Ср. Азия и Шёлковый путь
Киргизия, Узбекистан и Китай обсуждают проект трансграничной железной дороги. Трёхсторонние переговоры по этому вопросу прошли в Ташкенте. ©
Ещё Шёлковый путь и Ср.Азия и Россия
Из Туркменистана в Иран проследовал китайский контейнерный поезд, совершающий тестовый рейс в ИРИ
Новая магистраль может дать толчок развитию центральноазиатских республик, однако пока их власти не могут преодолеть разногласия.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ магистраль Китай — Киргизия — Узбекистан существует почти 20 лет, но… только на бумаге. Ещё в 1990-е годы стороны начали консультации по поводу пути, который свяжет город Кашгар (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), киргизский Ош (согласно альтернативным маршрутам — Узген или Джалал-Абад) и Андижан в Узбекистане. В 2003-м Пекин выделил 20 миллионов юаней на разработку предварительного технико-экономического обоснования. Уже тогда была очевидна выгода новой магистрали для всех трёх участников проекта. Китай получает возможность транспортировать грузы по пути, значительно более короткому, чем существующие морские и сухопутные маршруты. Бишкек с Ташкентом, в свою очередь, могут экспортировать свои товары на новые рынки сбыта, включая Ближний Восток и Европу. И это не считая платы за транзит, которая только для Киргизии составит минимум 200 миллионов долларов в год.
Но реализация проекта так и не началась, хотя в 2012 году КНР подготовила его окончательное ТЭО. Главным камнем преткновения стала позиция киргизских властей. Представители исполнительной и законодательной властей назвали предложенный вариант невыгодным для страны. Свою позицию они объясняли высокой стоимостью прокладки железной дороги, а также тем, что ширина колеи должна составлять 1520 мм вместо используемого Китаем стандарта в 1435 мм. В действительности за этими отговорками скрывался элементарный торг: чиновники намекали, что проекту будет дан «зелёный свет» в случае финансовой выгоды для Бишкека. Не способствовали поиску взаимоприемлемых решений и сложные отношения между Киргизией и Узбекистаном.
Новый импульс международным транспортным маршрутам дала стратегия «Один пояс — один путь», выдвинутая Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Она предусматривает создание нескольких экономических коридоров, один из которых должен пройти из Китая к Средиземному морю через Центральную Азию. Это направление успешно развивается. Правда, главным маршрутом пока являются железнодорожные пути, проложенные через Казахстан, Туркмению и Иран. 28—30 декабря из разных городов Китая стартовали три тестовых контейнерных состава, которые в начале января прибыли в Иран. Их задачей было определение временных и других рабочих характеристик пути следования для налаживания регулярных перевозок.
Дополнением к этому маршруту — причём более коротким и эффективным — может стать железная дорога Китай — Киргизия — Узбекистан. Несколько месяцев назад у неё, наконец, появились шансы быть построенной. В октябре прошлого года, после начала киргизско-казахстанского транспортного кризиса, тогдашний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил о необходимости срочной реализации проекта. По его словам, тем самым у страны появится возможность выхода к Индийскому океану, на рынки Ирана и Турции. В связи с этим Атамбаев поручил правительству проработать вопрос получения льготного кредита на строительство магистрали.
1 декабря премьер-министр Киргизии Сапар Исаков обсудил этот вопрос с премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном. Встреча прошла на полях заседания Совета глав правительств государств — членов ШОС в Сочи. Как отмечается в сообщении пресс-службы киргизского правительства, стороны «подтвердили наличие твёрдой политической воли для реализации проекта, а также договорились отработать его технические и экономические аспекты».
Тема железной дороги обсуждалась и во время визита в Узбекистан нового главы Киргизии Сооронбая Жээнбекова. В ходе его переговоров с Шавкатом Мирзиёевым было подчёркнуто, что запуск данного коридора позволит реализовать транзитный потенциал стран и будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры. Оба руководителя договорились о созыве рабочей группы для проработки проекта.
Трёхсторонняя министерская встреча состоялась в последних числах декабря в Ташкенте. На ней было решено в течение четырёх месяцев определить окончательный маршрут железной дороги. До августа должно быть составлено новое технико-экономическое обоснование, а на решение финансовых вопросов отводится год. Следующее заседание в составе министров транспорта трёх государств пройдёт в апреле.
Но говорить о том, что проекту теперь ничего не угрожает, крайне преждевременно. Если Китай и Узбекистан считают оптимальным кратчайший маршрут, проходящий преимущественно по безлюдной горной местности, то Бишкек настаивает на строительстве магистрали через такие населённые пункты, как Ат-Башы, Казарман и Джалал-Абад. Это увеличит протяжённость железной дороги вдвое. Как следствие, вырастут и сроки доставки грузов по этому маршруту.
Остаётся надеяться, что интересы развития возьмут верх. В противном случае некоторые страны региона рискуют остаться в стороне от транспортных маршрутов будущего.
Сергей Кожемякин, соб. корр. «Правды», г. Бишкек
газета «Правда», №28(30671), 22 марта 2018
газета «Правда», №28(30671), 22 марта 2018
Journal information