Жить не как родители
Чего хочет современная российская молодежь и что делать государству? / июнь, 2017
День молодежи в этом году проходит под знаменем борьбы государства с протестными настроями в среде старшеклассников и студентов. ©
___
В совершеннолетний возраст вступает (или недавно вступило) поколение граждан, которое не помнит Советского союза, не испытывает неприязни к Борису Ельцину и не понимает, за что можно любить Владимира Путина, которому они обязаны благополучным мирным детством.
Крутая и непоследовательная
Под молодежью подразумевают категорию в возрасте от 14-16 и до 25-35 лет. В России доля граждан в возрасте 15-24 лет составляет около 10%. Как и в других странах мира, это наиболее проблемная с социально-экономической точки зрения прослойка общества. Отсутствие условий для ее развития приводит к маргинализации, росту потребления наркотиков, увеличению уровня безработицы и преступности.
Молодежь до 24 лет отличается крутым непоследовательным нравом, склонностью к пересмотру устоявшихся ценностей (как положительных, так и отрицательных) и общепринятых трактовок истории. Любой педагог скажет, что воспитательная работа с такой аудиторией требует очень тонкого подхода. Старшеклассникам и первокурсникам невозможно, как детям, что-либо строго-настрого запретить. Навязчивость окружающих порождает в ответ агрессию, которая может принимать самые крайние формы.
То, куда направляется боевитость молодежи, играет судьбоносную роль для страны. Во второй половине 1930-х годов Адольф Гитлер объединил граждан, родившихся в период Первой мировой, которые росли в ненависти к унизительным условиям Версальского мира 1919 года. Расквитавшись с Европой в июне 1941 года, лучшие представители «арийской» расы отправились истреблять восточных «недолюдей», и нашли на просторах СССР свою могилу. За преступления окрыленных идеей превосходства нацистов более 60 лет каются их неблагодарные потомки.
В России на плечах молодых всегда была огромная ответственность. 15-16-летний парень в русской деревне был полноценной трудовой единицей. Девушки в таком возрасте выходили замуж и рожали детей. В годы Великой Отечественной войны недоучившиеся в школе комсомольцы проявляли массовый героизм. Это поколение думало о том, чтобы успеть попасть на фронт и приписывало себе пару лет, приходя в военкомат (несовершеннолетних в году ВОВ в Красную армию не брали). Те, кому не довелось повоевать, впроголодь трудились в колхозах и на заводах.
В 1979-1989 годы 19- и 20-летние парни сражались с моджахедами в Афганистане. Во второй половине 1990-х годах призывники не пасовали перед чеченскими террористами и арабскими наемниками. С 2000 года в нашей стране царит мир, и это во многом заслуга молодых пацанов, которые в период полной разрухи в российской армии, честно выполняли свой воинский долг и в результате сохранили единство РФ.
Современная молодежь продолжает нести воинскую повинность, но не принимает участия в боевых действиях. На их долю не выпало и десятой доли испытаний, которые преодолели их старшие братья, отцы и деды. Они не представляют, что такое нищета и жизнь на авансы в течение нескольких лет; не представляют, что такое страна, которая не опускается на колени лишь благодаря героизму и самоотдаче отдельных граждан.
Однако это не делает современное сытое поколение менее достойным. В 2000-е годы Россия вступила в новую эпоху с устоями, которые характерны для мирно развивающегося государства. В конце концов, войны, через которые прошло наше общество, были нужны не для того, чтобы подобные трагедии повторялись вновь.
Образованная и безработная
В XXI веке в России появились люди с мозгами, которые способны гораздо эффективнее развивать бизнес и отчасти наукоемкие отрасли (прежде всего, информационные технологии и телекоммуникации). Современная молодежь — это поколение потребителей, которое может гораздо рациональнее распоряжаться материальными ресурсами. Однако оторванность молодых людей от производственной сферы (в колхозах летом никто не работает, а купить можно все, что угодно) породило совершенно иную материальную культуру и непонимание некоторых «фундаментальных законов бытия».
15-24-летние граждане не всегда осознают цену тех вещей, которыми они пользуются. Отсюда — пренебрежение к физическому труду и культ гедонизма. Профессия рабочего (причем даже квалифицированного) в России считается непрестижной. Едва ли не каждый второй молодой человек имеет диплом о высшем образовании, а примерно треть выпускников вынуждена трудиться на должностях, где в высшем образовании нет необходимости.
С окончанием школы или вуза поколение конца 1990-х и начала 2000-х годов столкнется (или столкнулось) с еще большими трудностями. Они привыкли к относительно обеспеченной жизни, прекрасно осведомлены об уровне жизни на Западе, невольно проецируя его на российскую действительность. Однако рынок в РФ переполнен дарованиями с красными и синими дипломами, а наша экономика с большой вероятностью качественного скачка в обозримом будущем не совершит.
Безработная образованная молодежь, с учетом присущей ей амбициозности, это наиболее питательная среда для распространения протестных отношений. Данную категорию людей очень легко убедить, что причины их бед заключаются в неправильном политическом режиме, который лишил их рабочих мест и денег, которыми сейчас распоряжается Медведев, Усманов и другие представители элиты.
Технологии мобилизации образованных молодых людей в боевые группы были блестяще опробованы Западом в ходе арабской весны и на Майдане. На Ближнем Востоке выросшие при «диктаторах» 18-20-летние парни требовали смены власти и демократии. Им надоело смотреть на одряхлевшие лица Муаммара Каддафи и Хосни Мубарака; они жаждали смены бюрократического звена и лелеяли надежду, что в новом постреволюционном мире для них, талантливых, умных и смелых, обязательно найдется тепленькое местечко.
В 2013 и 2014 году украинская молодежь была одурманена манящим запахом европейских ценностей и западного уровня жизни. Тогдашние студенты и маргиналы разных мастей, не успев поработать за зарплату при «воре» Януковиче, пребывали в мечтах о том, что «революция достоинства» позволит им получать 10, 15, а может, и 20 тысяч гривен сразу после выпуска из вуза. Однако в 2015 году курс гривны рухнул в 2 раза, коммунальные платежи выросли в три раза, а средняя заплата повысилась лишь до 6,7 тысячи гривен.
На Ближнем Востоке и Украине неведомые внешние силы играли на бунтарстве молодежи и справедливом стремлении жить лучше родителей. В обоих случаях — революция привела к гражданским конфликтам и катастрофическому падению уровня жизни. Перед глазами невольно всплывают простые, очевидные и совсем недавние примеры того, куда заводит слепая вера в миф о свободе и благоденствии, которые непременно должны появиться после свержения «диктаторского» режима.
Умная и непонимающая
Сейчас государственные мужи и российская пропаганда ломают голову над тем, как не допустить вовлечения молодежи в протестные движения. В России готовятся запретительные законопроекты, разрабатываются рекомендации родителям, приглашаются в Госдуму блогеры и пр. Особой прямолинейностью отличился известный телеведущий Владимир Соловьев, назвав пришедших на митинг 12 июня несовершеннолетних «мажорами» и «двумя процентами дерьма».
Анализ арабской весны и событий на Майдане свидетельствует, что подрастающее поколение стало боевой силой оппозиции по целому ряду объективных причин и, к большому сожалению, Россия может не избежать страшной участи других стагнирующих обществ. Вместо попытки осмыслить сущность феномена современного подрастающего поколения и попытаться без перегибов объяснить молодым людям, почему революция до добра не доводит, власти не признают допущенных ошибок и продолжают политику давления на любую протестную активность.
Чего хочет современная молодежь? Начнем с экономики. Ее часто упрекают, что она стремится получить все и сразу. Да, молодые ставят цель жить легко и красиво, не всегда осознавая, какой нелегкий труд им предстоит. Но старшим поколениям, которые находятся сегодня у власти и потихоньку тянут страну на дно, стоит понять одну важную вещь — молодежь не желает ишачить на государство или бизнес как их родители.
Неслучайно, казалось бы, достаточно благополучная путинская Россия столкнулась с «утечкой мозгов». Выпускники «Бауманки» или политехнических университетов Сибири, конечно, могут найти себе достойную работу дома. Но они уезжают, зная, что за рубежом будут получать в 2-3 раза больше и к ним по-настоящему уважительное отношение со стороны работодателя. Россия является участником глобальной конкуренции и пока проигрывает ее.
Осмысление политического аспекта, пожалуй, самое сложное занятие. Здесь ситуация в России немного напоминает ближневосточный кризис 2010-2011 годов. Митинги продемонстрировали, что молодежь не понимает, чего 18 лет делает у власти один человек, и почему он, вероятно, собирается сидеть в Кремле еще шесть лет? Как им объяснить, что если Путин сейчас уйдет, то завтра, наверное, не будет страны, на Кавказе вновь вспыхнет кровавая бойня, а почти все достижения его эпохи мгновенно растают на глазах?
Умом Россию не понять, а сердце просит перемен.
Александр Кочан
«Русская планета», 27 июня 2017
«Русская планета», 27 июня 2017
Метки: агитпроп и пиар, бл_восток и магриб, версии и прогнозы, героизм и подвиги, дискуссии, диссида и оппозиция, единство и община, идеология и власть, информационные войны, коррупция и бюрократия, манипулирование, менталитет, мнения и аналитика, молодёжь, нравы и мораль, общество и население, поколения, провокации, протесты и бунты, психология, революции и перевороты, родина и патриотизм, россия, русофобия и антисоветизм, современность, справедливость, украина, эпохи