?

Log in

No account? Create an account
ЗАПИСИ ДРУЗЬЯ АРХИВ ОБО МНЕ ЗЕРКАЛО РАНЕЕ РАНЕЕ ДАЛЕЕ ДАЛЕЕ
Пишем единое образование # Татарстан и гордыня #30 Добровольное изучения нацязыков - MAMLAS
СтУЧИТЕСЬ - ВАМ ОТкРОЮТ
mamlas
mamlas
Пишем единое образование # Татарстан и гордыня #30 Добровольное изучения нацязыков
Ещё языки в регионах, в т.ч. русский язык, в т.ч. Татарстан, и ещё Татарстан и гордыня

Татарстан стоит на своем языке
Властям республики не нравятся поправки в закон «Об образовании»

Законопроект о добровольном изучении государственных языков республик является «конфликтогенным» и «играет отрицательную роль в объединении народов России», заявляют власти Татарстана. Ранее прокуратура добилась изучения в регионе татарского языка на добровольной основе. ©

Ещё реформы образования в России и ещё о минобре Васильевой, в т.ч. ещё «Пишем единое образование»


Фото: Артем Дергунов

Поправки в закон «Об образовании» на этой неделе внесла в Госдуму группа депутатов от всех фракций. Закрепить принцип добровольности изучения языков в законе нужно для того, «чтобы не давать поводы для разночтений», объясняют авторы поправок. Источник «Ъ» в правительстве РФ утверждает, что поправки закрепляют право граждан «на изучение родного языка».

Рабочая группа, куда входят ученые, представители министерств и ведомств Татарстана, пришла к выводу о недопустимости принятия законопроекта о добровольном изучении национальных языков. Об этом в четверг сообщила официальный представитель Казанского кремля Лилия Галимова. По ее словам, внесенный в Госдуму документ «вызывает недоумение» у региональных властей. В рабочей группе отмечают, что проект содержит «положения о добровольности изучения родных языков из числа языков народов РФ и государственных языков республик», что «носит потенциально конфликтогенный характер». В Татарстане прогнозируют «существенное ограничение прав граждан на изучение родного языка в школе», если этот предмет будет исключен из перечня обязательных предметов. «Учитывая широту диапазона интересов родителей и детей» и то, что на изучение родных языков выделяется «весьма малое количество учебного времени», для властей региона «совершенно очевидно, что здесь заложен конфликтогенный потенциал», подчеркнула госпожа Галимова. По ее словам, «в условиях культурного многообразия нашей страны подобные предложения кажутся недопустимыми».

Поправки в закон «Об образовании» на этой неделе внесла группа депутатов всех фракций (среди них есть представители Чувашии, Мордовии, Марий Эл и Чечни). В статье 14 закона они предложили уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ «осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ». Также конкретизируется, что граждане «имеют право» получать образование (дошкольное, начальное и общее) и изучать родной язык «с учетом потребностей обучающихся и их родителей».

Один из авторов законопроекта, член думского комитета по образованию Алена Аршинова, на вопрос “Ъ”, переводит ли законопроект родной язык из обязательной программы обучения в вариативную ее часть, прямо не ответила. Она подчеркнула, что «добровольность изучения родного языка и государственных языков республик предусмотрена Конституцией РФ». «Из-за того что этот чувствительный для страны вопрос до сих пор не закреплен в профильном федеральном законе, возникают проблемы в правоприменительной практике,— сказала она “Ъ”.— Такие непростые для общества вопросы должны регулироваться не стандартами или иными подзаконным актами, а именно федеральным законом, чтобы не давать поводы для неопределенностей и разночтений».

Заключение на законопроект планируют принять в Госсовете Татарстана. «Если он поступит в регламентные сроки, мы его будем рассматривать на сессии,— заявил “Ъ” глава комитета по образованию, культуре, науке и национальным языкам Разиль Валеев.— Первое впечатление от проекта — чем дальше в лес, тем больше дров. Мы думали, что эта тема успокоилась, но опять поднимается этот вопрос». Господин Валеев опасается, что теперь факультативным станет преподавание родных языков: «Сейчас ставится задача в объединении народов России, в формировании нации. Если мы будем ущемлять, ограничивать права народов, то как они будут объединяться? Такой проект играет отрицательную роль». Республики уже получили «установку», что государственные языки преподаются на добровольной основе, напомнил депутат. «А сейчас вносятся такие же изменения. Почему тогда в школах проходили проверки?» — спрашивает он.

Напомним, языковой вопрос стал предметом дискуссий в республиках в прошлом году. В июле на заседании Совета по межнациональным отношениям президент Владимир Путин сказал, что «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». Осенью прокуратура, исполняя поручение президента, потребовала исключить национальные языки из обязательной части школьных программ. Власти Татарстана пытались настоять на сохранении обязательного изучения татарского языка. Согласно конституции Татарстана и региональному закону об образовании, он преподавался в равных объемах с русским языком. Однако в конце ноября Госсовет Татарстана вынужден был согласиться с рекомендациями Минобрнауки РФ, согласно которым госязыки республик могут преподаваться только добровольно, с письменного согласия родителей, не более двух часов в неделю.

Источник “Ъ” в правительстве РФ напомнил, что сейчас в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом» (ФГОС) родной язык изучается учащимися обязательно (до двух часов в неделю), но каким будет этот язык — выбирают родители учеников. ФГОС утверждает министр образования, поэтому перенос языка из одной части программы в другую с помощью закона невозможно, уверяет собеседник “Ъ”. По его словам, один из пунктов законопроекта, в котором говорится, что граждане имеют право на получение образования и изучение родного языка «с учетом потребностей обучающихся», закрепляет «их право на изучение родного языка». «Когда единственный учащийся какой-либо школы в Башкирии хочет учить чувашский, а школа не может предоставить такого специалиста, теперь обязательно нужно будет решить вопрос, направив ребенка, например, в соседнюю школу»,— сказал собеседник “Ъ”.


___

Языкам везде у нас дорога
Минобрнауки призвали изменить ФГОС для их изучения в школах / «Пишем единое образование»

Министерство образования и науки РФ «по политическим мотивам» блокирует право регионов на обязательное изучение языка республики в школе. К таким выводам пришли эксперты Высшей школы экономики, которые провели исследование реализации языковых прав в российском образовании. Регионы стали отказываться от преподавания государственных языков республик после массовых проверок прокуратуры на предмет законности их обязательного изучения в школах. Для урегулирования конфликта нужно пересмотреть госстандарты обучения, считают эксперты. В Минобрнауки «Ъ» пообещали, что «публичные масштабные обсуждения» новой версии «Федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС) пройдут в мае—июне 2018 года. ©

«Языковой конфликт, вновь ставший актуальным в России, имеет юридические предпосылки»,— констатировал директор центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич, представивший доклад «Язык в едином образовательном пространстве России» на Апрельской конференции вуза.

Речь идет о протестах в регионах, связанных с изучением государственных языков республик. Самый громкий скандал разразился в Татарстане, после того как власти сочли изучение татарского языка в школах необязательным (см. “Ъ” от 13 апреля - см. выше). По аналогичной причине многочисленные митинги в сентябре 2017 года также прошли в Башкирии.

По словам господина Янкевича, в 1990-х годах «одним из ключевых условий» заключения федеративных соглашений между субъектами и центром было предоставление права иметь собственные государственные языки. «На практике мы видим, что все не так, как следует из этих договоренностей,— подчеркнул господин Янкевич.— Складывается ситуация, когда язык, который должен использоваться в органах власти республики, не подкрепляется образовательной системой».

Более того, в республиках прошли масштабные прокурорские проверки законности обязательного изучения государственного языка субъекта в школах. Проверки начались после того, как в июле 2017 года президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил, что изучение русского языка в республиканских школах не должно ущемляться. Позицию президента поддержали в Минобрнауки.

По данным переписи населения 2010 года, в России существует около 180 языков, наречий, диалектов. Согласно законодательству, «государственный язык республики» по отдельным вопросам государственной деятельности может использоваться наравне с русским. В России 21 республика (из 22) установила государственный язык. Своим правом не воспользовалась Карелия. При этом государственных языков больше, чем самих республик. Так, в Карачаево-Черкесии их пять, в Кабардино-Балкарии — два, в Крыму — два, в Мордовии — два. В Дагестане не определено число государственных языков (по данным исследователей, около полутора десятков), а используется термин «языки народов Дагестана».

Позиция федеральных властей уже привела к тому, что ряд регионов отказывается от обязательного изучения языка или существенно снижает объем уроков, уточнила соавтор исследования научный сотрудник Центра образовательного права Надежда Княгинина. «Из восьми республик, имевших в своем законодательстве норму об обязательном изучении языка, существенно ее изменили две: Карачаево-Черкесия сделала необязательным изучение после десятого класса, Калмыкия фактически исключила это понятие из законодательства»,— пояснила госпожа Княгинина.

«Позиция прокуратуры состояла в том, что изучение обязательного языка республики является вмешательством региональных органов в формирование содержания образования, а также нарушением права на выбор языка обучения,— пояснил господин Янкевич.— В соответствии с законодательством содержание образования регулируется в федеральных государственных образовательных стандартах».

Споры вокруг трактовки правового регламента изучения языков республик обострились после 2007 года, когда из концепции ФГОС был изъят «региональный компонент». «После этого субъекты фактически утратили возможность влиять на содержание образования»,— сказал Семен Янкевич. Проблема заключается в том, что в текущей версии ФГОС нет обязательного предмета «государственный язык республики», «то есть фактически подзаконный акт министерства о содержании стандартов блокирует для республики возможность устанавливать обязательное изучение своего языка в школах на территории республики», заключил автор исследования.

«Как юристы мы точно видим, что нельзя подзаконным актом, который регулирует, сколько часов математики или физкультуры должно быть в школе, блокировать право субъекта федерации,— уверена Надежда Княгинина.— Мы понимаем, что это политическая воля федеральных властей». По мнению авторов исследования, самым простым решением является пересмотр ФГОС, чтобы «субъекты сами могли решать, воспользоваться правом изучать язык или нет». «Однако пока таких инициатив со стороны Минобрнауки России не поступает»,— заключают авторы доклада.

В Минобрнауки “Ъ” сообщили, что «публичные масштабные обсуждения» новой версии ФГОС пройдут в мае—июне 2018 года. «Принимая во внимание высокую социальную значимость вопроса не только для образовательной среды, но и для всего нашего общества, в этот процесс будет вовлечено максимальное количество экспертов, заинтересованных в развитии образования, с обязательным привлечением депутатского корпуса»,— сказала глава министерства Ольга Васильева.

«Национальная интеллигенция боится за свои языки, у нее возникло ощущение, что их решили сделать языками второго сорта»,— говорит политолог Аббас Галлямов. По его мнению, для решения проблемы потребуется длительный процесс переговоров: «Нужно деполитизировать проблему. Для этого необходимо утопить все в длительных согласованиях, избегая принятия окончательного решения. В республиках должно возникнуть ощущение, что их слышат и с их озабоченностью считаются».

Кирилл Антонов, Казань; Софья Самохина / Анна Макеева, Нина Любинарская
«Коммерсантъ», 13-14 апреля 2018

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

ВАША РЕПЛИКА
promo mamlas march 15, 2022 15:56 246
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…