mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Всего 5 параграфов! или Как сегодня преподают историю Революции в школах России. Мордовия

Ещё социология Революции

100 лет революции: она всё-таки великая?
Школа и идеология

В этом году – 100 лет Октябрьской революции. Дата большая, но нет понимания того, как ее отмечать. Мы живем уже в другой стране, историческим событиям теперь придаем не то значение, какое закладывала советская идеология. ©

Ещё школа Мордовии


Юлия Горшкова

А как об этом периоде рассказывают в современной школе? Как учитель преподносит тему Октябрьской революции, как к ней относятся дети и знают ли, кто такой Ленин? Об этом – в интервью с учителем истории гимназии №20 г. Саранска Юлией Горшковой.

- Юлия Владимировна, со сменой политического строя в нашей стране произошла и переоценка событий недавнего прошлого. Революции 1917 года это, пожалуй, коснулось, в первую очередь. Разные историки, политологи даже называют ее по-разному. А как учитель рассказывает о революции современным школьникам?

- Да, как только сейчас не называют революцию: и государственный переворот, и буржуазно-демократическая, и либеральная революция, некоторые отождествляют ее с дворцовым переворотом, а кто-то по-прежнему использует старое название - социалистическая революция. Но с подачи Российской академии наук сегодня общепринято называть это событие Великой российской революцией, что и зафиксировано в новой концепции преподавания истории России. Под этим мы понимаем весь период от февраля до октября 1917 года. Причем, есть также понятие февральской революции и октябрьской революции. Но весь этот период мы рассматриваем как единое целое, как цепочку причинно-следственных связей. Впервые этот период истории изучается в 9-ом классе. При этом мы не даем серьезных оценок, просто изучаем последовательность событий. В 11-ом классе мы углубляемся в эту тему, пытаемся анализировать, понять, каковы были альтернативы развития государства. Мы проводим дискуссии. В частности, такая дискуссия прошла на научно-практической конференции, которая была приурочена к 100-летию революции. И дети высказывают разные мнения. Для одних революция - это абсолютное зло. Другие, говоря о ее последствиях, приводят в пример множество положительных результатов.

- Дискуссия тем и хороша, что каждый может высказать свое мнение. Но ни к какому общему итогу ученики не приходят?

- В целом, они понимают, что революция – это большое потрясение для страны. Революция обернулась огромными жертвами людей. При этом про большевиков говорят: молодцы, что смогли захватить власть.

- В советское время Ленина называли не иначе как вождем мирового пролетариата. Наивно предполагать, что дети миллениума с таким же пиететом относятся к этой личности. А если не вождь, то кто он для них?

- На уроках я говорю о нем как об организаторе, идеологе революции. Это человек, который вел пропаганду, а затем был избран председателем Совета народных комиссаров, то есть представлял исполнительную власть. Но современные дети Ленина знают плохо. Если 7 ноября выйти на улицу и спросить школьников помладше, кто такой Ленин, то ответят единицы. Увы, этот период – с февраля по октябрь – мы по программе 9-го класса изучаем всего два урока. Плюс еще один урок про установление советской власти. В учебнике это три параграфа в 9-ом классе и два параграфа - в 11-ом. В советское время на это отводилась целая четверть - по три урока в неделю, конечно, и подход к данным событиям был другой. Причем, дети узнавали о них не в 16 лет, как сейчас, а гораздо раньше.

- А как Вы воспринимаете итоги революции? Какими они оказались для Мордовии?

- Для Мордовии – больше плюсов. До 1917 года вообще не было понятия мордовского народа. Мордва прозвучала разве что в первую русскую революцию, когда была объявлена Рузаевская республика, когда статечный комитет установил свою власть, но впоследствии прибывшие из Москвы каратели арестовали бастовавших рабочих. А последствиями революции 1917-го года стало получение сначала элемента автономии, а потом – автономии. В целом, революция и гражданская война затронули Мордовию в той же мере, как и всю страну. Какая-то часть населения потеряла все, а другая еще не поняла, что приобрела. А вообще революция имела огромное значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Ведь после нее и в странах, проигравших первую мировую войну, произошли свои революции, но в более мягкой форме. События в Германии, Австро-Венгрии стали последствиями того, что случилось в России. Тут же в странах Западной Европы, в частности в Великобритании, Франции, стали активно проводить реформы, направленные на улучшение жизни простого народа. Потому что власти увидели, как может быть, и испугались.

- И все-таки как объяснить детям, которые выросли без влияния советской идеологии, события 1917 года? Как правильно расставить акценты?

- Единой оценки той революции нет, и это правильно. Сто лет – это слишком мало, чтобы дать историческим событиям объективную оценку. В науке, в учебниках нет одной четкой позиции, там описывается несколько подходов: советская точка зрения, позиция белого движения и даже другие. И это хорошо. Ребенок должен сформировать свою картину, свое отношение к событиям. Событие великое – это мы можем сказать однозначно. Все-таки прошло меньше года, и за это время наша страна пережила такое огромное количество событий, что другим странам их хватило бы надолго. Сегодня в адрес большевиков звучат упреки, что они не смогли удержать власть. Извините, но они были у власти более 70 лет, за это время выросло три поколения.

- Скажите, а собираетесь ли Вы смотреть фильм «Матильда», наделавший шуму еще до выхода на экраны? Считаете ли нужным рекомендовать его своим ученикам?

- Может быть, посмотрю. Но я точно не из тех, который ждет его с нетерпением. Совместного просмотра с учениками не планирую. Мне вообще сложно смотреть исторические фильмы, я всегда ищу параллели с реальной историей. В этом смысле была разочарована фильмом «Викинг». Про отношения Николая II и Матильды Кшесинской я читала и до этого. И относиться к Николаю как к святому мне трудно. Ведь не так просто его прозвали кровавым. Была катастрофа на Ходынском поле, было «Кровавое воскресенье». Конечно, расстрел царской семьи, когда убили всех, включая врача, служанку и даже собачку, - это большая человеческая трагедия. Семью, детей жалко. Николай II был замечательным семьянином, но как правитель был слаб. Известно, что даже его отец, Александр III был против того, чтобы Николай стал императором.
_______

Говорят ученики:

Павел Пакшин, 11 класс:

- Этот период неслучайно называется именно революцией. Произошла смена общественных формаций, государственного строя: от монархии к республике, от капитализма с пережитками феодализма мы пришли сразу в социализм, минуя стадию развитого капитализма. Я так думаю, она бы рано или поздно случилась, она была неизбежна в ситуации, сложившейся на тот момент в стране. Был ряд нерешенных вопросов: земельный, положение малых народов другие. И несмотря на все жертвы и иные тяжелые последствия, страна достигла результатов со знаком плюс. Мы смогли сохранить страну, перешли в более совершенную формацию, смогли догнать западные страны, проведя электрификацию, индустриализацию.

Элеонора Леснова, 9 класс:

- Октябрьская революция справедливо считается переломным моментом в истории России. Страна давно ждала реформ. И вот к власти пришли люди, у которых была такая же точка зрения, как и у большинства народа. Они смогли высказать идеи народа, поэтому их и поддержали. Я понимаю, есть и отрицательные моменты. Например, большие жертвы в ходе восстаний. Но в целом революция дала толчок к развитию страны.

Екатерина Ломаткина, 11 класс:

- А я думаю, что однозначно оценивать революцию нельзя. Да, Россия ждала этого события. Самодержавие сильно угнетало народ. А тут большевики пришли к власти. Не думаю, что их поддерживало большинство населения. Если бы это было так, то они пришли бы к власти мирным путем. А они захватила власть силой. Конечно, при новой власти в России начался промышленный переворот. Но я бы не сказала, что это абсолютно положительное событие.

Татьяна Никитина
«Известия Мордовии», 1 ноября 2017

Tags: 20-й век, агитпроп и пиар, версии и прогнозы, двойные стандарты, деградация, демография и социология, детство, дискуссии, европа, единство и община, женщины, запад, знания, идентификация, идеология и власть, интервью и репортаж, информационные войны, исследования и опросы, история, капитализм и либерализм, кино и театр, красные и белые, ленин, менталитет, мировая политика, мнения и аналитика, молодёжь, мордовия, народ и элиты, народы, наука, национализм, национальная идея, независимость и суверенитет, нравы и мораль, образование и воспитание, общество и население, память, поволжье, подмена понятий, поколения, правители, противостояние, ревизионизм, революции и перевороты, регионы, родина и патриотизм, российская империя, россия, слова и термины, современность, социализм и коммунизм, ссср, статистика, учителя, факты и свидетели, фильмы, школа
Subscribe

Posts from This Journal “поколения” Tag

  • Мы — Русские!

    В степи, покрытой пылью бренной, Сидел и плакал человек. А мимо шёл Творец Вселенной. Остановившись, Он изрек: "Я друг униженных и бедных,…

  • Возможно, Владимир Семёнович говорил об этом

    Ансамбль русской песни "Сирин" - Купола (Вечер памяти В. Высоцкого) От себя: И ничего вы, ребята, с нами не сделаете своими…

  • Я щетаю... # Есть мнение...

    Также я щетаю, что... и другие мои мнения * Я щетаю, что от Кавказа не деться никому... * Я щетаю, что конфликт в Карабахе конца…

promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments