Латвия: русское сопротивление
Референдум – в ответ на запрет образования на родном языке / Россия и мир
Борцы за спасение русских школ Латвии объявили о намерении выставить этот вопрос на референдум. ©
Ещё с Нилом Ушаковым
Протесты в защиту русских школ в Латвии
В условиях объявленного правительством курса на ликвидацию учебных заведений нацменьшинств представители русской общины проявляют намерение до конца бороться за право для своих детей учиться на родном языке.
В декабре латвийское правительство концептуально одобрило доклад министерства образования о переводе средних школ нацменьшинств на латышский язык. Предложения министерства предусматривают, что «школьная реформа» будет воплощена в жизнь с 2021/2022 учебного года. После этого дошкольное образование для нацменьшинств станет билингвальным, в 1-6-х классах будут применяться три модели билингвального образования, в 7-9-х классах 80% учебного процесса будет вестись на госязыке, а в средней школе (10-12-е классы) обучение будет проходить только на латышском. Правда, «реформу» еще должен утвердить Сейм, но нет никаких сомнений в том, что латышские партии, обладая совокупно большинством голосов в парламенте, сумеют «продавить» дискриминационный закон.
Активисты русской общины уже провели в Риге три крупных акции протеста против предстоящей реформы, но этого явно недостаточно.
Представитель Штаба защиты русских школ, сопредседатель партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) Мирослав Митрофанов объявил, что будет организован референдум о школьной автономии. Данная идея впервые была озвучена во время протестного митинга, состоявшегося в столице Латвии 14 декабря прошлого года. Его участники маршем протеста, получившим символическое название «Кольцо света», прошли от здания министерства образования до президентского дворца на площади Пилс. Там перед собравшимися выступили «штабисты» и активисты РСЛ. В частности, Мирослав Митрофанов в своей речи постарался опровергнуть мнение, будто от митингов и пикетов ничего не зависит. «Утверждение, что народ ничего не может – это лживая пропаганда правящих партий, которые заинтересованы в нашей пассивности. На самом деле за последние двадцать семь лет нам много раз удавалось мирными средствами скорректировать развитие своей страны. Да, мы побеждали не всегда, да, успех был частичным. Но ответ властей в принципе был адекватен масштабу нашего сопротивления», – подчеркнул политик.
Он напомнил, что в начале 90-х в Латвии, в отличие от соседней Эстонии, неграждан так и не заставили оформлять виды на жительство. «Мягкую этническую чистку начала 90-х – выселение из страны "круглопечатников" (представителей населения, чья степень поражения в правах в начале 90-х была выше, чем у "обычных" неграждан. – В. Е.) народ остановил благодаря массовому обращению в суды при помощи Латвийского комитета по правам человека. Демонстрация пенсионеров у Рижской думы 3 марта 1998 года привела, в итоге, к организации давления на Латвию со стороны международного сообщества, что обеспечило переход к массовой натурализации неграждан. В начале 2000-х наши массовые протесты против нового Закона о госязыке сняли запреты на использование русского в частной сфере. В конце 90-х – начале 2000-х угроза двух референдумов заставила власти притормозить пенсионную реформу и отказаться от приватизации госконцерна "Латвэнерго". В 2003−2004 годах удалось отстоять использование русского языка в средних школах. В 2014 году – в ходе цепи митингов мы вновь остановили языковую реформу в школах национальных меньшинств.
Да, сделали бы больше, если бы не нытики и равнодушные. Не все в этом мире зависит от нас и есть моменты, когда обстоятельства сильнее. Но это не отменяет морального долга – идти и действовать во благо общих целей.
Только так строится цивилизация, демократия и из населения возникает народ», – заявил Митрофанов.
По его словам, идея референдума возникла с учетом безуспешной попытки реализовать инициативу сбора подписей в защиту русских школ на портале общественных инициатив Manabalss.lv. Предусмотрено, что путь к референдуму будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых станет рычагом давления на власть. «Мы чётко заявляем, что не можем доверять правительству, состоящему полностью из этнических латышей, в решении вопроса об образовании русских людей. Мы требуем нашего участия в принятии решений о создании школьной автономии, путь к которой лежит через восстановление принципов закона, существовавшего на заре латвийского государства», – подчёркивает Мирослав Митрофанов. Он напоминает, что в 1919 году в стране был принят закон об организации школ меньшинств. При министерстве образования тогда существовали национальные отделы образования. Имелся и отдел русских школ, где работали специалисты, представляющие и понимающие интересы нацменьшинства.
По словам активиста, первый этап на пути к референдуму – подготовка к передаче законопроекта о школьной автономии в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). «В ноябре 2017 года мы решили собрать подписи под похожей петицией на портале Manabalss.lv, но сделать нам этого не дали. Некие "национальные юристы" увидели в нашей петиции о школьной автономии "угрозу ядру конституции". А поскольку механизм оценки петиции в законе не прописан, мы не можем оспорить этот отказ. Но вот отказать нам в официальной оценке законопроекта, выдвигаемого на референдум через ЦИК, государство не в состоянии», – пояснил Митрофанов. Он подчеркнул, что если даже власти отвергнут проект РСЛ, то им всё же придется объяснить свой отказ, ссылаясь на пункты законов и международных конвенций. «Латвийским властям придется также объяснить, почему латышское большинство, по их мнению, имеет право решать за русское меньшинство вопросы, касающиеся его судьбы», сказал Митрофанов и сделал вывод:
«Если "национальные юристы" скажут, что это правильно, то тогда станет окончательно ясно, что в Латвии построена не современная демократия, а племенная тирания, которую можно назвать трайбализмом».
Ну а если ЦИК всё же согласует текст законопроекта о школьной автономии, то начнется сбор 150 тысяч подписей. Участники Штаба защиты русских школ будут агитировать подписываться за референдум и участвовать в массовых акциях протеста. Эта спираль будет раскручиваться, пока в правительстве и парламенте не согласятся пойти на компромиссы. «Следующим этапом станет вынесение законопроекта на голосование в парламенте, что станет проверкой на вшивость каждого депутата не только от правящих партий, но и от оппозиции. В первую очередь станет ясно, что из себя на деле представляет возглавляемая "русским мэром" Риги Нилом Ушаковым партия "Согласие". Избиратели должны поименно узнать отношение народных избранников к принципам демократии и защите нацменьшинств. Если парламент не поддержит законопроект, то будет следующий этап – референдум!» – пообещал Мирослав Митрофанов. Он не сомневается в том, что собрать требуемые законодательством для организации референдума 150 тысяч подписей граждан страны вполне реально. Для этого уже не надо идти к нотариусам, как раньше. Теперь по закону подписаться за ту или иную инициативу можно не выходя дома, через интернет – на государственном портале www.latvija.lv. Для тех, у кого нет компьютера и интернета, участники Штаба защиты русских школ будут требовать от самоуправлений организовать пункты сбора подписей.
В свою очередь, депутат Сейма Латвии от «Согласия» Игорь Пименов передал от имени Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке (ЛАШОР) обращение в Минобразования. «Главное. Мы возражаем против перевода на латышский язык основного и среднего образования в частных общеобразовательных и профессиональных школах. Мы предлагаем введением специального закона обеспечить возможность выбора языка обучения. У государства остаётся возможность в основном на латышском языке учить детей из тех семей, кого это устраивает. Но пусть будут и школы, в которых доминирует язык национального меньшинства», – предлагает Пименов.
Доктор педагогических наук, экс-депутат Сейма Латвийской Республики Яков Плинер («Русский союз Латвии») заявляет, что если латышские партии боятся закона 1919 года, то стоит вернуться хотя бы к закону об образовании от 1991 года. Основу этого акта некогда разрабатывала рабочая группа во главе с замминистра образования, профессором Илгваром Форандсом; входил в неё и сам Плинер. «Тот закон был далёк от совершенства, но он учитывал опыт десятилетий, был достаточно демократичным, никого не унижал, был направлен на согласие в обществе. Увы, "недолго музыка играла". Законы об образовании 1995 года и особенно 1998 года, которые принимали не столь умные и интеллигентные люди-политиканы, перечеркнули все благие намерения. Сегодняшняя же "реформа", задуманная министром Карлисом Шадурскисом, планирует похоронить образование на русском языке в Латвии окончательно и ведёт страну к сегрегации», – не сомневается Плинер. Он тоже убеждён, что родители-налогоплательщики должны иметь право выбора языка образования для детей. «Необходимо подготовить нужное количество квалифицированных учителей латышского языка для школ нацменьшинств; усовершенствовать методику преподавания; увеличить количество уроков латышского в 1-12 классах с четырех-пяти до пяти-семи в неделю. Но преподавание на латышском в русской школе биологии, химии, физики, математики – это издевательство над детьми, родителями, учителями и здравым смыслом», – уверяет эксперт.
Однако, по мнению Я. Плинера, парламентские формы борьбы за свободу выбора языка образования в Латвии практически исчерпаны.
«Ни на дискуссии, ни на диалог, ни на компромисс с защитниками русских школ ни правящие депутаты, ни чиновники Минобразования не идут – вероятно, из-за глупости, некомпетентности, национализма, бюрократизма и сволочизма. Остались только протестные формы борьбы – акции прямого действия в рамках закона, информирование международных организаций и референдум за автономию школ нацменьшинств. В декабре 2017 года посредством электронных СМИ и со страниц рижской газеты "Сегодня" я задавал вопросы министру Шадурскису. Как и предполагал, ни устного, ни письменного ответа не получил. По праву гражданина Латвии, занимаясь педагогикой и организацией образования уже сорок семь лет, я хочу обратить внимание Шадурскиса, а вернее уже следующего министра, в надежде, что он будет умнее и порядочнее, на проблемы в системе государственного образования», – говорит Плинер. Он уверен, что для совершенствования качества образования в Латвии вместо ликвидации русских школ надлежит добиться увеличения финансирования учебных заведений, значительного повышения зарплат учителей и преподавателей вузов.
Удастся ли защитить русские школы – это во многом будет зависеть и от позиции оппозиционной партии «Согласие», возглавляемой Н. Ушаковым, опирающейся на голоса русскоязычных жителей страны. «"Согласие" желает войти в правящую коалицию, что само по себе нормально – для любой партии вхождение во власть есть естественный и самый эффективный способ выполнить обещания, данные своему избирателю. Вот только путь для осуществления своей мечты партия избрала порочный: полностью и безоговорочно встать на позиции латышских партий, с которыми есть надежда создать коалицию», – отмечает на портале Imhoclub.lv публицист Илья Козырев. Между тем, по его словам, русский избиратель доверил «Согласию» кресло в Европарламенте, место в ПАСЕ, самую большую фракцию в парламенте и места во всех крупнейших самоуправлениях, в том числе на мэрских постах. «Это огромная сила в масштабах Латвии. Русский избиратель сделал это в надежде, что в критической ситуации партия применит свой огромный финансовый, информационный и организационный ресурс, чтобы защитить его. Этот час настал», – доказывает Козырев.
Он предлагает организовать «электоральные заградотряды». «В трудные годы войны, когда Красная армия отступала, сдавая город за городом, был издан знаменитый приказ №227, более известный под названием "Ни шагу назад!" Этим приказом в критической ситуации вводились заградительные отряды, задача которых – препятствовать своим войскам отступать, карать трусов и дезертиров.
Пришло время создавать такие заградотряды избирателям и рядовым членам "Согласия", чтобы заставить партию сражаться за их интересы.
Для этого не понадобятся винтовки, пулемёты и колючая проволока. Самой большой угрозой для партии станет перспектива потери избирателей, тем более до выборов в парламент осталось всего десять месяцев. И эту мысль необходимо срочно донести до руководства партии. Те, кто считает себя избирателем "Согласие" или симпатизирует им, в любой момент могут разъяснить всё это в свободной форме руководству партии», – призывает Козырев. Призывы начинают действовать: в последние дни Ушаков провел несколько встреч с защитниками русских школ.
Василий Ермаков
специально для «Столетия», 10 января 2018
специально для «Столетия», 10 января 2018
Journal information