?

Log in

No account? Create an account
ЗАПИСИ ДРУЗЬЯ АРХИВ ОБО МНЕ ЗЕРКАЛО РАНЕЕ РАНЕЕ ДАЛЕЕ ДАЛЕЕ
С Минском не соскучишься... / Границы и таможня - MAMLAS
СтУЧИТЕСЬ - ВАМ ОТкРОЮТ
mamlas
mamlas
С Минском не соскучишься... / Границы и таможня
Ещё Россия и Белоруссия сегодня

Взаимовизовое партнерство
Россия и Белоруссия торопятся упростить пересечение границы к чемпионату мира по футболу

В Минске на этой неделе должно пройти финальное экспертное заседание по подготовке соглашения между Белоруссией и Россией о взаимном признании виз. Если документ удастся согласовать, иностранные туристы смогут вновь легально въезжать в РФ с белорусской территории. Чиновники обеих стран заверяют, что к летнему чемпионату мира по футболу в России документ уже вступит в действие. Ранее в качестве дедлайна указывался конец 2017 года, однако разногласия по ряду вопросов не позволили подписать документ в срок. ©



Фото: Александр Подгорчук

«Ъ» разбирался в том, что даст новое соглашение и почему его до сих пор не подписали.

Четвертая — и, как ожидается, последняя — встреча экспертов из России и Белоруссии должна пройти на этой неделе в Минске с участием представителей МИДов, МВД и погранведомств двух стран (белорусской Погранслужбы и российской ФСБ).

Сразу четверо собеседников “Ъ” в профильных ведомствах обеих стран заверяют: документ о взаимном признании виз практически готов и экспертам наверняка удастся согласовать финальный текст.

По данным “Ъ”, речь идет о межправсоглашении — а значит, для его вступления в силу необходимо будет подписание документа премьер-министрами двух стран, а затем ратификация в парламентах. Ранее чиновники не раз обещали, что документ будет согласован к концу 2017 года (см. “Ъ” от 25 августа 2017 года). Однако теперь у профильных ведомств новый дедлайн — чемпионат мира по футболу, болельщикам которого это соглашение может значительно упростить логистику.

Пересечь границу можно, но вообще-то нельзя

Граница между Россией и Белоруссией на карте существует, но она даже не демаркирована. Положение о ее «открытости» было закреплено в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве еще в 1995 году. Тогда же Москва и Минск договорились осуществлять пограничный контроль на внешних границах «с третьими государствами». Для граждан России и Белоруссии предполагалось обеспечить безвизовый въезд, выезд и пребывание на территориях друг друга, а для граждан третьих стран — согласовать «режим въезда, выезда и пребывания на территориях договаривающихся сторон». Если первая часть договоренности — в отношении россиян и белорусов — со временем дополнилась необходимым для ее выполнения законодательством, то вторая — в отношении иностранцев — так и осталась не до конца урегулированной.

На практике на протяжении многих лет иностранцы могли без прохождения паспортного контроля проехать белорусско-российскую границу — хотя с юридической точки зрения это и было незаконно. «У России с любыми третьими странами существует соглашение о том, что въезд возможен только через международные пункты пропуска»,— пояснил “Ъ” генсек Союзного государства Григорий Рапота. Однако если на участке границы РФ, например, с Финляндией (протяженность 1272 км) таких пунктов 31, с КНДР (17 км) — один, то на 1239-километровом участке границы с Белоруссией — ни одного.

Выходом из ситуации могло бы стать формирование единого миграционного пространства и единой внешней границы. Рывок в этом направлении был сделан в 2015 году: тогда правительствами двух стран были подписаны соглашения о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде и о порядке обмена сведениями о гражданах РФ и Белоруссии, в отношении которых действуют ограничения на выезд. Тогда же премьер РФ Дмитрий Медведев прогнозировал появление единой визы Союзного государства, которую он назвал «маленьким Шенгеном для двоих». К концу 2016 года был подготовлен план по формированию единого миграционного пространства на 2017–2020 годы. Однако ратифицирован он так и не был: к осени 2016 года «пограничный вопрос» резко обострил отношения между Москвой и Минском.

Еще с 2014 года с российской стороны на белорусско-российской границе стали задерживать граждан Украины, а в сентябре 2016 года через пункт пропуска «Красная Горка» на трассе М1/Е30 Минск—Смоленск—Москва в Россию не пустили автобус с 30 пожилыми туристами из Австрии, которые ехали организованным туром со всеми оформленными документами. На участке белорусско-российской границы появился точечный контроль и проверки, которые объяснялись требованиями безопасности.

Затем белорусские власти объявили о введении пятидневного безвизового режима с 80 странами (в 2017 году им воспользовалось более 75 тыс. человек, и в Минске заверяют, что ни одного из них российская сторона не обвинила в незаконном въезде в РФ). В ответ Москва установила пограничную зону в регионах РФ, граничащих с Белоруссией (такой статус подразумевает определенные ограничения на въезд), и перевела авиарейсы между двумя странами из внутренних в международные сектора российских аэропортов.

По данным “Ъ”, российская сторона также рассматривала возможность открытия пункта международного пропуска на трассе М1/Е30 Минск—Смоленск—Москва.

Все это время белорусские чиновники продолжали настаивать на том, что не видят оснований для погранконтроля внутри Союзного государства, а президент Александр Лукашенко жестко раскритиковал Москву за «недоверие». Источник “Ъ” в одной из российских госструктур, задействованных в обсуждении погранвопросов с Белоруссией, тогда сказал, что в Москве критику Александра Лукашенко восприняли «с недоумением». «До принятия соответствующего законодательства граждане третьих стран формально не имеют права приезжать к нам из Белоруссии наземным путем, и в Минске об этом знали всегда»,— пояснил он. При этом другой источник “Ъ” в госструктурах РФ отмечает: «Юридически ситуация правильная. Но практически — мы, конечно, создали ряд неудобств для добросовестных иностранных граждан, которые едут с визами и разрешениями. Раньше они ездили к нам через Белоруссию, а теперь не могут».

«Прорывной документ»

«Развязку нашли в том, что сперва мы предложили ввести единую визу Союзного государства, потом она была преобразована во взаимное признание виз. По мнению и пограничников, и МИДов, это может стать выходом»,— пояснил “Ъ” Григорий Рапота.

По данным “Ъ”, ряд вопросов еще требуют обсуждения на экспертном заседании. В частности, белорусская сторона надеялась увязать новое соглашение с доработкой действующего двустороннего соглашения о реадмиссии, а российская — зафиксировать возможность временно и с предварительным одобрением другой стороны приостановить действие соглашения и при необходимости вновь ввести контроль на приграничных территориях.

«Если человек приехал в Белоруссию на законных основаниях, по визе, то он свободно может пересечь границу с Россией и вернуться обратно. А если он приехал на пять дней без визы? Как контролировать, что он не направится в Россию?» — также говорит Григорий Рапота.

Еще одним спорным вопросом до последнего времени оставалось распределение доходов за выдачу виз — у России гораздо больше визовых центров за рубежом, и в Белоруссии опасались, что большинство иностранцев будут предпочитать визы соседнего государства, от чего ее бюджет лишится части сборов.

Впрочем, Григорий Рапота утверждает: «Соглашение на финальной стадии согласования». А заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин в интервью “Ъ” еще в конце декабря выражал надежду на то, что вопрос будет решен «даже не к чемпионату мира по футболу, а к весне».

Как ожидается, согласно новому документу, признаваться будут, во-первых, визы (и другие разрешения, например вид на жительство), во-вторых, отметки о пересечении границы.

Последние поправки в документ внесла сначала российская сторона, а затем — белорусская: на рассмотрение российских профильных ведомств документ вернулся 18 января. Параллельно Москва и Минск работают над урегулированием других вопросов, связанных с формированием единого миграционного пространства: например, стороны объединили и синхронизировали базы лиц, нежелательных для въезда на территорию Союзного государства (это более 1 млн человек, причем 95% внесены российской стороной).

«Если соглашение все же будет подписано, оно станет прорывным документом, который формирует единое миграционное пространство как политически (это важный атрибут единой государственности), так и практически»,— говорит один из собеседников “Ъ”, знакомых с ходом переговоров. И поясняет: «Законопослушный иностранец, приезжая туда или сюда, сможет спокойно пересекать границу, не задаваясь вопросом, нарушает он что-то или нет».


Власти Белоруссии вопреки правилам ЕАЭС готовы допускать на свой рынок российские товары только после дополнительных проверок

Белоруссия продолжает экспертизничать
Страна отказалась ослабить торговые ограничения для партнеров по ЕАЭС

На рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создается опасный прецедент. Как стало известно «Ъ», Белоруссия отказалась по требованию комиссии союза отменять обязательную экспертизу для ввозимых на ее территорию товаров. Этого добивались российские компании, считающие, что действия республики подрывают основные принципы развития рынка союза и могут отрицательно сказаться на объемах взаимной торговли. За демаршем Белоруссии могут последовать санкции в отношении ее товаров, считают юристы. ©

Российские ассоциации производителей потребительских товаров 24 января пожаловались премьеру Дмитрию Медведеву на действия Белоруссии в ЕАЭС. Письмо (есть у “Ъ”) подписали руководители Союза участников потребительского рынка (СУПР), Рыбного союза, Национальной мясной ассоциации, «Союзмолока», «Русбренда» и др. Они пишут, что с 2012 года в Белоруссии действует обязательная процедура государственной санитарно-гигиенической экспертизы импортной продукции для примерно 150 товарных позиций, включая пищу, косметику, бытовую химию и т. д. Власти страны заставляют импортеров проходить проверки в своих лабораториях, несмотря на наличие сертификатов соответствия товара требованиям ЕАЭС. Сроки действия протоколов белорусской экспертизы в ряде случаев не превышают года. Знающий позицию Белоруссии источник “Ъ” говорит, что там считают ненадлежащим качество исследований товаров «в ряде других стран ЕАЭС».

В ноябре 2017 года коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) признала, что Белоруссия нарушила положения п. 2 ст. 53 договора о ЕАЭС, обязывающего членов союза обеспечить оборот продукции, соответствующей требованиям союза, без дополнительных процедур. Гендиректор СУПР Ольга Баранникова отмечает, что решение ЕЭК должно было стать прецедентным для союза. Но Минск оспорил его и все еще требует экспертиз.

По данным ФТС, за 11 месяцев 2017 года экспорт товаров из России в Белоруссию вырос на 27,8%, до $16,4 млрд. На товары потребительского сектора пришлось 10–12% суммы ($1,64–1,96 млрд), подсчитали в Ассоциации прямых продаж (АПП). Учитывая объемы поставок, необходимость получать экспертизу на каждую партию серьезно сказывается на затратах экспортеров и сроках поставок, пишут авторы письма. Президент АПП Тамара Шокарева оценивает средние расходы на процедуру для одной компании в 500 тыс. руб. в год, для всех российских поставщиков — в десятки миллионов рублей.

«Компании не могут закладывать эти статьи расходов в розничные цены, чтобы не лишиться доли рынка, и вынуждены терять прибыль»,— поясняет госпожа Шокарева. Кроме того, добавляет она, сроки процедуры затрудняют доступ на полки: по подсчетам АПП, проведение испытаний может занимать три недели, оформление заключений — еще 15 дней.

Действия Белоруссии создают недобросовестную конкуренцию и являются барьером для функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, резюмируют союзы в письме господину Медведеву. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, Минэкономики и Минпромторг РФ, а также минпромторг Белоруссии не ответили на вопросы “Ъ”.

Ситуация с Белоруссией — плохой сигнал для всех участников ЕАЭС, так как важно, чтобы решение комиссии выполнялось всеми членами союза, отмечает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев, иначе у бизнеса «подрывается доверие ко всему механизму работы», что может отрицательно сказаться на объемах взаимной торговли. Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков называет действия Белоруссии «экономическим сепаратизмом»: «Если республика не выполнит решение ЕЭК, России, получается, тоже стоит изучить возможность установки дополнительных торговых ограничений».

Юрист департамента отраслевого развития АО «НЭО Центр» Александр Киреев добавляет, что действия Белоруссии нарушают договор о ЕАЭС, однако требовать от Минска его исполнения ни Москва, ни ЕЭК не имеют права. Но, уточняет юрист, ответные меры могут быть применены на уровне участников союза, которые вправе ограничить допуск белорусской продукции на свои рынки.

Галина Дудина, Елена Черненко, Анатолий Костырев
«Коммерсант», 30 января 2018

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

ВАША РЕПЛИКА
promo mamlas march 15, 2022 15:56 246
Buy for 30 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…