?

Log in

No account? Create an account
ЗАПИСИ ДРУЗЬЯ АРХИВ ОБО МНЕ ЗЕРКАЛО РАНЕЕ РАНЕЕ ДАЛЕЕ ДАЛЕЕ
Вопреки политике. «Соотечественники» #7 Началось! - MAMLAS
СтУЧИТЕСЬ - ВАМ ОТкРОЮТ
mamlas
mamlas
Вопреки политике. «Соотечественники» #7 Началось!
Ещё культура Русского мира, в т.ч. культура Мордовии

Событие месяца: в Саранске собрались «Соотечественники»!
«Соотечественники 2018». XIII международный фестиваль русских драматических театров / Культура Русского мира

30 марта в Саранске торжественно открылся 13-й Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». В этом году популярный форум встречает участников из 4 стран – России, Казахстана, Израиля и США. Почти все гости уже приехали! ©

Ранее: «Соотечественники»


___

Экспертный совет фестиваля полностью обновлен. Жюри возглавила известный театральный критик, эссеист Светлана Гарон (Москва). «Критерий отбора фестивальных спектаклей прост. Мы хотели показать людям самое лучшее! Уверена, 13-й фестиваль «Соотечественники» будет очень счастливым!» — заявила она корр. «С».

В русском драматическом театре праздничную программу открыла фольклорная студия «Мерема». С эрзянскими песнями артисты прошли на сцену через зрительный зал. «В этом году фестиваль обновил формат, – сказал министр культуры, национальной политики, туризма и архивного дела РМ Анатолий Чушкин. – С новыми силами и большим желанием мы представим на этой сцене лучшие постановки! Благодарю участников за возможность быть здесь. Новые спектакли заметно обновят театральную жизнь Саранска!»

В Саранске стартовал 13-й международный фестиваль «Соотечественники»

___
© ТелеСеть Мордовии (10 канал), 2 апреля 2018

Руководитель регионального представительства МИД России в Нижнем Новгороде Светлана Старцева отметила: «Фестиваль разрушает все границы! Позволяет народам разных стран почувствовать себя соотечественниками. Вносит большой в клад в развитие международных культурных связей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Надеюсь, он подарит нам много ярких незабываемых впечатлений!» Третий звонок дали со сцены, ударив в символический колокол. А затем зрители впервые за всю историю фестиваля познакомились с артистами из Грозного. Драматический театр им. Нурадилова показал комедию «Ночной переполох». 31 марта один из своих лучших спектаклей «Вай, вай или Вояж -армянски» покажет Московский армянский театр. «Искусство фильтрует грязь, которые вносят политики в жизнь простых людей!» — сказал в интервью «С» руководитель театра Слава Степанян… Фестиваль продлится до 4 апреля.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


Международный театральный фестиваль «Соотечественники» открылся испанской комедией с чеченским акцентом
«Соотечественники 2018»

Тринадцатый по счёту международный фестиваль «Соотечественники» начался под национальные этнические величания в исполнении колоритных артистов фольклорного ансамбля «Мерема». С зажжением родовой свечи, издревле служившей у мордвы символом объединения. И этот творческий форум не просто каждую весну собирает в Саранске театральные коллективы из ближнего и дальнего зарубежья, но объединяет на одной сцене разные народы. Впрочем, главное силой единения, как отметил министр культуры, национальной политики, туризма и архивного дела РМ Анатолий Чушкин, было и остается незыблемые идеалы созидательного искусства и великие традиций русской литературы. ©


25.

За годы проведения и сам фестиваль претерпел некоторые концептуальные трансформации. И на сей раз организаторы намерено внесли ряд изменений, чтобы расширить охват участников и стимулировать ещё больший интерес публики. К примеру, наконец, саранским зрителям представится возможность познакомиться с творчеством Нью-йоркского коллектива Steps Theatre, созданного нашим земляком Славой Степновым, чья родовые корни по отцовской линии самым непосредственным образом связаны с нашей республикой.


26.

За двенадцать лет фестивальная публика увидела спектакли более 85 театральных команд из шестнадцати стран ближнего и дальнего зарубежья и регионов России. Политика тоже, увы, вносит коррективы в фестивальную программу. Из состава участников в последние годы выпали театры Украины, ранее неоднократно привозившее свои постановки в Саранск.


27.

Актеры Армении, однажды приезжавшие на наш форум с пронзительным спектаклем о ценности человеческих отношений, в последние годы неоднократно подавали заявки, но по разным причинам больше так и сумели присоединиться к «Соотечественникам». Но на сей раз саранские зрители увидят-таки постановку Армянского театра Славы Степаняна, правда, существующего под эгидой Армянского посольства в Москве.

Кстати, по заверениям художественного руководителя, изначально ещё в 1920-е годы их театр создавался самим Станиславским и Суреном Хачатуряном, родным братом прославленного композитора Арама Хачатуряна. Сейчас в коллективе артисты разных национальностей, в репертуаре – спектакли по пьесам русской и мировой классики, которые часто показываются на престижных международных форумах в Европе, играются как на русском, так и на английском, французском языках.


28.

Ну, а внимание саранских «Соотечественников» актеры Московского армянского театра предложат музыкальную комедию «Вай, Вай, или Вояж по-армянски», по пьесе тифлисского драматурга конца XIX – начала XX веков Г. Тер-Алексаняна.

А открылся фестиваль эксцентричной комедией испанского драматурга Альваро Портеса «Ночной переполох», поставленной московским режиссером, учеником А.В. Эфроса Дмитрием Горником в исполнении артистов Чеченского государственного драматического театра имени Ханпаши Нурадилова.


29.

Как пояснила возглавляющая театр Хава Ахмадова, после военных событий 1990-х, им, по сути, пришлось заново возрождать некогда славившийся по всему Советскому Союзу коллектив, формировать репертуар и возвращать интерес зрителей к сценическому искусству. «К сожалению, в нашем репертуаре сейчас всего несколько спектаклей на русском, - извинилась Хава Лолиевна. – Но, испанцы близки нам по темпераменту. Поэтому в Саранск мы привезли испанский «Ночной переполох» с чеченским акцентом. Хотя, я понимаю, что, фестивальную публику, наверняка привлекает больше национальная драматургия. Думаю, нужно перевести наши постановки по произведениям чеченских авторов на русский», - сказала художественный руководитель Чеченского государственного драмтеатра, с надежной на следующие встречи с «Соотечественниками». Конечно, в Саранске.

В Мордовии проходит Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники»

___
Саранск принимает «Соотечественников». В эти дни на сцене русского драматического театра Мордовии проходит 13-й Международный фестиваль русских драматических театров. Его открытие состоялось в пятницу, и уже выступили 4 коллектива, представив саранской публике своё драматургическое творчество, в том числе русский театр Мордовии с премьерой «Старший сын» © ТелеСеть Мордовии (10 канал), 2 апреля 2018


30.

Армянский колорит с неожиданной дегустацией на фестивале «Соотечественники-2018»
«Соотечественники 2018»

Второй вечер XIII международного фестиваля «Соотечественники» окрасился армянским колоритом. Ещё до начала спектакля Московского театра Славы Степаняна в фойе эффектные барышни в стилизованных кавказских нарядах предлагали публике продегустировать знаменитые национальные напитки – на выбор – сухие виноградные или гранатовое вино или, для любителей покрепче – знаменитый армянский коньяк. ©


31.


32.


33.


34.


35.

Сразу оговоримся, артисты к созданию этого внесценического антуража не причастны. Это постарались представители местной армянской диаспоры, внесшие своеобразную лепту в преамбулу к постановке по пьесе тифлисского автора конца XIX – начала XX веков Г. Тер-Алексаняна «Картинки из жизни армянских женщин Тифлиса, или Паломничество в церковь Святого Георгия в Телети».


36.

Сама комедия «Вай, Вай, или Вояж по-армянски» произвела неоднозначное впечатление на фестивальную публику. Судя по всему, актеры Московского армянского театра в совершенстве владеют тонкостями профессионального мастерства. Однако данный драматургический материал, мягко говоря, адресован определенной аудитории, предпочитающей жанр кухонных анекдотов и зрелища а`ля «маски-шоу». Да и исполнители, как мы убедились при личном общении накануне, безупречно владеющие русской речью, в этой постановке так сильно старались изобразить специфический акцент, что половину диалогов зрители на слух просто… не понимали. Тем не менее, зал тепло принял гостей, отблагодарив их теплыми аплодисментами.


37. Впервые участником форума стал Чеченский национальный театр имени Ханпаши Нурадилова

От Грозного до Нью-Йорка
В Саранске открылся XIII театральный фестиваль "Соотечественники" / Фоторепортаж

Театральные коллективы из четырех стран мира стали участниками XIII Международного фестиваля русских драматических театров "Соотечественники", открывшегося в столице Мордовии. Свои лучшие постановки саранскому зрителю представят актеры из России, США, Израиля и Казахстана. ©


38.

Этой весной гостями "Соотечественников" впервые стали национальные труппы: Московский Армянский театр и Чеченского театр имени Ханпаши Нурадилова из Грозного.


39.

- Мы решили немного поменять формат. Надеемся, что число 13 будет для нас счастливым, - пояснила председатель экспертной комиссии фестиваля, известный театровед и эссеист Светлана Гарон. - Первый раз мы пригласили театр из Чеченской республики. Из-за войны они долгое время никуда не выезжали. Мне это показалось несправедливым: сегодня надо заново встраивать их в систему нашей национальной театральной культуры. Русский театр всегда был театром углубленной психологической реальности, особого интереса к человеку. Нам важно "перебить" сегодняшнюю тенденцию - когда режиссеры все больше интересуются низменным, болезненным. Конечно, это тоже предмет творческих исследований, но главное, как говорил Станиславский, - величие человеческого духа.


40.

Кстати, именно чеченским актерам выпала особая честь выступать в первый фестивальный вечер. Они представили искрометную комедию-фарс "Ночной переполох" по пьесе испанского драматурга Альваро Портеса в постановке московского режиссера Дмитрия Горника. Дебют оказался успешным - зрители аплодировали, не жалея ладоней.


41.


42.

- В свое время наш театр был хорошо известен в Советском Союзе. Сегодня он - как ребенок, который учится ходить. Мы заново собираем своего зрителя, которого растеряли за две войны, - рассказала художественный руководитель театра, народная артистка ЧР и единственная в республике женщина-режиссер Хава Ахмадова. В военные и "нулевые" она со своей труппой выступала в лагерях беженцев в Ингушетии. - Прежде у нас было большое здание с залом на 800 человек, которое разрушили в ходе военных действий. Сейчас у театра помещение на 300 мест, зал заполняется, хотя еще лет десять назад мы испытывали большие проблемы со зрителями: это было поколение тех, кто вырос в палаточных лагерях, кто не ходил в школу, у кого война вырвала из жизни 20 лет. К счастью, с каждым годом картина меняется к лучшему. В нашем репертуаре есть постановки на русском языке, потому что Чеченская республика сегодня - это не только чеченцы. В Грозный возвращаются русские, армяне, татары, ногайцы, кумыки...


43.

Форум продлится до пятого апреля. В программе "Соотечественников" выступят восемь коллективов. Постановка нью-йоркского "STEPS THEATRE" "Спросите Иосифа" по пьесе, рассказывающей о жизни великого Иосифа Бродского, - единственный спектакль, который в течение фестивальной недели будет показан дважды.


44.

- "STEPS THEATRE" - проект мультикультурный: мы играем на русском и английском языках, - отметил основатель театра, режиссер и драматург Вячеслав Степнов. - О фестивале "Соотечественники" я знал давно и очень хотел показать здесь свою работу. Я считаю себя соотечественником в прямом смысле этого слова, и Саранск для меня не чужой - здесь родился мой отец, жили бабушка, дедушка…


45.

О том, что, несмотря на политические коллизии, интерес к русской культуре за рубежом не спадает, говорил и режиссер Московского Армянского театра Слава Степанян. Гости привезли в Саранск постановку "Вай, вай, или Вояж по-армянски".


46.

- Несколько лет назад, когда началась эпоха "похолодания" с введением антироссийских санкций, мы были на театральном фестивале во французском Авиньоне и специально сделали спектакль по Чехову. Нас заметили там сразу: "Русские пришли!", наплыв зрителей был огромный. Это был единственный фестиваль, на котором мы заработали! - с улыбкой вспоминал Степанян. - Как бы громко это не звучало, но - искусство может исправить то, что испортили политики.


47. Чеченские актеры представили искрометную комедию-фарс "Ночной переполох" по пьесе испанского драматурга Альваро Портеса

Справка "РГ"

Хозяева фестиваля "Соотечественники" - Государственный русский драмтеатр РМ - представят свою интерпретацию пьесы Вампилова "Старший сын". Уже известные саранскому зрителю артисты театра "ZERO" из Израиля привезли еврейскую сказку Исаака Зингера "Тойбеле и ее демон". Второй раз гостем "Соотечественников" станет и Акмолинский театр из Казахстана: на сей раз они удивят публику "Бесприданницей" Островского, поставленной в жанре караоке-мелодрамы. Липецкий академический театр покажет психо-утопию по пьесе Христо Бойчева "Полковник Птица". Завершит программу Московский драматический театр "Бенефис" комедией "Лето любви, или Жизнь прекрасна!" по пьесе Тургенева "Месяц в деревне".


48.

«Спасибо за «Иосифа», - благодарила саранская публика Нью-йоркский Steps Theatre
«Соотечественники 2018»

Нью-йоркский Steps Theatre, впервые выступивший на фестивале «Соотечественники», вниманию саранской публики предложил авторскую «фантазию» (так обозначен жанр) основателя коллектива Славы Степнова и Романа Фрейда «Спросите Иосифа». ©


49.

Внешне сразу прочитываются некоторые факты биографии поэта-мигранта Иосифа Бродского. Но постановщики явно не стремились к документальному пересказу отдельных эпизодов жизни Нобелевского лауреата, вынужденного покинуть родину. Это скорее размышление о сути творчества, о природе художника. Не случайно сценическое действие перенесено как бы в театральное закулисье, и разворачивается среди хаотично нагроможденной бутафории из разных спектаклей на фоне тылом перевернутых задников с автографами авторов. (Замечательная работа сценографа–постановщика с поэтической фамилией Виктора Пушкина!).


50.


51.

И в сценической фантазии Steps Theatre отдельными эффектными мазками рисуются различные составляющие, так или иначе повлиявшие на формирование талантливой личности. Эстетические потрясения, научившие именно так, а не иначе ощущать себя в этой реальности. Общение с близкими и родительское воспитание, романтические увлечения и случайные встречи и т.д. В общем, как у Ахматовой, «когда б вы знали из какого сора растут стихи…». Есть в постановке Степнова и Фрейда и продолжение ахматовского понимания сути творчества «По мне, в стихах все быть должно некстати, не так, как у людей».


52.


53.

Правда, тут на недоуменные расспросы герой Иосиф дает свое толкование: «стихи – это не о чем, не ради и не во имя чего-то, это из-за гула внутри». И в какой-то момент становится ясно, что талант, вызывающий восторг посторонних, для самого его обладателя, оказывается не даром Божьим, а бременем, увы, не приносящим особого счастья ни ему самому, ни его любящим и им любимым людям.


54.


55.

Метания творческой личности, его противостояния с официальными нормами и социальными трафаретами выпукло выписаны театральными образами. Надо отдельно отметить замечательные актерские работы. Невероятно уютная и бесконечно заботливая мама в исполнении Елены Строгановой. Внешне закрытый, по-еврейски ироничный и по-детски трогательный отец у Давида Варера. Выразительно колоритный инквизитор у Сергея Нагорного.


56.

Лаза Каймин, создавшая образы разных женщин, встречавшихся на жизненном пути героя. И сам Роман Фрейд, перевоплотившийся в главного персонажа собственного драматургического исследования.

«Браво!», - благодарили зрители саранского фестиваля артистов Steps Theatre. – «Спасибо за «Иосифа»»!


57.

«По большому счету, он стал моим наставником, советчиком, примером…»
Художественный руководитель нью-йоркского STEPS Theatre Слава Степнов — ​о Вячеславе Акашкине, «личном» спектакле «Спросите Иосифа» и российско-американских отношениях… / «Соотечественники 2018»

STEPS Theatre из Нью-Йорка впервые примет участие в международном фестивале «Соотечественники». 1–2 апреля артисты представят на сцене национального театра драматическую фантазию Славы Степнова и Романа Фрейда «Спросите Иосифа». Созданный русскими эмигрантами театр недавно отметил 20-летие. Его художественный руководитель Слава Степнов начинал актерскую деятельность в Саранске в Русском драматическом театре. О своем наставнике Вячеславе Акашкине, «акте творчества» и отношении простых американцев к России он рассказал Татьяне Михайловой. ©

«С»: Вячеслав! Можно к вам так обращаться?

— Зовите меня просто — ​Слава Степнов!

«С»: Ваша карьера началась в Русском драматическом театре. Вы дружили с замечательным актером Вячеславом Павловичем Акашкиным, к которому потом приезжали в гости… И даже хотели пригласить его в Нью-Йорк для участия в спектакле?

— Было такое. Хорошо, когда в жизни повезет на старшего товарища. Мне посчастливилось. Его звали Палыч, а на самом деле это был Слава Акашкин, большой человек и талантливый артист… По большому счету, он стал моим наставником, советчиком, примером… Много лет спустя, когда мы встретились после долгого перерыва, родилось естественное обоюдное желание сотворить вместе что-нибудь «этакое»! Я думал об инсценировке последнего романа Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх»… Он предложил сделать спектакль об Эрьзе… Не сложилось. У Славы уже было не так много сил.

«С»: Вы представите в Саранске спектакль «Спросите Иосифа», в котором «мотивы чеховской драматургии переплелись с эпизодами из жизни Бродского». Как родилась идея?

— Вы можете понять мотивацию мужчины, который стал женщиной? Это ведь тоже почти художественный акт?.. Я, например, не могу… Посмотрите вокруг: мы имеем пространство, в котором слились высокое и низкое, пошлость и эстетство, абсурдность и порядок, жестокость и лирика, искренность и лицемерие… Мы с вами, Бродский и Чехов являемся частью этого пространства. В пьесе «Спросите Иосифа» мы все вместе существуем, скорее, как «знаки», конфликтуя со всеми и между собой на уровне текста, стилистики, философии… Нам показалось, что в России будет интересна история о Художнике, который радикально изменил свою жизнь и пребывает в условиях двойственности сознания и языка.

«С»: Есть мнение, что значимость Иосифа Бродского несколько преувеличена американцами в пику советской власти. Согласны?

— Отчасти да! Конечно, без политики здесь не обошлось. Это касалось многих эмигрантов. Другое дело, что выданный «кредит» надо было ежедневно подтверждать собственным трудом и талантом. Не многие способны на это. Если говорить о Бродском, то время все расставило по своим местам. Он сейчас сам по себе является частью мировой изящной словесности. Его инструменты — ​русский и английский языки. Теперь никакой политики тут нет.

«С»: Ваша пьеса о судьбе эмигрантов, существующих как бы в двух мирах… Наверное, это и ваша история?

— Конечно. Прежде всего эта наша история с актером Романом Фрейдом. Мы этого не скрываем. По большому счету пьеса вовсе не о Бродском. Мне очень понравилось, как Роман однажды сказал в интервью: «Бродский чересчур одиозная фигура, а наша пьеса не из серии «Жизнь замечательных людей». Мы воспользовались фактами его биографии и мыслями, потому что они во многом соответствуют нашему интересу. Эта пьеса о Художнике, а Бродский как частный пример, но не наоборот…


58. Слава Степнов счастлив, что судьба подарила ему встречу с Вячеславом Акашкиным…

«С»: Ваш театр занимает достойное место в культурной жизни США, его знают во многих странах. Экс-мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг в свое время отметил, что ваш коллектив стал «важной частью городского пейзажа»…

— Наша театральная компания STEPS помогает американцам лучше узнать русских, а последним предоставляет возможность не забыть родной язык. Это важная миссия, но не главная. В театр приходят люди разных национальностей, чтобы наглядно, через потрясение, при помощи театральных знаков и смыслов лучше понять себя… По утрам мой друг — ​московский художник Виктор Пушкин обычно говорит такую фразу: «Ну что ж, начну настраивать коммуникативные связи с окружающим миром и близкими людьми!» В этом «настраивании» заключается одна из наших главных функций. Пушкин, кстати, имеет прямое отношение к созданию STEPS Theatre и спектаклю «Спросите Иосифа», он является его художником.

«С»: Изменилось ли что-нибудь в вашем театре после того, как между нашими странами началась новая «холодная война»? Считают ли американцы, что Россия — ​эпицентр мирового зла?

— В вашем вопросе излишняя нервозность. Рассуждая на эту тему, надо выносить эмоции за скобки. Надо быть аккуратнее с обобщениями и определениями, особенно журналистам. США — ​страна большая, сложносочиненная, разнокастовая, с большим социальным расслоением, многонациональная. Чего хотела Америка, вы могли понять по выборам президента. Простые жители Оклахомы или Кентукки не считают Россию эпицентром мирового зла. Однако внутрикастовая борьба англосаксонского истеблишмента и логика исторического противостояния Америки и России привели к тому, что мы имеем сегодня. Никакой «холодной войны» в этом не вижу. Одно соперничество. Всякая пьеса хороша, если в ней есть конфликт…

«С»: Что вы ждете от саранского фестиваля?

— Встречу со старыми друзьями… Знакомство с новыми… Съезжу на могилу Вячеслава Павловича Акашкина.


___
Татьяна Михайлова, Жанна Ларцева / Мила Мельникова, Олег Еремин / Валентина Зотикова, Николай Гагарин
«Столица С» / «Известия Мордовии» / ГТРК «Мордовия» / Телесеть «10 канал» / «РГ Поволжье», №7532 (69), 30 марта - 2 апреля 2018

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

ВАША РЕПЛИКА
promo mamlas march 15, 2022 15:56 246
Buy for 30 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…