mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Я ль на свете всех влияю? / Китай и рейтинг мирового уважения

Ещё Китай и глобализм

Мягкий вес
Дмитрий Косырев — о том, что стоит за растущим влиянием Китая в мире / сентябрь, 2016

Из чего складывается понятие «влиятельности» страны в мире и как на это повлиять. ©

Ещё рейтинги мировой политики


Участникам «двадцатки» показали завораживающе красивую картинку Китая

Вот интересный эпизод, мелькнувший на днях в новостях: китайцы заказали британской маркетинговой компании и вдобавок американской социологической службе исследование насчет того, какой у Китая "глобальный имидж". Попросту, любят ли его, уважают ли и так далее.

Если кому-то интересно, то формальным заказчиком выступало ведомство, издающее в Китае книги на иностранных языках (и распространяющее их по миру), а исполнители — это Millward Brown и их американские коллеги Lightspeed GMI. И нет сомнений, что заказчику, как и пекинскому руководству в целом, нужны настоящие данные. Тем более что, хотя нынешний доклад был приурочен к открытию саммита "группы двадцати" в Ханчжоу, "мониторинг уважения" ведется не первый год.

Кстати, опрашиваются только обитатели стран, входящих в ту самую "двадцатку". И, по сути, получается выяснение того, кто не столько в мире, сколько в "двадцатке" самый влиятельный.

Результат: у Китая 6,3 пункта из 10 возможных и, что важнее, индекс вырос на 0,3 пункта за истекший год. Но пункты — это ничто. Важнее всего, что рейтинг показал: самое влиятельное государство в "двадцатке" (и, соответственно, в мире, в "международных делах") — все-таки пока США, но Китай на втором месте. На третьем Россия, потом Великобритания и Германия.

Маленькие частности: Китаю его второе место дают, во-первых, голоса молодых респондентов, люди постарше все еще не могут отказаться от устаревших реалий. И во-вторых, в развивающихся странах "двадцатки" Китай имеет 6,9 пункта влиятельности, а в развитых — только 5,5.

В общем, здесь у нас все то, что мы и так видим в международной политике, но выраженное в цифрах.

История очень интересная в том числе потому, что сейчас многие в мире размышляют на тему "влиятельности", пытаются разобраться, что это такое. Классик в этом смысле — американец Дэвид Шамбо, который считается изобретателем термина "мягкая сила". Мы с ним встречались, сидели рядом на какой-то конференции в Москве, он представлял очередную книгу, где сопоставлялось влияние тех или иных стран.

Суть его концепции в том, что у влияния — или, если хотите, у "державности" — есть несколько компонентов. Силовой (военный), экономический и еще вот эта "мягкая сила", то есть престиж, не зависящий от того, можете вы уничтожить ближних и дальних соседей или нет.

Шэмбо рассказывал (и писал в своих книгах), что США сочетают гипертрофированную военную мощь с почти такой же экономической, при подчиненной роли "мягкой силы". В России, как он считает, налицо традиционный перекос в сторону военной силы, которая компенсирует слабость по прочим показателям. Есть страны типа Франции или Индии, чей престиж, статус в мире почти целиком "мягкий", во вторую очередь экономический, практически без военного компонента. И еще есть Китай как загадка: по "силовой компоненте" он никак не может сравниться с прочими державами, хотя пытается и делает вид, что сильный. А вот сочетание китайского экономического веса с чем-то мягким, если хотите — моральным, это что-то в мире невиданное и заслуживающее уважения.

Понятно, что рассуждать о том, что лучше — когда тебя любят, уважают за умение что-то производить и продавать или, допустим, боятся, можно бесконечно. Но когда все эти мысли подкрепляются хоть какими-то цифрами и когда эти цифры отражают просто-напросто общее ощущение людей от того, кто в мире важнее, влиятельнее, лучше — это уже наука.

Получается, что есть какой-то один показатель — влияние, и его можно измерить. А дальше думать, из чего он получился.

То есть перед нами коктейль, успех которого зависит от точного, цифрового сочетания его компонентов. Не перестараться с коньяком, не пожалеть шампанского...

То, что сила бессильна без прочих подпорок, в Америке уже давно поняли. Вот наугад публикация из журнала "Нэшнл интерест". Называется "Увядающее превосходство Европы, Великобритании и Америки". Главная мысль: "Когда Америка ставит перед собой задачу распространять свободу, богатство и безопасность, это заканчивается снижением уровня свободы, богатства и безопасности". То есть сила есть, с мягкостью проблема. Насчет России: ее "часто называют ослабевающей державой — однако своих стратегических целей она достигает, причем там, где другие мировые державы терпят крах". Почему? Потому что "мягкая сила" Кремля сейчас "обладает таким потенциалом, которым не обладала в последние 30 лет". Шамбо так не считает или не считал, но пусть они там спорят.

В общем, сила в правде, брат. Но что об этом думают китайцы, особенно насчет того, как у них это получилось?

От них ждешь сюрпризов и получаешь их. Прокомментировать рост в упомянутых рейтингах, пусть и только в 0,3 процента, попросили Чжоу Цинъаня, профессора в одном из лучших университетов Китая — столичном Цинхуа. Его оценка: в последние годы Китай научился пользоваться социальными сетями, чтобы просто распространять о себе информацию по миру, какую угодно. 29 процентов участников опроса говорят, что имеют какое-то представление о том, что такое Китай и что он делает в собственной стране и мире. Это заметно больше, чем в 2014 году.

Далее, по оценке другого пекинского профессора — Юй Гомина, все дело в очевидном для потребителей во всем мире инновационном потенциале китайской продукции. Тот же опрос показал, что из пяти наиболее известных в мире торговых марок китайской продукции все пять имеют отношение к хайтеку. Слова "сделано в Китае" когда-то были, как в свое время "сделано в Японии", символом чего-то дешевого и некачественного, но сейчас они стали синонимом инноваций. Все эти лидеры хайтека вдобавок участвуют в жизни стран-потребителей, вплоть до благотворительных акций. Нефтяные же компании или банки Китая тоже большие, но это тот случай, когда размер не имеет решающего значения.

Как-то раз я слышал, что продающаяся по всему миру, подлинная и поддельная, кукла Барби куда более сильный компонент американской державности, чем все авианосцы, вместе взятые. С китайской техникой — тот самый случай.

Вообще-то я всегда думал (и писал в "Огоньке"), что самое сильное средство по продвижению влияния в мире — это китайская кухня, кино, живопись, а в последнее время и литература. Но, видимо, со мной не все согласны.

Дмитрий Косырев
«Коммерсантъ Огонёк», №37, стр. 22, 19 сентября 2016

Tags: агитпроп и пиар, восток, запад, идеология и власть, информационные войны, исследования и опросы, китай, мировая политика, мировое правительство и глобализм, мнения и аналитика, нравы и мораль, рейтинги, россия, современность, статистика, страны и столицы, сша, цивилизации, человечество
Subscribe

Posts from This Journal “исследования и опросы” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 290
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Posts from This Journal “исследования и опросы” Tag