mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Код революции выставка не раскрывает, но Федотову понравилось... / Консенсус невозможен

Ещё культура Революции и красно-белое единство

«Чтобы у нас больше не было поводов для создания музеев революции»
В Москве открылась выставка «1917. Код революции» / Началось празднование 100-летия русской революции

К столетию революции Музей современной истории России открыл выставку «1917. Код революции», посвященную событиям столетней давности. ©

Ещё о «Примирении красных и белых»


В центре экспозиции — подлинная дверь Александровского централа города Иркутска; по мысли кураторов музея, спусковым крючком для революционных событий стала амнистия политзаключенных, которую объявило Временное правительство в первые дни правления.

Кроме того, на выставке будут представлены личные вещи участников событий, записки Владимира Ленина и другие уникальные экспонаты — от иллюминатора с легендарного крейсера «Аврора» и телефонного аппарата из штаба революционеров до оружия с места расстрела царской семьи. Кроме того, на выставке можно видеть журналы и агитационные плакаты столетней давности — всего около 1,5 тыс. редчайших исторических артефактов из фондов Музея современной истории России и Российского государственного архива социально-политической истории.


2.

Вчера [21 октября 2017 года] вечером в Музее современной истории России открытием выставки «1917. Код революции» началось празднование 100-летия русской революции. Выставка стала первым мероприятием, которое одобрено оргкомитетом празднования, созданным по распоряжению президента Владимира Путина. Эмоциональная окраска в оформлении выставки однозначна и оставляет у посетителя чувство надвигающейся грозы и тревоги. ©


3.

Выставка — первый полномасштабный проект, приуроченный к столетней годовщине революции 1917 года, она подготовлена совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ). Как сообщила “Ъ” куратор выставки заместитель начальника отдела обеспечения сохранности документов РГАСПИ Елена Мягкова, «выставка уникальна»: на ней представлены копии 800 редких архивных документов. По ее словам, это оказалось возможным, так как в советское время РГАСПИ, как архив социально-политической истории ЦК КПСС, имел право изымать и аккумулировать у себя все уникальные документы о революции. В целом на выставке представлены 1,5 тыс. исторических артефактов, в том числе фондов Музея современной истории России. Среди экспонатов — записки Владимира Ленина, предметы церковного облачения патриарха Тихона, оружие с места расстрела царской семьи, иллюминатор крейсера «Аврора», телефонный аппарат из штаба революционеров, журналы и агитационные плакаты столетней давности.


4.

Над каждым стендом размещены цитаты философов и мыслителей о революции. Например, слова патриарха Тихона (Беллавина), сказанные им в январе 1918 года: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы… Властию, данною Нам от Бога… анафематствуем вас, если только носите вы еще имена христианские». Или слова философа Николая Бердяева: «Никогда в стихии революции, и особенно революции, созданной войной, не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных принципов. В революционную эпоху побеждают люди, склонные и способные к диктатуре». На стендах — фотокопии документов, например декрет Совета народных комиссаров от 14 декабря 1917 года по Министерству финансов об урезании государственных пенсий.


5. Министр культуры России Владимир Мединский на открытии выставки «1917. Код революции» в Москве, 21 марта 2017 года

На выставке нет ничего от устаревших советских экспозиций об истории революции. Это современное музейное интерактивное пространство. Тем не менее эмоциональная окраска не оставляет выбора для трактовок: революция — зло. Символом революции в прочтении организаторов стала грозовая туча, проекция которой выведена на потолок. Клацающий звук подпольной пишущей машинки смешивается с резкими рублеными фразами выступающих с трибуны революционеров (транслируются архивные аудиозаписи), а зал, посвященный революционному октябрю, весь залит красным светом, видимо символизирующим кровь.


6.


7.

Открывая выставку, директор музея Ирина Великанова напомнила, что изначально он был создан как Музей революции (идея создания музея появилась после Февральской революции 1917 года) — как раз в этот день 100 лет назад. Член оргкомитета министр культуры Владимир Мединский поздравил музей со столетием: «Желаю нам всем, чтобы у нас больше не было поводов для создания музеев революции». А директор РГАСПИ Андрей Сорокин призвал присутствующих выбирать такие формы гражданской активности, которые не вели бы страну к состоянию «чистого листа».


8.

О желании регионов отметить 100-летие революции рассказал член оргкомитета академик РАН Александр Чубарьян. По его словам, в оргкомитет подано огромное количество заявок из всех субъектов РФ. «Какие бы разные взгляды у нас ни были на это событие, но все признают огромную роль революции и ее влияние на весь XX век»,— сказал он и добавил, что делегации многих стран мира, в том числе США, выразили намерение приехать в Россию на центральные юбилейные мероприятия осенью.


9.

Опросы на тему истории и революции в течение года будет проводить Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Об этом сообщил “Ъ” член оргкомитета глава ВЦИОМа Валерий Федоров на выставке. Осенью исследования будут обобщены. «Посыл власти понятен: извлечь уроки, объединить мнения противоборствующих сторон, не допустить повторения и двигаться дальше»,— сказал он, отметив, что «пока не ясно, получится ли все это воплотить», особенно с учетом поколенческих особенностей, ведь «каждое поколение к одному и тому же историческому событию относится совершенно по-разному».


10.

Гость выставки глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов экспозицией остался доволен. Он отметил полноту и объективность представленных документов и нашел на выставке документальное отражение разных точек зрения. Он обратил внимание на скульптурное изображение председателя Временного правительства Александра Керенского в обрамлении ангельских крылышек: «Полагаю, тогда начал складываться культ личности Керенского». В то же время господину Федотову не хватило личностных историй рядовых участников революции, а не только известных исторических деятелей. «Когда я рассказываю о жертвах политических репрессий, то аудитория лучше всего запоминает именно это. Все остальное может выветриться»,— отметил он.


11.

Трудности кодировки
Выставка «1917. Код революции» в поисках новой идеологии

За яркими экспонатами выставки в бывшем Музее революции скрывается недосказанность, а код революции остается неразгаданным, считает Владимир Максаков. ©


12. Министр культуры России Владимир Мединский на открытии выставки «1917. Код революции» в Москве, 21 марта 2017 года

«Код революции» освещает революционный год в целом, и в залах выставки нашлось место и для печатного станка, и для вышедшей из-под его пресса газеты. Нескольким дням и даже часам уделено особое внимание в документах, передающее ускорение хода исторического времени (это касается прежде всего февральских и октябрьских событий), в то время как некоторые другие периоды словно останавливаются, пока мимо них проносится набравший слишком уж высокую скорость «локомотив истории». Ощущение того, что «власть валяется под ногами», передано — вот только не понятно, почему подняли ее большевики? Впрочем, авторы выставки, похоже, и не ставили своей целью показывать логику исторического процесса, и за яркими экспонатами скрывается недосказанность.


13.


14.

Представленные на выставке экспонаты — редкий бюст Ленина с волчьим оскалом (работы Георгия Лаврова) или Керенского с крылышками вместо ушей (работы скульптора Биамара), коллекционный набор тарелок с карикатурами на политических деятелей, облачение патриарха Тихона — не столько складываются в единую картину революции, сколько напоминают о революционном разрыве с собственной историей. Да, все это невероятно интересные сами по себе предметы. Но здесь они выступают иллюстрациями к событиям, понять которые мы все еще не можем. Своего рода фрагментарность ярче всего отражает революционный процесс, но также и разброс мнений, и отсутствие точки их пересечения.


15.

В исторический контекст выставки вводят хронологические таблицы и броские цитаты из современников, отражающие прежде всего точку зрения тех, в чьих руках находится в данный момент власть. Ленин, к примеру, выражает свои взгляды уже после 25 октября 1917 года, а не как революционер (или даже провокатор) периода «Апрельских тезисов».


16.

Говоря об этом контексте, министр культуры Владимир Мединский, директор музея Ирина Великанова, академик Александр Чубарьян и директор Российского архива социально-политической истории Андрей Сорокин не раз употребляли словосочетание «великая российская революция». Судя по всему, это обозначение должно прийти на смену прежним и объединить Февраль с Октябрем — а уже через них можно перебросить шаткий мостик к прежней исторической традиции. Господин Чубарьян вообще раздвинул хронологические рамки «великой российской революции» с 1917 по 1922 год — эта датировка позволяет избежать словосочетания «гражданская война». В трактовке революции наметился сдвиг на подчеркивание ее всемирного характера, но не с прежней точки зрения («мы первые, но за нами весь мир»), а с упором на уникальный исторический опыт России.


17.

Правда, на выставке эта связь с мировой историей немного теряется, так что становится неясно, чем восхитила революция, к примеру, американского журналиста Джона Рида, чьи вновь ставшие обязательными цитаты украшают стены. Сопровождающие экспонаты тексты подводят к мысли о неизбежности (которая не равна необходимости) революции, и возвращение Ленина в Россию представлено не вояжем в пломбированном вагоне, а бодрой прогулкой по весеннему Стокгольму в компании друзей и единомышленников. Большевики и правда начинают восприниматься как те еще государственники (какими они и хотели себя видеть), внесшие хоть какое-то подобие порядка в уже погибавшую страну и оказавшиеся на поверку не такими уж революционерами.


18.

Революция предстает только как трагическая интермедия между Российской империей и советской Россией. Вот и стол Якова Свердлова пустует: кроме Underwood и обязательной лампы со стеклянным абажуром, на нем нет ничего: ни документов, ни расстрельных списков. Бескровный Февраль по непонятным законам истории плавно перетекает в умеренно кровавый Октябрь; добрый дедушка Ленин незадолго до отъезда из Цюриха дарит маленькой девочке игрушечную собачку (и это, пожалуй, один из самых необычных предметов «Кода революции»), а сквозь решетку царскосельского парка солдат убивает колли, с которой любил гулять Николай II.


19.

При этом на самой выставке нет экспонатов, которые показывали бы успехи (или, наоборот, неудачи) дореволюционной России. Иллюстрируя развитие России до 1917 года, авторы «Кода революции» отказались от мысли использовать ставшую уже обычной точку отсчета — 1913 год. Вместо его статистики перед нами проходит абрис социально-политической истории Российской империи при Николае II в документах и повседневность в запоминающихся деталях быта. А потом возникает фотография с заседания первого большевистского правительства, где Сталин стоит сразу за Лениным и, ухмыляясь, что-то ест.


20.


21.

В музейном пространстве причудливым образом сплетаются два ключевых смысла русской революции: первый — что большевики уберегли Россию от сползания в хаос, второй — что они стали на сторону «извечного» государства российского, а вовсе не «углубили и уширили» (по словам Ленина) разрыв со старым, строя новый мир. «Революция никого и никогда не избавляет от бремени тирании, она лишь успешно перекладывает его с одного плеча на другое»,— подчеркнул господин Мединский, цитируя Бернарда Шоу и, очевидно, имея в виду преемство власти советской России и Российской империи.


22.

Вопрос о причинах революции задан, но ответ на него еще предстоит найти. Первая мировая война, в которой российская императорская армия вроде бы побеждала до 1917 года, представлена среди прочего внушительным минометом, но при этом не понятно, была ли она «войной, породившей революцию». Вместе с тем среди почти 1,5 тыс. экспонатов невозможно найти документ или фотографию об ужасах революции. Выхваченный из великого и страшного года кожан красногвардейца смотрится еще одним мундиром, напоминая в духе военно-исторической преемственности представленную в начале выставки дореволюционную форму военного летчика.


23.

Последний зал выставки посвящен революционному искусству, использовавшему русский авангард, впоследствии уничтоженный властью. Его самое аутентичное выражение — плакат, создававшийся подчас силами передовых поэтов и художников и остававшийся притом самым «народным» видом искусства. Только плакаты, по сути, и намечают линию размежевания между политическими лагерями и показывают крайности их взглядов (выходя при этом за хронологические рамки 1917 года). Заканчивая экспозицией плакатов выставку, авторы словно еще раз хотели подчеркнуть, что в исторической традиции надо искать не различия, а сходства. Вот только кого с кем? Исторический автопортрет современного российского общества еще ждет средств для выражения, а революция в силу своего характера уничтожает всякое подобие общественного согласия.


24.

Большинство из представленных на выставке экспонатов — документы. Очевидно, они должны помочь сделать вывод о революции, но какой? В оцифрованных дневниках, письмах и воспоминаниях практически нет свидетельств о том, что революция всегда плоха. Что из них почерпнет для себя пришедший на выставку человек? «Люди успели забыть историю, которая была всего 100 лет назад,— говорит госпожа Великанова.— Цель выставки — обойдясь без оценок, отдать должное исторической справедливости».


25.

Русская революция выступает тем событием, которому непросто присвоить положительное или отрицательное значение. Общественный запрос на разговор о революции сложился, но даже выставка «1917. Код революции» не предлагает нам точки отсчета ни для согласия, ни расхождения во взглядах. Авторы выставки ищут язык для этого разговора, но его слова, как отдельные экспонаты выставки, не складываются пока в предложения. Код революции в очередной раз не разгадан.


26.

«Никакого консенсуса нет и быть не может»
Подробности

Замысел выставки пояснил для «Ъ» Андрей Сорокин, директор одного из ее главных участников, Российского государственного архива социально-политической истории. ©


27.

Если быть точным, мы хотели представить не столько тему революции, сколько тему России в революции. Это попытка дать посетителю картину того, насколько сложны и противоречивы были процессы, происходившие в это время в России, которые закончились событиями 17-го года. И попытка создать, наконец, представление о том, что такого рода процессы и такого рода события не являются фатально предопределенными ходом предшествующего развития и что всегда есть альтернатива. Мы хотели заставить людей задуматься о содержании и формах социальной активности и ответственности каждого в такого рода переломные эпохи, вернуть в национальную память конкретные имена и события. То есть, не навязывая какую-то определенную точку зрения, максимально полно представить ход событий и отчасти их результаты, помочь сделать самостоятельные выводы о том, что представлял собой 17-й год и каково его место, роль и значение в истории страны.


28.

Никакого консенсуса в обществе по поводу событий столетней давности нет и быть не может. Контрпродуктивно, на мой взгляд, ставить задачей достижение согласия, потому что если говорить о множественности интерпретаций в научном смысле, то это необходимое условие для прогрессивного развития науки и достижения нового уровня знания, а с точки зрения общественной множественность интерпретаций, на мой взгляд, способна выполнять терапевтическую функцию, приучая сторонников крайних взглядов к существованию друг друга и к необходимости сосуществования. Общество было, есть и будет так или иначе сегментировано по идеологическим, политическим взглядам и ценностям. Нужно просто добиться не согласия, но примирения различных сегментов общественного сознания.

Текст: Ирина Нагорных и Владимир Максаков, фото: Артем Сизов и Дмитрий Коротаев
«Коммерсантъ» и «Газета.ру», 21-22 марта 2017

Tags: 20-й век, агитпроп и пиар, версии и прогнозы, даты и праздники, двойные стандарты, демография и социология, дискуссии, единство и община, идеология и власть, информационные войны, история, красные и белые, культура, манипулирование, менталитет, мнения и аналитика, музеи и выставки, народ и элиты, национальная идея, новости и события, нравы и мораль, общество и население, память, поколения, правители, противостояние, развал страны, ревизионизм, революции и перевороты, российская империя, россия, современность, ссср, фото и картинки, эпохи, юбилеи
Subscribe

Posts from This Journal “ревизионизм” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 261
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments