mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Рубежи Русского мира. Иран #3 Ж/д блокада

Ещё Россия и Иран сегодня и современный Русский мир

«Великий железный путь» / Иран
Что мешает построить железную дорогу из России в Иран / Проект «Рубежи "Русской Планеты"» / апрель, 2016

Несмотря на то что в поздний советский период отношения между СССР и Ираном нельзя было назвать доверительными, после распада СССР между нашими странами началась новая эпоха. Ширилось коммерческое и военное сотрудничество, Иран и Россию сближали общие геополитические интересы в регионе: совместное противостояние Турции и США на Ближнем Востоке. Когда на Россию были наложены санкции, по иронии судьбы с Ирана санкции были сняты. Сегодня есть шанс, что Россия и Иран будут не только вместе противостоять общим врагам, но и найдут новые позитивные точки для сотрудничества. ©

Ещё об Иране и ещё в «Рубежах»


___
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (слева направо) во время встречи / Фото: Александр Щербак

7 апреля [2016 года] главы МИД России, Азербайджана и Ирана провели встречу в Баку. Главным предметом обсуждения, помимо Карабаха, стал проект транспортного железнодорожного коридора между Россией и Ираном. Однако по чьей территории пойдет дорога — армянской или азербайджанской – еще предстоит решить.

По завершении трехсторонней встречи стороны обсудили ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Сергей Лавров призвал стороны к политическому урегулированию конфликта. Министры обсудили совместную борьбу с организованной преступностью и наркотрафиком, а также проблему Каспия.

Одной из основных тем переговоров стал проект транспортного коридора «Север-Юг». По итогам бакинской встречи Сергей Лавров сообщил, что Россия рассматривает возможность инвестиции в строительство ж/д Казвин-Решт-Астара в Иране. В свою очередь Баку выразил готовность инвестировать в строительство дороги. Главы МИД договорились дать распоряжение соответствующим ведомствам заняться вопросом.

Проект транспортного коридора «Казвин-Решт-Астара» был подписан в 2000 году между Индией, Ираном и Россией. Цель коридора — соединить Юго-Западную Азию с Северо-Восточной Европой. Однако проект по сей день так и не реализован. Причина тому – Карабах.

За роль страны-транзитера в южно-кавказском регионе на протяжении нескольких лет борются Армения и Азербайджан, которые конфликтуют из-за непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Учитывая тот факт, что Азербайджан уже имеет железнодорожное сообщение с Россией, которая в свою очередь связана с Прибалтикой железными путями, а также находится в более благоприятных географических условиях, республика имеет куда большие шансы стать транзитным государством коридора «Север-Юг».

Политические разногласия или высокая стоимость?

Одной из причин задержки реализации проекта являлись экономические санкции по отношению к Ирану, введенные ЕС и США (часть санкций была отменена лишь в январе 2016 года). Другая проблема состоит в том, что между Ираном и Азербайджаном существует ряд принципиальных разногласий по политическим вопросам, таким, как нерешенный правовой статус Каспийского моря, территориальные претензии Азербайджана к северо-западным иранским провинциям Восточный и Западный Азербайджан, религиозный вопрос (Тегеран неоднократно обвинял Баку в поддержке экстремизма). Между тем с Арменией у Ирана противоречий нет. Между Тегераном и Ереваном установлены крепкие, братские отношения. Не случайно бывший посол ИРИ в Армении Фархад Колейни заявлял: «Армяне и иранцы один народ в двух государствах».

Исламская Республика всячески пытается договориться о строительстве коридора именно по территории Армении. Как сообщил в начале 2016 года действующий посол Ирана в Ереване Казем Саджади, в республику прибудут иранские специалисты для изучения и оценки данного вопроса. Однако ИРИ имеет возможность оплатить лишь отрезок пути, проходящий по своей территории до границы с армянской республикой.

Таким образом, на первый план выходит финансовый вопрос. Строительство железной дороги Иран-Армения оценивается в 3,2 млрд долларов, в то время как Иран-Азербайджан – 400 млн долларов. Причиной тому является сложный рельеф Армянского нагорья. Бывший глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявлял, что товарооборот, осуществляемый по железной дороге Иран-Армения, не сможет покрыть расходы на ее строительство.

Отрезок транспортного коридора Иран-Азербайджан должен проходить через Астара (Иран)-Астара (Азербайджан). На территории Ирана потребуется строительство путей Казвин-Решт- Астара (Иран). Еще во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Тегеран 23-24 февраля текущего года президенты двух стран заявили о том, что до конца 2016 года «все станут свидетелями прорыва» в вопросе реализации проекта транспортного коридора.

Реализация проекта в равной степени необходима, как Ирану с Азербайджаном, так и России. Увеличение товарооборота принесет прибыль не только экспортерам, но и стране-транзитеру. Тем не менее окончательного решения пока не последовало. Конечно, железнодорожное сообщение Иран-Армения- более предпочтительно для РФ, так как Армения — член ЕАЭС. Кроме того, именно Армения имплементировала соглашение с Ираном о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом. Однако в связи с конфликтом между Грузией и Абхазией армянская железная дорога на сегодняшний день отрезана от российской. И если даже Армения и Иран согласятся использовать имеющуюся ж/д Иран-Нахиджеван-Армения, как советуют армянские эксперты, соединиться с инфраструктурой РФ не никак не получится.

Ида Саркисян
«Русская планета», 7 апреля 2016

Tags: азербайджан, азия, армения, блокада, версии и прогнозы, внешняя политика и мид, геополитика и территории, грузия, дискуссии, дороги и транспорт, еаэс, евразия, европа, ж/д, идеология и власть, индия, иран, кавказ, проекты, реки и водоёмы, россия, русский мир, санкции, современность, союзники, страны и столицы, сша, съезды и форумы, экономфинбиз
Subscribe

Posts from This Journal “дороги и транспорт” Tag

promo mamlas март 15, 2022 15:56 290
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “дороги и транспорт” Tag