mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Школа вернётся в государство и станет единой / Школьные политруки

Ещё о реформах образования в России

Губернаторов возвращают в школу
Минобрнауки намерено переподчинить учебные заведения региональным властям

В четверг министр образования и науки Ольга Васильева подтвердила депутатам Госдумы намерение перевести школы из муниципального подчинения на уровень регионов. Масштабную реформу, которая начнется в 16 субъектах, она объяснила необходимостью «возвращения школ в государство» и укреплением «единого образовательного пространства». ©

Ещё о минобре Васильевой


Фото: Виктор Коротаев

Прежде губернаторы выступили против такой идеи: заниматься хозяйственными вопросами тысяч школ из одного центра оказалось слишком неудобным. Однако идею поддерживают в учительском профсоюзе — там надеются, что это приведет к увеличению финансирования школ.

Министр Ольга Васильева в четверг анонсировала передачу школ региональным властям на заседании комитета Госдумы по образованию и науке. «Сейчас исторический период требует возвращения школ в государство и выстраивания государственного управления»,— сказала госпожа Васильева. Сейчас большинство школ в России учреждаются муниципалитетами и поддерживаются на этом уровне, включая и вопросы финансирования. «Трудно себе представить, что 44 тыс. школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются»,— пожаловалась госпожа Васильева. Она уточнила, что сейчас муниципальные власти непосредственно участвуют в создании школьных образовательных программ, что мешает созданию единого образовательного пространства: «Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем».

Как уточнили в пресс-службе Минобрнауки, предложение передать школы регионам прозвучало 5 июля на ведомственном совещании в Сочи: «Там выступили руководители органов образования 16 регионов и сказали, что хотели бы перейти к такой модели работы».

Ректор МГПУ Игорь Реморенко, работавший в Минобрнауки в 2004–2013 годах, рассказал “Ъ”, что «в начале нулевых» ведомство проводило такой эксперимент по инициативе руководства Самарской области. «Он показал неплохие результаты, потом присоединилась Астраханская область, другие регионы,— вспоминает господин Реморенко.— Но в 2011 году встал вопрос, нужно ли распространять его на всех». По его словам, большинство губернаторов пришли к выводу, что это должно происходить по выбору региона. «Губернаторы говорили, что ряд вопросов имеет очень сильную местную привязку: строительство дороги к школе, ремонт, питание. Если регион достаточно большой, а муниципалитеты разрозненные, то эти вопросы очень сложно администрировать из единого центра,— говорит Игорь Реморенко.— Вот почему сейчас каждый регион сам определяется на этот счет». По его словам, если руководство министерства решило распространить эту практику, то «данные вопросы придется тщательно продумывать и обсуждать с губернаторами».

Вице-губернатор Самарской области Дмитрий Овчинников рассказал “Ъ”, что режим госуправления образовательными учреждениями был введен в 2001 году. Вместо 35 муниципальных органов управления образованием были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством регионального Минобрнауки. А в 2011 году все муниципальные школы в 35 из 37 муниципалитетов области (за исключением Самары и Тольятти) были переведены в разряд государственных. «В результате была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием,— говорит господин Овчинников.— Снижен разрыв между лучшими и худшими образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов».

В Санкт-Петербурге школы исторически были подчинены региональным властям. «При этом директоров школ назначают все-таки главы районов по согласованию с городским комитетом образования,— говорит глава комиссии по образованию, культуре и науке петербургского заксобрания Максим Резник.— Что, на мой взгляд, неправильно: было несколько случаев, когда главы районов оказывали давление на директоров школ, и комитет ничего не мог поделать. Я считаю, что и эти полномочия нужно полностью передать городскому комитету».

«Передача школ регионам будет шагом в правильном направлении,— говорит сопредседатель независимого профсоюза “Учитель” Всеволод Луховицкий.— Сейчас школы разделены на муниципальные и государственные, что приводит к неравенству в их финансировании. Следующим шагом было бы правильно перевести их на общефедеральное финансирование. Но это достаточно длительный процесс».

«Главный вопрос — какие задачи улучшения качества и доступности образования может это помочь решить,— говорит академик Российской академии образования Виктор Болотов.— Ответа пока нет». По его словам, сложность системы образования является и ее недостатком, и достоинством. «Воевать с недостатками путем упрощения системы значит потерять очень важное — связь школ с местными сообществами»,— уверен он.


Урок политинформации в советской школе

Политинформации быть!
В Госдуме предложили вернуть в школы уроки политинформации

Депутат Госдумы Владимир Сысоев подготовил обращение на имя главы Минобрнауки России Ольги Васильевой (есть в распоряжении РП) с просьбой внести корректировки в школьную программу по предмету «Обществознание». В частности, законодатель предложил включить в программу политинформацию, разъясняющую ключевые российские и мировые события. ©

Согласно инициативе депутата, оценки по этой дисциплине школьникам выставляться не будут.

«Сегодня мы видим, что молодежь активно интересуется политикой и пытается участвовать в политической жизни страны. Однако очень часто они попадают под влияние кукловодов, которые пудрят детям мозги. Свои знания о политике они черпают через ненадежные, а зачастую и провокационные источники в интернете. Я считаю, что молодежью нужно заниматься и элементарные знания о политической обстановки они должны получать в школе», - пояснил Владимир Сысоев.

На сегодняшний день, в некоторых регионах с детьми в школах проводятся «пятнадцатиминутки» политической информации по решению властей субъекта. По мнению депутата, такую практику следует перенести на все без исключения начальные и средние учебные заведения.

Зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов поддержал инициативу депутата. По его мнению, подробный качественный разговор о политике в школе должен быть.

«На самом деле, инициатива прекрасная. Сейчас современная молодежь, школьники очень много потребляют информации через интернет, соцсети, YouTube. Но не всегда они могут разобраться в ее качестве. Поэтому подробный качественный разговор о политике в школе должен быть. Тем более в предмете «обществознание» до сих пор обсуждаются те или иные политические партии. То есть в таком виде это есть, но нужно этот опыт довести до определенного совершенства и улучшить. Возможно, такие уроки стоит сделать в формате вопросов и ответов. Сомневаться и переживать из-за того, что это будет догматичный предмет, не стоит. Наша главная цель — вооружить ребенка в школе инструментарием, чтобы он смог сам разобраться в происходящем», - подчеркнул Борис Чернышев.

Учитель истории и обществознания Ришат Калимуллин считает, что политинформации нужны, но только как вспомогательное средство в рамках школьного предмета. Сейчас очень много источников информации, она разнообразна, и ребятам сложно ее анализировать. Этому умению нужно учить, но не нужно придавать этому политическую направленность.

«Потребность в политинформациях есть. Если политинформация будет направлена на представление сведений в интересах той или иной партии, то это абсолютно недопустимо в рамках школьной программы. А если давать краткий обзор событий, которые произошли в мире и в стране, сухие факты без какого-либо окраса или же приводить различные точки зрения на вопрос, чтобы дети затем могли сформировать свой собственный взгляд – то это, безусловно, нужно делать», - уверен учитель.

Он рассказал, что уже сейчас такая практика есть уже и сейчас: в школе, где он работал, на уроках обществознания были так называемые «пятиминутки», где учащиеся по очереди рассказывали о событиях, которые происходят в школе или в стране или по отдельным тематическим вопросам.

«Тематически привязываться к теме урока было бы наиболее правильно. Урок обществознания должен быть базовым, нельзя превращать весь урок в политинформацию, акцентируясь только на свежих политических новостях. Политинформация должна быть вспомогательным средством в рамках предмета», - заключил Ришат Калимуллин.

Заслуженный учитель России Александр Снегуров высказывается за расширение предмета «Обществознание», но при этом подчеркивает, что политинформацию без душевной связи педагога с учеником проводить вредно.

«Кто-то должен информировать. Но в школе не все профессионалы обладают широким кругозором. Часто информация, исходящая от таких педагогов ангажирована политически, выполняются директивы сверху. Политинформацию можно доверить только очень грамотным людям, мыслящим широко, исторически, и при этом критически – это еще можно было бы допустить, но так, чтобы это не мешало учебно-методическому процессу. Что еще важно – человек, проводящий политинформацию, обязательно должен уметь наладить диалог с учениками. Это очень сложная задача», - заявил заслуженный учитель.

Министерство образование пока никак не отреагировала на инициативу, но как мы можем видеть на правильную подачу информации о России и Мире действительно есть спрос. Слово за министром Ольгой Васильевой.

Александр Черных, Анна Макеева, Мария Арбузова, Патриция Вайцекаускайте; Екатерина Кособокова, Самара; Мария Карпенко, Санкт-Петербург / Денис Раковский
«Коммерсантъ» / «Русская планета», 6-7 июля 2017
Tags: агитпроп и пиар, версии и прогнозы, детство, дискуссии, единство и община, идеология и власть, министерства, минобр, мнения и аналитика, молодёжь, мэры и губернаторы, национальная идея, нравы и мораль, образование и воспитание, общество и население, партии и депутаты, поколения, политика и политики, правительство, регионы, реформы и модернизация, родина и патриотизм, россия, современность, школа, экономфинбиз
Subscribe

Posts from This Journal “школа” Tag

promo mamlas март 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments