mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Тайны Владимирских образов Саранска / Федеральный допетровский храм

Ещё православная Мордовия здесь и здесь

«Тайна сохраняется до сих пор!»
В Иоанно-Богословском храме хранится уникальная Владимирская икона Божией Матери. У одной из самых чтимых реликвий оказалась непростая судьба / ноябрь, 2016

В Иоанно-Богословском храме на улице Демократической хранится Владимирская икона Богоматери — один из четырех чудотворных образов, известных за всю историю Саранска. В прошлые столетия лик прославился исцелениями от болезней и другими чудесами. ©

Ещё о храме


___

В наше время верующие тоже приносят к ней золотые украшения в знак благодарности и свидетельства о помощи Божией Матери. Икона хранит много тайн.

Что говорится о древнем образе в церковных преданиях? Как он попал в Саранск и является ли оригиналом? Ответы — в материале Татьяны Михайловой.

Оригинал и копия

История этой чудотворной иконы прослеживается с XVII века. «В 1665 году в «Строельной книге города Пензы» упомянута мордовская деревня Авьяс — ныне село Большой Вьяс, — рассказывает научный сотрудник отдела средневековой и дореволюционной истории Республиканского краеведческого музея Дмитрий Фролов. — На рубеже XVII и XVIII веков на берегу реки Вьяс старцы-иноки Иоанн и Тихон основали обитель. Они принесли с собой Владимирскую икону Богоматери. С этой святыней связано много чудес, которые хранит народная память. Именно в этом монастыре крестилось в православную веру местное мордовское население. В 1764 году Вьясская Владимирская мужская пустынь была упразднена. Тем не менее монашеская жизнь на берегу реки продолжалась, и народ по-прежнему поклонялся чудотворному образу…»

В начале ХIX века обитель отк­рылась вновь, но уже не имела самостоятельного статуса. В разные годы она была приписана к Пензенскому архиерейскому дому или к саранскому Петропавловскому монастырю, куда, по всей видимости, перенесли икону. Специально для ее хранения и в память о ратниках Саранского уезда, погибших в Оте­чественной войне, в 1817 году в Петропавловском монастыре была построена Владимирская церковь. Чтобы вьясские монахи не роптали, им отправили список с образа. Согласно документам XIX века, обе иконы славились чудесами, прежде всего — исцелениями от слепоты и хромоты.

В 1857 году между двумя монастырями возник спор, у кого находится оригинал. «Хотя доподлинно было известно, что он хранится в Саранске, — продолжает Дмитрий Фролов. — Тем не менее епископ Пензенский и Саранский Варлаам назначил экспертизу, которую осуществили художники. В архивных документах сказано: «Саранского монастыря икона работы древней, хорошей, венцы около головы Божией Матери и Спасителя круглые, греческие. (Т. е. канонические — «С») Надпись настоящими греческими черными литерами. Убрус Божией Матери и вся одежда, как на ней самой, так и на Спасителе, совершенно греческие. Толщина иконы три четверти вершка (3–3,5 см) с выпуклыми каймами на лицевой стороне образа (т. е. с ковчегом). Вышина один аршин и два с половиной вершка (82 см), ширина 13 с тремя четвертями вершков (61 см). Одежда убруса перепоясана на Спасителе, по краям украшена вышивкой с бахромою длинною, изящно отделанным, также и поручи. Вьясской пустыни икона новейшей и хорошей же. Сияние растушевано белилами на масляной краске. Надписи славянскими литерами. Убрус и одежда простая и приметно копированная с саранской, кистью самой неискусною…»

Но результат экспертизы не удовлетворил епископа Варлаама. Он очень своеобразно решил поставить точку в дискуссии. Обе иконы выставили в одной церкви. Затем священники попросили троих 7-летних благочестивых отроков помолиться и по очереди приложиться к одному из образов. Они сами делали выбор. В результате предпочтение было отдано вьясской иконе. Ее признали оригиналом, а саранскую — копией. Хотя стилистика письма говорила об обратном! Затем святыни отправили по своим прежним местам…

К обеим иконам верующие несли в благодарность за исцеления золотые и серебряные украшения, которые впоследствии переплавлялись и шли на изготовление окладов. В 1920-е годы после упразднения Вьясской пустыни и разрушения Петропавловского монастыря иконы лишились драгоценного оформления и оказались в разных церквях Саранска. Одна — в Иоанно-Богословской, которая была закрыта в 1938 году. «До сих пор в фондах нашего музея хранятся большинство из 130 изъятых оттуда предметов: иконы, книги, облачение священнослужителей, — говорит Фролов. — В то время среди прихожан ходил слух, что обе Владимирские иконы хранились у верующих, которые передавали их друг другу. Однако на самом деле было не так. В январе и марте 1940 года вьясская и саранская иконы тоже попали в фонды музея. Об этом сказано в инвентарных документах предметов религиозного культа. Что было дальше, неизвестно…»

Дело в том, что с 1938 года краеведческий музей располагался в здании Трехсвятской церкви. В начале войны его фонды складировались в сарае, в Пугачевской палатке, так как здание отдали под госпиталь. Сохранились докладные, которые директор музея Дмитрий Ануфриев писал командиру артполка с требованием «срочно прекратить расхищение музейных ценностей». К сожалению, немало реликвий утеряно… Кроме того, множество предметов, содержащих драгметаллы, были переданы в фонд обороны, невзирая на их высокую художественную ценность. «В 1955 году в музее прошла большая инвентаризация, — продолжает Фролов. — Ни вьясской, ни саранской икон в фондах уже не было. Известно, что одна из них была передана во вновь открывшуюся Иоанно-Бого­словскую церковь. По всей видимости, все произошло тайно — ни документов, ни других сведений не осталось. До сих пор сохраняется интрига, какая именно из икон туда попала? Чтобы точно ответить на вопрос, достаточно провести несложную экспертизу: достать образ из киота, снять шитый покров, сфотографировать… Есть точные дореволюционные данные, а также все параметры иконы, снятые при поступлении в музей. Есть с чем сравнить. Но тайна сохраняется до сих пор! Саранская икона написана темперой, вьясская копия — масляными красками… Судя по экспертизе Варлаама, скорее всего, в Иоанно-Богословском храме находится оригинал. Та самая древняя Владимирская икона, прославившаяся чудесами, перед которой служились молебны и для которой в XIX веке жертвовались сотни рублей ассигнациями на масло и елей…»

До большевистской революции в Иоанно-Богословском храме велась документальная хроника всех чудес, связанных с образом. Сейчас верующие пере­дают сведения на словах. Милосердная помощь Божией Матери не оскудевает как в XIX веке, так и в XXI. В прошлом году иногородние злоумышленники заметили, что на иконе множество драгоценностей, принесенных верующими в благодарность за исцеления и различную помощь. Проникнув ночью в храм, они похитили золотые изделия…

История святыни

«Наш образ является списком с еще более древней чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, — рассказал клирик Иоанно-Богословского собора о. Георгий Верниковский. — По церковному преданию, ее создал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке… Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом». На Русь икону доставили из Византии примерно в 1131 году в качестве подарка святому князю Мстиславу от Патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала она находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес образ во Владимир, и с тех пор он получил современное наименование. В 1237 году город взяли татары. Успенский собор был разграблен, но святыня уцелела.

Татьяна Михайлова
«Столица С», Мордовия, 20 ноября 2016

Tags: 18-19-ее века, 20-й век, РПЦ и церковь, архивы_источники_документы, дискуссии, иконы, исследования и опросы, история, крещение, культура, мифы и мистификации, мордовия, музеи и выставки, народы, наследие, нравы и мораль, общество и население, опровержения и разоблачения, памятники и достопримечательности, поволжье, православие, регионы, религии, российская империя, россия, русские и славяне, русь, святыни, священники, секреты и тайны, символы, современность, средневековье, ссср, турция и византия, факты и свидетели, храмы и монастыри, христианство, чудо, эпохи
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 261
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments