Что имел в виду президент
Ольга Артёменко комментирует высказывание В. Путина / События и мнения / Эхо события
20 июля в Йошкар-Оле прошло заседание Совета по межнациональным отношениям, которое многие эксперты назвали историческим. В качестве ключевого момента отмечается высказывание Путина: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». В чём суть проблемы? ©
Ещё о Татарстане, в т.ч. Татарстан и гордыня
___
Комментирует Ольга Артёменко, член комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования:
– Не прошло и 30 минут после окончания Совета, как ко мне стали поступать эсэмэски и письма: «Ура! Нас услышали!» Писали из Татарстана и Башкортостана. Я подумала: «Как же нужно достать людей, чтобы два предложения, сказанных президентом, вызвали состояние эйфории. Интересно, как долго этот праздник продлится?».
Ольга Артёменко
Всё началось после 2005 года, когда в республиках были приняты законы о государственных языках, и в школы потихоньку стали вводить обязательное их изучение – всеми без исключения, не зависимо от этнической принадлежности. Нет хороших методических разработок, нет учебников, учитывающих уровень владения языком, нет подготовленных учителей.
А детей заставляют учить государственный язык республики. В Татарстане на него выделяют даже больше часов, чем на русский. Народ выходил на митинги, письма писал во все органы государственной власти, а оттуда или молчание, или отписки, в которых сказано, что всё правильно, нарушений нет. Вот так и продолжалось до 19 мая 2015 года, когда на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку при Президенте России Владимир Владимирович в довольно жёсткой форме обратил внимание на проблемы русского языка именно в Татарстане. Отметил, что увеличение числа часов на изучение татарского языка осуществляется за счёт часов русского. Прошло два года. Как-то изменилась ситуация?.. Нет. В Татарстане продолжались митинги. Вот президент и был вынужден повторно вернуться к проблеме.
Нужно обратить внимание, что законодательная норма обязательного изучения государственного языка республики принята во многих субъектах, однако, в отличие от Татарстана и Башкортостана, распространяется она только на учащихся, которые считают этот язык для себя родным. В этой ситуации Владимир Владимирович отметил, что «у каждой территории свои особенности межэтнических отношений, и, конечно, их нужно учитывать, обеспечивая при этом единые подходы к решению задач национальной политики государства в целом. Например, в сфере преподавания русского языка и языков народов России в школах». «Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации». На это высказывание Путина уже есть реакция из Татарстана.
Вице-президент Академии наук республики Рафаэль Хакимов заявил: «Если ограничивать функции татарского языка, то мы это проходили в советское время. Недавно Украина проходила с русским языком…» Вот такое хитрованство, не понятно, на кого рассчитанное...
Функции татарского языка никто не ограничивает, и никто татарам не запрещает изучать татарский язык. А вот тех, кто татарский язык не считает родным, не надо насильно заставлять. В свою очередь, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, опираясь на законодательные нормы Татарстана, комментирует ситуацию с русским языком в школах. «Мы федеральные стандарты выполняем, ничего не нарушаем. По Конституции РТ у нас два государственных языка. На мой взгляд, президент России не имел в виду Татарстан».
Становится ясно: пока Конституция, законы Республики Татарстан в части реализации языковой политики не будут приведены в соответствие с нормами федерального законодательства, никакие разумные слова, даже произнесённые Президентом, не изменят ситуацию с преподаванием в школах и языков народов России, и русского языка.
Сегодня важнейшая задача – понять, как сохранить богатство, доставшееся в наследство от СССР. Когда существовали единая образовательная программа для изучения родных языков, качественные учебники, методические разработки, профессиональные учителя, система повышения их квалификации. В Союзе были сохранены практически все языки, потеряли только два: убыхский и керикский.
Ещё одна задача. Необходимо, чтобы на федеральном уровне был разработан нормативный правовой акт реализации языковой политики Российской Федерации, учитывающий конституционный статус языков. Он должен быть направлен на создание условий сохранения в системе общего образования языков, имеющих статус родного.
Ситуация с родными языками ухудшается даже в Татарстане. И введение в учебный процесс изучения государственного языка республики всеми школьниками, на мой взгляд, является попыткой власти субъекта РФ улучшить ситуацию с родным языком. Но, как показывает практика, такая языковая политика неэффективна и довольно конфликтогенна. В Башкортостане недовольство проявляют и татары, и русские, а в Татарстане даже представители татарского этноса.
На мой взгляд, с точки зрения улучшения межнационального согласия, языковую политику необходимо рассматривать на всех уровнях управления как приоритетное направление в реализации государственной национальной политики.
Ольга Артёменко
«Литературная газета», №29(6607), 26 июля 2017
«Литературная газета», №29(6607), 26 июля 2017
Journal information