цветочком к могиле жены, причем могила очень скромная, просто камень, на котором написано «Рауль и Вильма». То есть это будущая могила Рауля, и об этом открыто говорится на телевидении. Так Рауль Кастро разрушает табу вокруг своего брата.

Знаменитейший телемост между Обамой и Раулем Кастро в декабре 2015 года, где Рауль говорит: «Дорогие кубинцы, Америка нам больше не враг, всем спасибо, все свободны. Теперь мы дружим». И начинается всеобщее ликование, люди плачут на улицах, потому что наконец-то этот линк между кубинцами, которые живут в Майами (а их там 3 миллиона), и населением Кубы, которых 12 миллионов, то есть в 4 раза больше, наконец-то будет восстановлен. Но что люди начинают обсуждать бурным образом после этого? Что они увидели в офисе Рауля, потому что за спиной у него (и это увидела вся Куба, а также все Майами) портрет Че Гевары, Хосе Марти, то есть национальных героев, и портрет его умершей жены. И то, насколько бурно это обсуждалось, выявило то, что на самом деле никакого личного контекста вокруг Фиделя быть не могло.

Фиделя нельзя упоминать в негативном контексте. Один мой знакомый увидел лозунг на заборе “Abajo Fidel” («Долой Фиделя!»). Он пришел в университет на партсобрание и рассказал об этом лозунге. Так он сказал: «Я видел лозунг “Abajo Fidel” (“Fidel” произносится без звука, только артикуляция). Он не стал произносить имя Фиделя в этом контексте. Когда кубинцы говорят о Фиделе и при этом не хотят, чтобы это было более или менее понятно, то они называют его огромным количеством прозвищ: Маноло, Фифи и так далее. Либо говорят el loco (‘сумасшедший’). Могут показывать вот так вот (стучит двумя пальцами правой руки по левому плечу — прим. ред.). Что говорит у нас этот жест? Это указание на эполеты: Фидель Кастро всегда выступает в военной форме.

Кроме этого, на Кубе невозможно помещать изображение лидеров в профанный, бытовой контекст. И нарушение этого табу идет с границ сакрального пространства. Эта граница там, где мы взаимодействуем с туристами, потому что туристы — это на самом деле не совсем кубинцы. На этой границе туристам можно продавать майки или футляры с изображением Че. И только два года назад на прилавках для туристов стали появляться такие маленькие смешные куколки Фиделя. Еще три года назад этого не было.

Мало того, например, есть знаменитый герой Кубы Хосе Марти, идеолог кубинской независимости. Есть очень мало его фотографий. Главная — та, с которой срисованы все его изображения, где он прячет обе руки за спину. Согласно фольклору, городской легенде, слухам, это произошло потому, что он там пил джин в кустах и тут его фотограф застукал. Поэтому неофициальное прозвище Хосе Марти — Pepe Ginebrita (‘Пепе подшофе’).

И вот мы приходим в кафе в туристическом городе, где нам предлагают меню. И в этом меню, рассчитанном на туристов (это дорогое кафе, туда кубинцы не пойдут), мы вдруг видим название кофе с алкоголем Pepe Ginebrita. Это то, что еще два года назад было невозможно. Абсолютно неофициальное название, довольно оскорбительное для национального героя, вдруг проникает в какой-то печатный текст и предъявляется туристам.

На этих границах нашего мира, на тех границах, где мы взаимодействуем с туристами, культ личности Фиделя начинает постепенно разрушаться. При этом сам Фидель всегда утверждал, что на Кубе культа личности нет. И он даже запретил ставить статую в свою честь и называть улицы своим именем, был категорически против этого. И понятно почему: когда он приехал в Советский Союз и взаимодействовал с Хрущевым, это как раз был пик десталинизации с полным отказом от культа личности Сталина. Тем не менее, хотя культ личности на Кубе и не похож на то, что мы имели в советское время, он имеет те самые общие черты, о которых я говорила, и таким же образом сейчас разрушается.

О сходстве и различии культа личности можно судить по многим факторам, но, в частности, по тому, как отражаются политические лидеры в фольклоре, например в анекдотах. Сталин в своих прижизненных анекдотах выступает крайне жестоким. Образ мудрого правителя, который выигрывает поединок с Черчиллем и Рузвельтом, появляется только во время войны. А вот о Фиделе Кастро есть два типа анекдотов: в меньшинстве из них он глупый, а в большинстве пусть очень странным образом, но выигрывает ситуацию.

Например, есть множество анекдотов, в которых Фидель Кастро умирает и попадает в ад, где начинает проводить политику марксизма-ленинизма, гонять чертей на партсобрания. И Люцифер, утомленный Фиделем Кастро, договаривается о его командировке в рай. Фидель Кастро отправляется в командировку в рай и исчезает. Через месяц Люцифер, соскучившись по Фиделю, звонит в рай. Ему отвечает незнакомый голос:

— Где товарищ Фидель?

— Товарищ Фидель на партсобрании.

— А где святой Хуан? (Это один из покровителей рыбаков на Кубе.)

— Товарищ Хуан проводит политинформацию среди рыбаков.

— А где Дева Мария?

— Она открывает приют для проституток.

— Простите, а где Бог?

— Во-первых, не Бог, а товарищ Бог. Во-вторых, вас что, не научили, что Бога нет?

Вот здесь Фидель Кастро не совсем положительный герой, но при этом он оборачивает ситуацию в свою пользу. И это значительное отличие от того, что мы имели в дохрущевское время, где было слепое обожание и отчаянная ненависть, да и в брежневское время, когда люди старались максимально дистанцироваться от своего отношения к политике.

© ПостНаука, 20 октября 2016

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

2 РЕПЛИКИ или ВАША РЕПЛИКА
promo mamlas march 15, 2022 15:56 253
Buy for 30 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
Comments
livejournal From: livejournal Date: Март, 22, 2017 03:39 (UTC) (Ссылка)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
mamlas From: mamlas Date: Март, 22, 2017 11:59 (UTC) (Ссылка)
+
2 РЕПЛИКИ или ВАША РЕПЛИКА