mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Рубежи Русского мира. Таджикистан #4 Снесли Русский театр (вместе со всем советским)

Ещё Таджикистан сегодня, в т.ч. Русский театр в Душанбе сносят и ещё соотечественники в бывш. СССР, в т.ч. Ср. Азия

В Душанбе сносят русский театр / Таджикистан
Чиновники уверяют, что причина сноса — в ветхости строения / апрель, 2016

С распадом Советского Союза большая часть русскоязычного населения союзных стран переехала в Российскою Федерацию, другая осталась по ряду причин на местах. Сегодня в Таджикистане проживают меньше 50 тысяч русских. ©

Ещё о Таджикистане и ещё в «Рубежах»


Государственный Русский Драматический Театр им. В.В. Маяковского, Душанбе

В столице Таджикистана Душанбе в ближайшее время [апрель 2016 года] может начаться снос Театра имени Маяковского. Пока в театре идут последние представления. Актеры после каждого спектакля плачут на сцене, прощаясь со зрителями. Плачут и пришедшие в зал: для многих жителей Душанбе со сносом здания город утратит большую часть культуры. Русской культуры.

Проблемы у актеров театра начались не сегодня. О том, что существуют планы по сносу здания, было известно давно. На протяжении многих лет артисты обращались во всевозможные государственные и частные структуры, публиковали в социальных сетях свои чаяния, но все безрезультатно. Пока неизвестно, куда именно будет переведена творческая группа, но предложенный вариант — здание кинотеатра, по мнению артистов, точно не из лучших. Это обусловлено многими факторами.

В беседе с корреспондентом «Русской Планеты» актер Театра им. В. Маяковского Вадим Чумаченко рассказал, что 22 года своей жизни он посвятил этому театру. «Здесь прошли мои юность и взросление, он стал моим вторым домом, который сейчас хотят снести городские власти. Театр хотят просто выкинуть из истории, потому что то место, куда нас хотят перевести, находится на окраине города, где не самая театральная зона. А наши зрители из числа русскоязычного населения в основном проживают в центральной части города. Кинотеатр "Таджикистан" совершенно не приспособлен для театра. Там нет акустики, света и самое главное — профессиональной сцены», — рассказал актер.

«Я хочу, чтобы те чиновники, которые решают судьбу театра, нашу и наших детей, задумались над последствиями своих действий для будущего поколения, у которого не будет культурного развития. Наш коллектив пережил творческие взлеты и падения, гражданскую войну — и сейчас он на грани распада. На встрече с министром культуры Таджикистана мы выступили коллективно, сказав, что не пойдем работать туда, куда нам предлагают. На это глава Минкульта нам с легкостью ответил, что это наш личный выбор», — поделилась своей болью актриса театра Мавлона Наджмудинова.

Сегодня в театре проходят последние спектакли, учителя русских классов стремятся показать своим ученикам одно их старейших зданий Душанбе и частичку русской культуры. Поклонники театрального творчества тоже стремятся попасть на спектакли и попрощаться с прежним зданием.

Как рассказали «Русской Планете» в Министерстве культуры Таджикистана, снос здания — не чья-то прихоть, а требование времени. «Здание ветхое и не соответствует не только генплану, но и культурному облику города. Оно сносится как объект, а не как театр, имеющий историческую ценность. Помимо Театра им. Маяковского, также будут снесены здания Президентского дворца и местного исполнительного органа и многие другие», — отметил источник.

«У нас в столице и так осталось мало культурных мест, куда можно пойти или отвести детей, отдохнуть душой. Я считаю неправильным решение властей о сносе театра. Ведь это наша культура, наше прошлое, и если бы государство обратило на него внимание и привело в порядок, то могло бы быть и будущим. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон периодически в своих выступлениях отмечает, что молодежь должна духовно развиваться, учить различные языки. Театр и является частью духовного развития и русской культуры, которая после сноса и переезда актеров на другую площадку умрет. Очень жалко актеров», — рассказала жительница столицы Джамила Шерматова.

Русский драматический театр открылся в Душанбе в 1937 году, в 1940-м ему было присвоено имя Владимира Маяковского. Первоначальный коллектив состоял из выпускников Московского театра-студии, воспитанников народного артиста СССР Алексея Дикого. Сначала у театра не было своего здания, и спектакли проводились в помещении Дома офицеров. Нынешнее здание было построено в 1928 году и считается одним из самых старых в таджикской столице.


Вот так выглядит фойе кинотеатра "Таджикистан", куда переехал театр Маяковского

Как сейчас работает душанбинский театр Маяковского?
январь, 2017

После сноса [в июле 2016 года] здания русского драматического театра имени Маяковского, расположенного в центре Душанбе, его труппу переселили в здание кинотеатра «Таджикистан», на окраину столицы. Этот кинотеатр толком не функционировал, пожалуй, с начала 90-х. Ремонт здания до сих пор [январь 2017 года] не провели, и пока в новом театре нет даже вешалки. Через фойе зрителей запускать в зал опасно, поэтому на спектакли люди заходят прямо из улицы. Подробности новой жизни единственного русского драматического театра в Таджикистане узнавала «АП» вместе со своими партнерами "Открытой Азией онлайн". ©

Работу на новом месте «маяковцы» начали с праздничных спектаклей. Каждый год в конце декабря – начале января, в этом театре проходили новогодние представления, которые собирали детвору со всего города, и в этот Новый год свою традицию артисты театра продолжили.

Мы приехали к ним накануне Нового года, попали как раз на праздничный спектакль. Вокруг здания кинотеатра «Таджикистан» было совсем тихо, никаких опознавательных знаков, указывающих на то, что внутри работает труппа русского драматического театра им. Вл. Маяковского, нет. Попытались войти в «театр» через главный вход, но дверь оказалась закрытой. Пришлось в нее постучать, на пороге появилась пожилая женщина и объяснила нам, что вход находится с торца здания, прямо с улицы, откуда раньше после киносеансов выпускали зрителей.


___

Отправились туда, сами открыли дверь и вошли. Публика была уже внутри – школьники четвертых или пятых классов сидели на местах в зрительном зале. Играла какая-то новогодняя, детская музыка, на сцене театра стояли картонные елки. Сцену огородили темной материей, по бокам расставили осветительные приборы. Все чисто и аккуратно, но так, как бывает на школьных утренниках, когда ученики сами сооружают сцены в актовых залах.

Скоро начался спектакль. Мы сели совсем близко к сцене; актеров было видно с расстояния нескольких метров, и как-то сразу обратили внимание на то, в каком напряжении они играют. Почему? Да, потому что в кинотеатре нет подходящей акустики, и артистам приходится буквально кричать слова своих ролей.

«Оставьте нас в покое, у нас все хорошо»

Спектакль продолжался, но нам не давал покоя тот факт, что попасть в зал через фойе оказалось невозможным. Через боковую дверь мы все-таки решили туда попасть, и сразу же поняли, почему зрителей театра лишили даже вешалки.

В фойе на каждом метре стояли тазы и ведра, в которые капала вода; потолок уже успел подмокнуть так, что в нем зияли огромные дыры. Еще резкий запах плесени и сырости, т.е. капает здесь давно.


___

Рядом с ободранной мебелью и большими коробками, которые видимо еще не успели разобрать, сидела та самая, пожилая женщина, которая показала нам вход в театр.

«Ну, зачем вы здесь? - Устало спросила она, - неужели хочется на все это смотреть. Уходите, пожалуйста».

Мы вернулись в зрительный зал. Спектакль подходил к концу, актеры свою работу окончили, и мы решили с ними пообщаться. Прошли за сцену, вернее за кусок черной ткани, откуда выходили актеры.

После спектакля они сидели вокруг стола, покрытого плотным одеялом, и прятали под ним ноги – там стоял обогреватель. Так, грелись в Таджикистане испокон веков, такая, своеобразная печка-сандали. В зрительном зале работают кондиционеры «лето-зима», но тепло от них за сцену практически не попадает – приходится греться так.

Здесь же стоят трюмо с зеркалами, около которых актеры накладывают себе грим; здесь же они переодеваются, потому что сценические костюмы висят вокруг, на вешалках.

Нас тоже усадили за стол – погреться и выпить кофе. Разговор долго не начинался: обычно смелые и словоохотливые, «маяковцы» говорили на совершенно отвлеченные темы.


___

- Зрители приходят? – Спросили мы их.

- Ну, пока детские спектакли идут, зрителей привозят школьные автобусы, пока залы полные. Потом – видно будет. Наши постоянные зрители вроде обещают приезжать. Хотя многие из них толком не знают, как сюда добраться.

- А вы сами-то как? Глупые вопрос, но все же…

- Ой, ну как мы? Мы работаем. Наверное, у театра должно быть так, то взлет, то падение. И это пройдет… А вообще, у нас все хорошо… Вы лучше оставьте нас в покое…

«Историю мы потеряли, надо сохранить хотя бы театр»

Главной причиной, по которой городские власти решили снести здание театра – было его «несоответствие с генпланом по благоустройству таджикской столицы». Вообще генплан в Душанбе – это такой мифический документ, который толком никто не видел, но все о нем говорят.

«Согласно общему плану развития города Душанбе, намечается разрушение десятка зданий времен Советского Союза, и строительство новых современных зданий. Столица Таджикистана день ото дня меняет свой облик, и уже построены современные здания, которые украшают облик города. Наравне с этим многие здания, которые не совпадают с сегодняшней архитектурой, полностью будут снесены. Согласно генеральному плану, в центре города намечено строительство административных современных зданий. С этой связи, возникла необходимость переезда драматического театра им. Вл. Маяковского», - отмечало Министерство культуры Таджикистана в своем официальном заявлении, весной прошлого года.


___

Вполне возможно, что здание театра им. Лохути, куда изначально переехали «маяковцы» и где до сих пор держат свою документацию и планируют ставить некоторые спектакли, тоже снесут. Буквально на прошлой неделе, министр культуры Шамсиддин Орумбекзода сообщил, что здания театра им. Лохути нет в каталоге историко-культурных и архитектурных памятников Таджикистана. Впрочем, однозначного ответа на вопрос – будет ли оно снесено – он пока не дал.

«Что сделано, то сделано: историю мы потеряли, теперь нужно сохранить хотя бы театр, - говорит таджикский историк Гафур Шерматов. – В здании кинотеатра «Таджикистан» сделать это практически невозможно, потому что оно совершенно не приспособлено для работы театральной труппы. Полагаю, что его легче снести и построить на этом месте новое здание, чем перестраивать старое. Построить уже полноценный театр, в соответствии с требованиями времени. Только в таком случае, мы сможем оправдать снос старого Маяковского».


___

Между тем, источник в Минкультуре, пожелавший не называть своего имени, сказал, что планы о сносе здания кинотеатра «Таджикистан» и строительства на его месте нового театра, есть и сейчас разрабатывается необходимая документация.

Сами «маяковцы» на различные сообщения о дальнейшей судьбе своего театра, реагируют вяло, сейчас они ставят Чехова, но о том, где будут его играть – стараются не думать.

Амин Ходжаев / Лилия Гайсина
«Русская планета» / Asia-Plus, 21 апреля 2016 - 27 января 2017

Tags: бывший ссср, версии и прогнозы, двойные стандарты, деградация, идеология и власть, интервью и репортаж, кино и театр, кощунство и вандализм, культура, наследие, национализм, общество и население, памятники и достопримечательности, память, разруха, ревизионизм, русофобия и антисоветизм, русский мир, русский язык, снг и сг, современность, соотечественники, средняя азия, таджикистан, факты и свидетели, чиновники и номенклатура
Subscribe

Posts from This Journal “русский мир” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment