«Мы всегда знаем, что у Путина есть ответы на все вопросы!»
Журналист «Столицы С» увидела «закулисье» пресс-конференции Президента и узнала мнение Ксении Собчак / Саранск — Москва — Саранск / Политика страны глазами регионов
Журналист «Столицы С» побывала на пресс-конференции Президента России Владимира Путина. В этом году были аккредитованы 1 640 журналистов, но задать вопрос удалось лишь 55 представителям СМИ. Были затронуты темы предстоящих выборов, ситуации на Украине, отношений с США и внутрироссийские экономические проблемы. ©
Ещё Путин и Поволжье, в т.ч. Мордовия
Ну-у, что-то из ельцинского в нём всё же есть, понимаешь...
Кандидат в Президенты Ксения Собчак пришла на мероприятие с табличкой «Против всех». Она спросила Владимира Путина об участии Навального в выборах. Глава государства в ответ сравнил оппозиционера с Саакашвили. «У Владимира Владимировича заготовлены ответы на все вопросы», — сказала Собчак в беседе с корр. «С» после пресс-конференции. Ксения Анатольевна покинула мероприятие с недовольным видом.
Подробности — в репортаже Татьяны Скороходовой.
Журналисты собрались возле центра Международной торговли уже с утра, хотя пресс-конференция была назначена на 12.00. «Хотим быстрее занять очередь у входа в зал, — объясняли коллеги. — Потом туда просто так не прорвешься». Увидев в руках у корр. «Столицы С» плакат с надписью «Мордовия», к ней тут же поспешили представители федеральных каналов. «Шумбрат!» — приветствовали они и долго расспрашивали о республике и предстоящем чемпионате мира по футболу. Кстати, именно такой «спортивный» вопрос журналист «Столицы С» планировала задать Президенту. Организаторы мероприятия приглашали всех в зал, где для журналистов был приготовлен шведский стол с различной едой, но предложение мало кто принял. Большинство представителей СМИ заняли «боевые позиции» у дверей в зал и покидать их не собирались. «Я уже не в первый раз приезжаю на президентскую пресс-конференцию, — говорит журналистка из Архангельска. — В прошлый раз пробилась в первый ряд, выкрикивала свой вопрос, чтобы привлечь внимание, но… бесполезно. Еще и замечание сделали». «А руководство вашего региона не подсуетилось, чтобы вы смогли задать свой вопрос? — неожиданно спросил один из журналистов. — Здесь именно так все и происходит. Если за вас не попросили, будете в пролете». «Да не слушайте вы никого! — возмутился представитель московского СМИ. — Это мероприятие как большая лотерея. Кому как повезет».
Представители зарубежных изданий с улыбкой прислушивались к разговору. Журналисты из Швейцарии рассказали, как у них в стране хорошо относятся к Путину. Турецкие репортеры согласно закивали головой: «У нас тоже очень уважают главу вашего государства. Он мудрый политик, способный урегулировать конфликты. Я за мирные отношения между нашими странами. Хорошо, что российские туристы вновь стали приезжать в Турцию». Журналистка из австрийского издания стояла в стороне и молчала. На вопрос об отношении ее сограждан к Путину уклончиво ответила: «По-всякому. У нас его так не идеализируют, как в некоторых странах…» «Ой, как тяжело стоять. Здесь есть, где присесть? — поинтересовалась корреспондент из Армении с повязкой на ноге. — Несмотря на проблемы со здоровьем, в очередной раз приехала на пресс-конференцию. Работа — главное! Тем более что однажды мне удалось задать вопрос. Может, и сейчас повезет…»
После трехчасовых мучений наконец удалось пробиться в зал. На стульях в первых двух рядах лежали листки бумаги с надписью «Резерв». «Сюда нельзя садиться: это места для президентского пула», — объяснили кураторы мероприятия. Пришлось скромно занять место в третьем ряду, но и оттуда корр. «С» попытались выдворить представители столичных СМИ: «Вы в курсе, что региональные журналисты всегда сидят в последних рядах? Будьте добры, отправляйтесь туда!» Когда корр. «С» сказала, что никуда не собирается уходить, услышала в свой адрес: «Наглая мордовка». «Спасибо, очень этим горжусь!» — ответила она…
Журналистка из Германии во что бы то ни стало хотела получить место в первых рядах, но там уже давно все было занято. «Почему вы занимаете места для других, это неправильно, — набросилась женщина на журналистов. — Где люди, которые должны сюда прийти? Их нет. Значит, сяду здесь!» Когда ей все-таки не удалось этого сделать, пробормотав под нос ругательства на своем языке, она удалилась в конец зала. Появление Ксении Собчак в красном длинном платье вызвало всеобщее оживление. В руках у нее была табличка: «Ксения Собчак против всех». Выяснилось, что она аккредитовалась на мероприятие как корреспондент телеканала «Дождь». Собчак скромно заняла место в четвертом ряду и, не обращая внимания на происходящее, уткнулась в свой смартфон…
Самое большое количество вопросов задавали представители федеральных СМИ. Были затронуты экономические, политические и спортивные темы. Особый интерес вызвал вопрос о президентских выборах… Когда дали слово украинскому журналисту Руслану Цимбалюку, зал замер в ожидании очередной провокации. Все давно привыкли к его резким вопросам о российско-украинских отношениях. Цимбалюк был в своем репертуаре. Он обвинил Россию в конфликте на Украине и поинтересовался судьбой россиян, которые были осуждены в связи с участием в вооруженных действиях на Донбассе. Речь представителя украинского СМИ выглядела весьма комичной на фоне плаката «Герои России», который был у корреспондента ГТРК «Мордовия» Анастасии Видяевой. Сидящие в зале встретили вопрос Цимбалюка возмущенными выкриками, но Путин попросил всех успокоиться. Он заявил о том, что Украина постоянно меняет список людей для обмена, и предложил найти выход из ситуации до Рождества.
В середине пресс-конференции страсти накалялись. Чтобы привлечь внимание главы государства все активно размахивали плакатами и выкрикивали свои вопросы и пожелания. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков тщетно пытался призвать всех к порядку. Особенно старались обманутые дольщики из Санкт-Петербурга, которые пришли на мероприятие в качестве внештатных корреспондентов. Они то и дело меняли плакаты и при каждом новом вопросе Путину кричали, что их проблема гораздо важнее, но никто не хочет обратить на нее внимания. В итоге слово им так и не дали… Выступление председателя совета директоров мурманского рыбокомбината, который обманным путем проник в зал, активно поддержали журналисты. «Мы три с половиной года землю жуем зубами, мы рвемся для того, чтобы выжить, и мы знаем, как выжить, как повернуть дальневосточную рыбу так, что рыба по 52 рубля с Дальнего Востока будет по 80 рублей продаваться, а не по 300. Что мы издеваемся над людьми? Делайте со мной, что хотите…»
Журналисты гадали, когда же, наконец, дадут слово Собчак. «Ее, наверное, решили оставить на десерт», — предполагали представители СМИ. И оказались правы. Ксения Анатольевна поинтересовалась, почему оппозиционных политиков не допускают к участию в политической борьбе, упомянув при этом Алексея Навального, который «давно ведет предвыборную кампанию», несмотря на то, что не допущен к выборам. Владимир Путин ответил, что оппозиция оппозиции рознь и отсутствие ее фильтрации может привести к государственному перевороту. Президент напомнил об опыте Украины, где активную деятельность против действующих властей в последнее время ведет Михаил Саакашвили. «Вы хотите, чтобы такие персонажи бегали у нас десятками по площадям?» Судя по недовольному выражению лица, госпожу Собчак не удовлетворил ответ. Единственный момент, вызвавший улыбку на ее лице, был связан с журналистами, которые пришли на мероприятие в футболках с ее изображением. Ксения даже сфотографировала их на свой смартфон.
Корр. «С» напомнила Собчак о том, как встречалась с ней три года назад. Это произошло, когда та вместе с матерью презентовала свою книгу о Сталине. «Помните, мы подарили вам мордовский бальзам?» Собчак кивнула головой. «Скажите, что бы вы в первую очередь сделали, если бы вас выбрали Президентом России?» — спросила корр. «С». «При такой системе стать Президентом невозможно», — ответила Собчак. «Вы удовлетворены тем, как ответил на ваш вопрос Владимир Путин?» — «Ответа так и не последовало. Мне не очень понятно, какое отношение имеют какие-то сравнения с Саакашвили к тому факту, что действительно оппозиционный кандидат, который имеет поддержку у населения, не допускается к выборам на основании выдуманных обвинений в уголовных делах, которые носят абсолютно политический характер. Сложности, с которыми я сталкиваюсь лично, конечно, несоизмеримы с трудностями Алексея Навального, но они тоже есть. Я вижу сейчас сама, как сложно открывать штабы, как не разрешают агитировать и размещать наши стенды в городах. Как невозможно снять зал, потому что в последний момент, когда мы вписываем имя, тут же ломается кондиционер или люди отказываются по какой-то выдуманной причине нас пускать. Это все, к сожалению, связано с любой оппозиционной деятельностью в России сегодня» — «Как вы отнеслись к сравнению Навального с Саакашвили?» — «Мне оно кажется странным. И, в принципе, это не является ответом на вопрос… Президент не отрицал фиктивность «политических дел». Это единственное, что мне понравилось. Радикальных политиков просто не допускают к выборам. Может, Алексей Навальный действительно разделяет какие-то достаточно радикальные воззрения, я сама часто ему в чем-то оппонирую и не во всем согласна. Но, как говорил Вольтер, считаю, что готова умереть за право другого человека ошибаться. Мне кажется, это крайне важно. Надо, чтобы у каждого была возможность представить свои взгляды. Пусть люди решают, радикальные они или нет. И, на мой взгляд, это должен решать не Владимир Путин» — «Вы верите Путину, который сказал, что хочет конкуренции на выборах?» — «Послушайте, я не раз говорила, что на сегодняшний момент выборы нельзя считать честными. Это ведь не просто кинуть бюллетень в урну, это еще подготовка, допуск СМИ, дебаты, в которых Владимир Владимирович не участвует. И я вынуждена прийти сюда в качестве журналиста, чтобы задать вопрос по поводу конкуренции на выборах. Мне кажется, что говорить о том, что кто-то не подрос, некорректно. Все уже давно выросли, но просто никого никуда не пускают. Если бы меня сегодня не было, вопроса об Алексее Навальном, нечестности и конкуренции на выборах не прозвучало. Наверное, я бы хотела участвовать в дебатах с Владимиром Владимировичем, где мы могли бы обмениваться репликами и защищать свою позицию. Но у нас нет такой возможности. Поэтому, выбирая между тем, чтобы остаться дома или прийти, чтобы задать вопрос на пресс-конференции, что, конечно, не самое лучшее, я все равно выбираю последнее. И не собираюсь оставаться дома во время выборов. Я пойду и призываю всех сограждан прийти и проголосовать…» — «Вы ожидали, что ответ Путина на ваш вопрос будет именно таким?» — «Ну слушайте, мы всегда знаем, что у Путина есть ответы на все вопросы!» — «Расскажите о вашей программе с лидером «Гражданской инициативы» Андреем Нечаевым…» — «Мы ее готовим. Туда входят экономические и судебные реформы и многие другие важные аспекты нашей жизни. Она направлена на демократизацию и либерализацию России. Эта программа будет представлена 23 декабря. Я всех приглашаю на съезд партии «Гражданская инициатива», которая выдвигает меня в качестве своего кандидата на этих выборах…» И тут в беседу вмешалась журналист издания «Поддержка президентских реформ» Надежда Томановская из Санкт-Петербурга. «Ты лучше расскажи, почему твоя мать второй раз занимает сенаторский трон!» — возмущенно выкрикнула она…
Журналистка «Столицы С» из Саранска Татьяна Скороходова
Немного позже Томановская рассказала корр. «С», почему испытывает негативное отношение к семейству Собчак. «Отец Ксении подрабатывал в адвокатской конторе. Потом туда пришла Нарусова, у которой был сложный развод. Приехав из Брянска, она вышла замуж за коренного питерца. Нарусова привязалась к его кооперативной квартире… В итоге Собчак оставил первую жену, и они прописались в этой квартире, выселив мужа Нарусовой. В этой квартире появилась на свет Ксения. А сейчас мать подарила ей жилье за 10 миллионов рублей. При этом она еще обвиняет в коррупции чиновников! А мать твоя — тоже чиновница! Она второй раз становится сенатором от Тувы, не прожив там ни полдня. Получается, что она прошла в сенаторы окольными путями… Ее дочь Ксения в Питере не вылезала из подворотен. И вот такой человек баллотируется в Президенты!»
P.S. После пресс-конференции журналистов на специальных автобусах подвозили до метро. Рядом с корр. «С» оказалась коллега из Самары. «Как вам живется после отставки Николая Меркушкина?» — поинтересовалась журналист из Саранска. В ответ соседка улыбнулась и сказала, что им повезло с новым губернатором, который уделяет большое внимание проблемам области и много делает для молодежи. О Меркушкине она предпочла не говорить, только махнула рукой…
Татьяна Скороходова
«Столица С», Мордовия, 8 января 2018
«Столица С», Мордовия, 8 января 2018
Journal information