Мировая геополитика
В ближайшие недели на карте мира может появиться новое государство. Руководство Каталонии заявляет о намерении провести референдум о независимости, несмотря на протесты испанских властей. ©
Ещё война в Сирии
___
В Сирии победы правительственных сил вызывают острое неприятие со стороны Израиля и США, активизирующих вмешательство в дела страны.
Испанский цугцванг
Событие, вероятность которого совсем недавно вызывала сомнения, приближается с неотступной быстротой. 6 сентября парламент Каталонии принял законопроект о референдуме. Состоящий из 89 статей документ содержит подробный план действий на случай успешного проведения плебисцита. Итак, 1 октября жителям автономии будет предложен вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?» Если большинство пришедших на участки избирателей ответят утвердительно, женералитет — правительство Каталонии — в течение 48 часов официально провозгласит независимость и возьмёт на себя всю полноту власти. В регионе появятся собственные Верховный суд, Центробанк, вооружённые силы и прочие необходимые атрибуты суверенного государства. Затем в 6-месячный срок будет распущен парламент и назначены выборы. Новый состав законодательного органа примет Конституцию, завершив таким образом оформление независимой Каталонии.
7 сентября законопроект был утверждён женералитетом. Его глава Карлес Пучдемон заявил, что испанское правительство 18 раз отказывало каталонцам в праве определять своё будущее и тем самым нарушало базовые демократические права. Но теперь, продолжил он, жители региона берут судьбу в собственные руки.
Говоря о жителях, Пучдемон немного преувеличил. Единодушия по поводу отделения от Испании в Каталонии нет. Настроения в регионе разделились примерно поровну. Об этом говорят как результаты последних выборов в местный парламент, когда сторонники независимости в совокупности получили 48 процентов голосов, так и социологические опросы. Понимая шаткость положения, женералитет отменил на предстоящем референдуме порог явки.
Тем не менее грядущий плебисцит представляет собой редкий в мировой политике случай, когда исход абсолютно непредсказуем. И дело не только в распределении голосов. До сих пор непонятно, как поведёт себя центральная власть. Испанское правительство во главе с Мариано Рахоем изначально выступало против референдума. Оно ссылается на норму Конституции, по которой объявлять голосование любого уровня может только Центральная избирательная комиссия. На этом основании 8 сентября Конституционный суд Испании вынес вердикт о незаконности принятого каталонским руководством закона. Сам Рахой назвал шаги Барселоны «актом бесчестного неповиновения нашим демократическим институтам, которые правительство должно защищать». Ещё более жёстко высказался генеральный прокурор Хосе Мануэль Маса. Он пригрозил возбудить уголовные дела против членов женералитета и каталонских депутатов, поддержавших референдум, а также конфисковать приготовленные для голосования урны и бюллетени.
На первый взгляд, возможности давления на Каталонию у Мадрида действительно есть. 155-я статья испанской Конституции предусматривает возможность введения прямого управления и смещения главы автономии, если последний нарушает законы и наносит ущерб интересам страны. Есть в Основном Законе и 116-я статья, допускающая введение ЧП и использование силы для восстановления конституционного порядка.
Но на использование этих рычагов власти вряд ли решатся. Правительство Каталонии обладает немалым набором козырей, которые может предъявить в ответ на усиление нажима. В частности, сторонники независимости отыскали в испанском законодательстве юридическую лазейку, легитимирующую их притязания. Имеется в виду Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генассамблеей ООН в 1966 году и включающий пункт о праве наций на самоопределение. В Барселоне напоминают, что Пакт был ратифицирован Мадридом и, следовательно, стал частью испанского законодательства: соответствующая норма закреплена в Конституции.
Останавливает правительство и то, что в случае применения силы оно может получить серьёзный отпор. 17-тысячный полицейский корпус Каталонии подчиняется женералитету. Его возглавляет последовательный сторонник независимости Пере Солер, назначенный на этот пост в июле.
Кроме того, руководство Испании явно опасается за собственное будущее. Попытка силовыми методами сорвать референдум неизбежно вызовет негативный резонанс как в самой стране, так и за рубежом и может поколебать кабинет Рахоя — и без того самый слабый в современной истории Испании. Сформировавшая его Народная партия обладает всего 134 депутатами в 350-местной нижней палате парламента. Создание правительства растянулось на несколько месяцев и стало возможным только благодаря голосам Социалистической рабочей партии, формально находящейся в оппозиции.
Таким образом, правительство оказалось в состоянии классического цугцванга, когда любой ход ведёт к ухудшению положения. Подавление сепаратистского движения может привести к политическому кризису. Но точно такой же кризис начнётся, если референдум всё-таки будет проведён. По этой причине Мадрид пытается найти третий путь — расколоть каталонский лагерь изнутри. Под давлением центральной власти администрации ряда крупных городов, чья доля в населении автономии составляет 39 процентов, отказались предоставлять избирательные участки для голосования. Среди них оказались муниципалитеты Барселоны, Таррагоны и Лериды — столиц трёх из четырёх провинций, составляющих Каталонию.
Но ожидать, что сторонники сецессии откажутся от своих планов, не следует. Карлес Пучдемон занимает более жёсткую позицию, чем его предшественник Артур Мас, который в 2014 году отказался от полноценного референдума и провёл не имеющий юридической силы «опрос о политическом будущем Каталонии». Не в последнюю очередь это связано с позицией партий «Левые республиканцы» и «Кандидаты за народное единство», выступающих против компромиссов с Мадридом. Программа данных сил, чей рейтинг заметно вырос в последние годы, помогает понять причины популярности идей независимости. Левые партии Каталонии выступают против неолиберальной политики Рахоя, при которой пенсионный возраст был увеличен с 65 до 67 лет, работодатели получили право на коллективные увольнения и самовольное изменение условий труда работников. Как результат, свыше четверти занятых в стране не имеют постоянных контрактов, а среднегодовая зарплата снизилась на 1 тысячу евро.
Каталония, где всегда были сильны левые настроения (во время гражданской войны регион был главным оплотом республиканцев, а на референдуме 1986 года он не поддержал присоединение Испании к НАТО), стала центром сопротивления политике жёсткой экономии. Однако в силу исторических причин антилиберальное движение соединилось здесь с национальным. Выступая против правительства Народной партии, жители помнят, что она выросла из Испанской Фаланги — правящей партии эпохи Франко, при котором на Каталонию были обрушены жестокие репрессии. В этой связи показательным является лозунг «Кандидатов за народное единство»: «Давайте сметём капитализм, патриархат, коррупцию и монархию! Давайте сами строить своё будущее — свободную, независимую социалистическую республику!» Не менее популярным является агитационный постер, на создание которого его автора — художника Давида Агрио — вдохновил знаменитый плакат Виктора Дени «Товарищ Ленин очищает землю от нечисти». На нём изображена женщина, сметающая с территории Каталонии ряд фигур. Среди них можно узнать короля Филиппа VI, его сестру Кристину, обвинённую в коррупции, а также Мариано Рахоя и ряд других лиц.
Таким образом, даже если Мадриду удастся сорвать референдум, протесты в Каталонии не стихнут: слишком глубоки корни этого движения.
Подвиг «сирийского Ленинграда»
В Сирии правительственные войска добились одного из самых крупных успехов за всё время боевых действий. При поддержке российских ВКС, «Хезболлы» и иранских военных специалистов была прорвана осада Дейр-эз-Зора, продолжавшаяся три года. В 2014 году «Исламское государство»* перерезало сухопутную связь между городом и Дамаском. Казалось, гарнизон Дейр-эз-Зора, состоящий примерно из 4 тысяч бойцов 137-й механизированной бригады, 104-й бригады Республиканской гвардии и отрядов народного ополчения, обречён на уничтожение. Несмотря на все прогнозы, «сирийский Ленинград» — так в Сирии нередко называют этот город — сумел выстоять.
За три года его защитникам пришлось выдержать не только сотни атак джихадистов. В сентябре прошлого года по оборонявшим Дейр-эз-Зор войскам массированный авиаудар нанесли самолёты международной коалиции, возглавляемой США. Прицельные бомбардировки, унёсшие жизни свыше 100 бойцов, в Вашингтоне назвали… ошибкой. Не объяснив при этом, почему параллельно с ударами в наступление перешли отряды ИГ*.
И вот долгожданный момент пришёл. В результате начавшегося в июне наступления сирийская армия приблизилась вплотную к Дейр-эз-Зору. 5 сентября был деблокирован район вокруг базы 137-й бригады, а 9-го числа — аэропорт. С командирами частей, защищавших и деблокировавших город, связался по телефону лично Башар Асад. «В истории будет записано, как вы, несмотря на свою малочисленность, пожертвовали самым ценным ради мирных граждан», — заявил президент Сирии.
Несмотря на то, что ряд городских кварталов по-прежнему находится под контролем исламистов, прорыв правительственных сил имеет огромное значение. За исключением нескольких небольших анклавов, провинция Дейр-эз-Зор является последним оплотом «Исламского государства»* в Сирии. Её освобождение позволит полностью разорвать транспортную блокаду Дамаска, восстановив автомобильные маршруты с Ираком и Ираном.
Но именно этот факт вызывает растущее недовольство ряда стран. 8 сентября, в разгар боёв в Дейр-эз-Зоре, министр обороны Израиля Авигдор Либерман сделал следующее заявление: «Мы сделаем всё, чтобы предотвратить создание шиитского коридора между Тегераном и Дамаском. Мы твёрдо намерены не дать нашим врагам возможности… нанести ущерб безопасности Израиля». В связи с этим можно вспомнить и слова начальника генштаба израильской армии Гади Айзенкота, который заявил, что вытеснение Ирана из Сирии для Тель-Авива важнее, чем уничтожение ИГ*.
В унисон этим откровенным признаниям звучат угрозы со стороны Вашингтона. Заместитель командующего «антитеррористической» коалицией Роберт Джонс заявил, что сирийские войска не должны форсировать Евфрат, то есть продвигаться дальше Дейр-эз-Зора. О том, что «логика борьбы» неизбежно приведёт США к прямому конфликту с Дамаском и Тегераном, пишет издание «Вашингтон пост».
Предостережения не ограничиваются словами. Стремясь остановить наступление правительственных сил и занять левый берег Евфрата, США организовали бросок подконтрольных им курдско-арабских отрядов к Дейр-эз-Зору. Для этого сюда перебрасываются боевики «умеренной» оппозиции из южных районов Сирии.
Активизировал свою деятельность и Израиль. В приграничной провинции Кунейтра его войска продвинулись на несколько сот метров в глубь сирийской территории. Как заявляют в Дамаске, израильская армия координирует действия с боевиками оппозиции, которые в это же время предприняли наступление на правительственные силы.
Кроме того, 7 сентября израильская авиация выпустила ракеты по позициям сирийской армии у города Масьяф (провинция Хама), в результате чего погибли два военнослужащих. По утверждению израильской стороны, удары были нанесены по секретному исследовательскому центру, который якобы производил химическое оружие и курировался лично Асадом.
За этим проглядывается очередной этап антисирийской информационной кампании, причём в качестве повода выбрана избитая тема химоружия. 6 сентября Управление Верховного комиссара ООН по правам человека представило доклад, в котором ответственность за все крупные химические атаки опять возлагается на Дамаск. Как и раньше, единственными аргументами являются показания… боевиков.
Тем самым правительство Сирии наказывают за победы. От планов по свержению Асада США и их союзники не отказываются, используя все методы. В частности, на днях появилась информация о создании так называемой Единой национальной армии — коалиции из более чем 40 вооружённых группировок. Весьма вероятно, что под знамёна нового альянса встанут и бывшие боевики ИГ*. Недаром, как сообщают сирийские, иранские и курдские СМИ, американские вертолёты спешно эвакуируют из-под Дейр-эз-Зора главарей исламистов. Циничный расчёт, которым руководствуется на Ближнем Востоке Вашингтон, снова проявляется во всей своей красе.
Сергей Кожемякин ака kojemyakin
соб. корр. «Правды», Бишкек, №102(30599), 15-18 сентября 2017
соб. корр. «Правды», Бишкек, №102(30599), 15-18 сентября 2017
Journal information