mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Сказители родного края. Ефимия Кривошеева / К 150-летию

Ещё современный фольклор, в т.ч. Мордовия

Народная сказительница / Мордовия вспомнит именитую сказительницу
В Саранске откроется выставка, посвященная 150-летию мордовской сказительницы Ефимии Кривошеевой

1 июня исполняется 150 лет со дня рождения Ефимии Петровны Кривошеевой — известной эрзянской народной сказительницы, исполнительницы причитаний, плакальщицы. ©

Ещё Мордовия и музыка


Ефимия Кривошеева

В Саранске в музее им. А.И. Полежаева – филиале Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. 27 июня откроется выставка «Голос матери». Также в этот день пройдет литературный вечер «Звени, моя песня!». Мероприятия посвящены наступившему юбилею.

Ефимия Петровна Кривошеева (в девичестве Адамова) родилась 1 июня (по старому стилю) 1867 г. в мордовской крестьянской семье, в деревне Тарасовка бывшей Пылковской волости Петровского уезда Саратовской губернии (сейчас это мордовский поселок Чумаёвского сельсовета Камешкирского района Пензенской области). По национальности – мордовка-эрзя. Образования не получила. Работала по найму, выполняла любую тяжелую работу. Многодетная семья Кривошеевых жила бедно. Чтобы хоть как-то облегчить душу, Ефимия Петровна складывала песни и пела их в кругу подруг и родных. В девичестве слыла хорошей песенницей, в зрелые годы имела репутацию вопленицы (плакальщицы), умелой исполнительницы и знатока обрядового и необрядового фольклора.

В 1898 г. после пожара в хуторе Маяк семья Кривошеевых вынуждена была переехать в деревню Тарасовку, где столкнулась с неполноправным положением, поскольку по существующему тогда земельному праву «душевые» наделы на семью (ее мужской части) остались в сгоревшем хуторе. Мордовской сказительнице приходилось много трудиться: кроме работ в сельском хозяйстве, она пряла пряжу на семью и для людей. Ефимия Петровна была неграмотной, и всю жизнь с большим уважением относилась к образованным людям, внутренне им завидовала и много раз говорила своим детям: «Что бы я сделала, если бы была грамотная?!».

В 1913 г. семья Кривошеевых вновь переехала на хутор Маяк, где в 1918 г. Ефимия Петровна овдовела. После смерти мужа жила у своих детей, по мере сил продолжая заниматься домашним хозяйством.

Ефимия Петровна хорошо знала жизнь мордовского народа, его быт, родной язык. И замечательно слагала песни и пела. Создавала плачи, причитания, сказы. Она была поэтессой-импровизатором. За всю жизнь причитаний и плачей было сложено много. Творчество мордовской сказительницы сохранилось и дошло до наших дней благодаря ее сыну Илье Петровичу Кривошееву, известному эрзянскому поэту (печатавшемуся под псевдонимом Илька Морыця), педагогу и ценителю мордовского фольклора, который, по собственному признанию, к сожалению поздно и мало, с 1922 г. начал за ней записывать исполняемые ею произведения.

Как женщина, похоронившая семерых детей, Ефимия Петровна не могла не выразить это горе в плаче:

«…Как весны краса-цветы яркие,
Как в саду плоды – плоды сладкие,
Вас одиннадцать народила я,
К свету радости всех растила я,
Где одиннадцать моих деточек?

Вас осталось мне только четверо…
Как я выскажу, как напомню я,
Каким голосом горе выведу?

Пять лебедушек – дочерей моих,
Два орла-сынка похоронены…
Не вместить мне скорбь в песню скорбную,
Мне не вылить гнев в слово гневное,
Мое сердце жжет горе-озеро,
Клонит спинушку гора тяжкая…».



___

При жизни Е.П. Кривошеевой не было издано ни одного произведения. Среди них выделяются первые индивидуально-авторские импровизации на современные, преимущественно социально-политические темы и гражданские сказы или сказы-поэмы. Всесоюзную известность она как сказительница получила уже после смерти (24 июля 1936 г.) в связи с публикацией своих произведений: «Плач о Кирове», известный под названием «Как мне горе моё выплакать», «Помните о прошлом» (1933) в газете «Правда», «Завещание матери» (1934), «О моей жизни» (1935) и др. Всего насчитывается свыше пятидесяти сказов Е.П. Кривошеевой. Они опубликованы в сборниках «Аваньвайгель» («Голос матери», 1950), «Тынькунсолодо, тириньтякаммонь», («Вы послушайте, дети мои», 1968) и др. Наиболее полно её творчество представлено в сборнике «Избранные произведения» (1968). Широко известны ее гражданские сказы-поэмы: «Одов чачсь, миресь – масторось» и «Эсь эрямодон».

«Плач о Кирове» (эрз. «Лайшема Кировдо»), опубликованный 1 декабря 1936 года в газете «Правда», сказительница сложила и посвятила сразу после сообщения по радио об убийстве 1 декабря 1934 года С.М. Кирова, выразив в традиционной форме и манере бытового плача, как свои личные чувства скорби, так и переживания всего общества. Плач оказал эмоциональное воздействие на современников и, как новаторская импровизационная форма, был подхвачен другими мордовскими сказительницами. (Ф.И. Беззубова сложила плачи о Ленине, Горьком, Калинине…).

Он был переведен на многие языки (например, на русский язык – известным советским поэтом Демьяном Бедным). Всего насчитывается свыше пятидесяти сказов и произведений разных жанров Е.П. Кривошеевой. В 1937 г. был издан в книге «Творчество народов СССР», изданной к 20-летию Октября, сборник ее произведений – «Лайшемат ды морот» («Причитания и песни»); в 1940 г. – небольшое издание ее творений в переводе на русский язык «Голос матери», в 1950 г. на родном языке – песни, плачи, сказы в сборнике «Авань вайгель»; а в 1968 г. – сборник «Тынь кунсолодо, тиринь тякам монь» («Вы послушайте, дети мои»). Также творческое наследие Ефимии Петровны печаталось в республиканской периодической печати, в коллективных поэтических сборниках. Ефимия Кривошеева ушла из жизни 24 июня 1936 года в Саранске.

Ефимия Петровна была живой носительницей устного народного поэтического наследия. В своей памяти она хранила много свадебных и похоронных плачей, сказов, разнообразных народных песен и т.д. Через всю свою жизнь она пронесла горячую любовь к родному народу, труду и быту, к обычаям, обрядам и песням. Импровизаторское творчество Ефимии Петровны глубоко вошло в народную жизнь и оставило глубокий след в национальном сказительском искусстве нашей республики. Многие ее произведения вошли в золотой фонд мордовской литературы.


___

В Центральном государственном архиве Республики Мордовия, бывших фондах МРОКМ им. И.Д. Воронина, имеется личный фонд мордовского поэта Ильи Петровича Кривошеева (был передан в 1955 году), в составе которого хранятся и документы о Е.П. Кривошеевой за 1934 – 1967 годы. В архиве: рукописи с песнями и плачами сказительницы, документы, фотография семейные и с друзьями и т.д. Среди них рукописи её произведений, записанных И.П. Кривошеевым, статьи о её творчестве, опубликованные в местных газетах, биография и характеристики её произведений, письма И.П. Кривошеева в редакции газет и издательств с текстами сказов Кривошеевой. Рукописи и вырезки из газет представлены на русском и мордовском-эрзя языках. В фонде хранятся также фотографии Е.П. Кривошеевой со своими детьми, родными и знакомыми. В музейной коллекции можно увидеть два ее портрета работы известных мордовских художников Н.С. Макушкина и К.П. Марыжихина, газету «Правда» за 1 декабря 1936 года с «Плачем о Кирове». Большой интерес для исследователей представляет биография Е.П. Кривошеевой, записанная её сыном, в которой подробно рассказывается о нелегкой судьбе народной сказительницы и о том, как она складывала свои песни и сказы. Сам Илья Петрович отзывался о своей матери как о великой труженице, много пережившей на своем веку, с чутким и отзывчивым сердцем.

В 2013 году дочь И.П. Кривошеева, Ольга Ильинична Горбунова, передала в музей мордовскую национальную рубашку своего отца, которую вышивала Ефимия Петровна.

Для сохранения памяти и уникального наследия эрзянской сказительницы в Саранске на доме сына №16 по улице Мокшанской, где прошли последние годы жизни Е.П. Кривошеевой, в 2014 году была открыта мемориальная доска.

Л.А. Матвеева, научный сотрудник музея А.И. Полежаева, и Г.С. Самаркина, научный сотрудник отдела современной истории МРОКМ им. Воронина
«Столица С» / ИНФО-РМ/INFO-RM / МРОКМ им. Воронина / «Вайгель», Мордовия, 1-23 июня 2017

Tags: 18-19-ее века, 30-е, агитпроп и пиар, архивы_источники_документы, биографии и личности, даты и праздники, день рождения, женщины, культура, литература, мордовия, музеи и выставки, музыка и песни, народы, наследие, память, поволжье, регионы, российская империя, россия, семья, символы, современность, социализм и коммунизм, ссср, традиции, фольклор, юбилеи
Subscribe

Posts from This Journal “наследие” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments