Сенсационный «Северный коридор»
Новый транспортный путь Санкт-Петербург – Мумбаи (Индия) и мировая геополитика / Россия и мир
Индия, нечасто появляющаяся в сообщениях европейских СМИ, готовится отправить первые грузы по международному транспортному коридору «Север – Юг» (North South Transportation Corridor – INSTC), протянувшемуся от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи, сообщает PressTV. ©
Ещё РИК
___
Без сомнения, это будет мировая сенсация.
7200 километров свяжут морским, железнодорожным и автомобильным транспортом в единый коридор, сокращающий доставку грузов из Индии в Среднюю Азию, Россию и Европу почти в два раза с соответствующей экономией средств. Это очевидная альтернатива инициативе Пекина «Один пояс – один путь».
Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) предполагает морскую транспортировку грузов между портами Индии и Ирана, использование железнодорожного и автомобильного транспорта на иранской территории (пока строится последнее звено железнодорожной магистрали между иранским Рештом и азербайджанской Астара) и последующую доставку контейнеров азербайджанскими и российскими железными дорогами до конечного потребителя. Проекту уже 17 лет, и хоть в Индии все делается традиционно медленно, он теперь на низком старте. К этой индийско-российской-иранской инициативе уже присоединились более десятка стран, а «Железные дороги Исламской Республики Иран» уже наполовину сократили тарифы на грузовые перевозки, чтобы увеличить привлекательность нового «окна» в Россию и Европу.
Но INSTC – нечто большее, чем железнодорожная колея через Евразию, по которой в год будет перевозиться по 20-30 миллионов тонн товаров. Иранские СМИ называют начало ее использования поворотным моментом во всей стратегии Нью-Дели в Юго-Восточной Азии. Как пишет японское издание Asia Nikkei, «Индия и ключевые государства юго-восточной Азии станут жизненно-важными двигателями роста Азии в предстоящие десять лет, отмечает новое исследование Японского центра экономических исследований (Japan Center for Economic Research)». Только за год Индия увеличила экспорт программного обеспечения на 10,3% – до 91 миллиарда долларов США. Ее покупателями значатся далеко не слабые в современных технологиях страны: США и Канада, за которыми следует Европа, половину экспорта которую получает Лондон. Третья экономика мира по объёму ВВП после США и Китая, Индия скоро лишит Китай звания «локомотива мирового роста», озвучивает надежды западных экономистов The Economic Times. По итогам года рост ВВП Индии должен составить 7,5%, тогда как этот показатель Поднебесной МВФ предполагает на уровне 6,3%. В глазах Запада Индия, как единственная в регионе «настоящая демократия», выглядит надеждой для экономики региона, противостоящей «коммунистическому» Китаю. Именно так ей Запад и подыгрывает.
В них принимали участие авианосец США «Нимиц», единственный авианосец ВМС Индии «Викрамадитья» и японский вертолетоносец «Идзумо». Что они делали в Индийском океане? Поддерживали «баланс сил» в противовес Китаю. Понятно, что Нью-Дели 60% морских перевозок нефти из стран Ближнего Востока и 70% контейнерных перевозок между промышленно развитыми странами Азии и остальным миром важны не меньше, чем Китаю. Кто первый обеспечит их безопасность аж до Малаккского пролива?
Индия старается. Пятая в мире со своими почти 56-ю миллиардами долларов военных расходов, как подсчитало Asia Nikkei, она в уходящем году подняла их до 9% против китайских 7% (правда, при 215 миллиардах таких расходов). Но это не смущает Нарендра Моди, который хорошо чувствует «тройное плечо» США, Японии и Австралии, подталкивающее его правительство под локоть. Месяц назад четверка собиралась в Маниле обсудить «свободу и безопасность навигации» в Индийском и Тихом океанах. Учитывая, что на Красном море в Джибути уже появилась первая зарубежная военная база Китая, и что в Индийском океане у Андаманских и Никобарских островов уже не раз замечали подводные лодки Поднебесной, и что Китай создает искусственные острова в Южно-Китайском море, и что на этих островах появляются комплексы ПВО, и еще очень многие «и что», Индия уже создала особое Дальневосточное военно-морское командование (FENC) в Порт-Блэр для защиты своих морских границ на востоке. А неделю назад успешно запустила с истребителя Su-30MKI гиперзвуковую крылатую ракету БраМос, позволяющую поражать цели в вожделенном Малаккском проливе.
Нынешние союзники Нью-Дели «по демократии» очень стараются, чтобы международный транспортный коридор «Север – Юг» лег не только поперек пекинского проекта «Один пояс – один путь», но и поперек его южной, морской «ветви», которая теперь будет под прицелом индийских «брамосов», летящих со скоростью, трижды превышающую скорость звука, и способных пролететь до 400 километров.
Учитывая, что «тройка друзей» Нарендра Моди в лучшем случае будет наблюдать из кустов за развитием событий в случае серьезного индо-китайского конфликта, Нью-Дели предстоит очень подумать, как проложить в завтра безопасный путь. Ведь даже если МВФ окажется прав и Индия в этом году увеличит ВВП на 7,5%, а Китай только на 6,3%, то по ВВП на душу населения страны сравняются… через 127 лет, что бы ни писали и говорили об Индии западные средства массовой информации.
В этой сложной для Нью-Дели ситуации стремительно возрастают роль и значение Москвы. Ведь это наш проект транснационального транспортного коридора «Север – Юг» готов начать действовать с середины января будущего года. И это нашего производства авианосец «Викрамадитья», наши гиперзвуковые ракеты, запущенные с наших «сушек», позволяют Индии контролировать свои морские границы. И это в наших интересах прокладывать колею в экономически наиболее перспективный регион мира, куда все активнее перетекают и умные головы, и новейшие технологии, и капиталы.
В понедельник президент Индии Рам Натх Ковинд встретился с министрами иностранных дел России и Китая, сообщает из Нью-Дели The Statesman. Только что завершившийся пятнадцатый раунд трехсторонних переговоров между Россией, Индией и Китаем, рост торгового оборота с Россией на 22% только за первую половину года, завершившаяся на прошлой неделе вторая встреча глав исследовательских центров двух стран и, наконец, ускоренное вступление в строй транспортного коридора «Север – Юг» - все это играет чрезвычайно важную роль в достижении совместных интересов с Москвой, считает президент. Но в отношении Пекина - гораздо важнее то, что из уст Рама Натха Ковинда на этой встрече с двумя министрами не прозвучало: он не сказал ни слова об июньском конфликте в Гималаях, где в районе плато Доклам два месяца войска Индии и Китая стояли на позициях вдоль границы. И с тех пор ни один китайский чиновник высокого ранга в Нью-Дели не приезжал - до нынешней встречи китайского и российского послов в Нью-Дели. Судя по всему, Москве выпал шанс умирить двух азиатских «тигров». Тогда и «Север – Юг» останется конкурентом Запада. А не Востока.
специально для «Столетия», 12 декабря 2017
Journal information