Виктор Орбан снова на коне
Венгрия становится головной болью для Брюсселя
Правый, националист, евроскептик. Как только не называют премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. ©
Ещё выборы в Европе
Виктор Орбан
Но одного у него не отнять – его партия «Фидес» отлично выступила на парламентских выборах. ЕС придется с этим смириться. И не только.
ЕС раздражен – на его восточном фланге сохраняется очаг конфронтации. В виде Венгрии, а точнее – премьер-министра Виктора Орбана. На прошедших парламентских выборах партия «Фидес», возглавляемая Орбаном, набрала «неприличное» количество голосов. Ей достанется две трети мест в венгерском парламенте: 134 из 199. Если учесть, что на втором место оказалась ультранационалистическая партия «Йоббик», то тут чиновникам ЕС остается только хвататься за голову – все идеологическое единство Евросоюза летит в тартарары.
Основной узел проблем между ЕС и Венгрией – миграционная сфера. Будапешт жестко выступает против политики, навязываемой Брюсселем. Позиция Виктора Орбана предельно проста – не пускать в страну беженцев из Азии и Африки. Венгрия отказалась принимать мигрантов по установленным ЕС квотам. Дело дошло до того, что Еврокомиссия в конце прошлого года решила обратиться в Европейский суд с жалобой на невыполнение Венгрией обязательств по миграционным квотам.
В свою очередь, Виктор Орбан заявил, что «жители Евросоюза однозначно не хотят принимать мигрантов», которых им навязывают. Помимо этого премьер-министр продвигает закон, который ограничит деятельность НКО, помогающих беженцам.
Противостояние между Венгрией и ЕС – это во многом конфликт с Германией. Именно Ангела Меркель настойчиво продвигала и продвигает в Евросоюзе глобальный миграционный проект. Только ФРГ приняла в последнее время столько беженцев, сколько все остальные страны ЕС вместе взятые. Поэтому и не случайна реакция ведущих СМИ в ФРГ, которые после победы «Фидес» на парламентских выборах вышли с характерными заголовками, например, «Победа Виктора Орбана расколет Евросоюз». СМИ называют венгерского премьера правым, популистом и евроскептиком.
Орбан, впрочем, и не скрывает своего скептического отношения к руководству ЕС и его идеологическим установкам во многих сферах. Уверенная победа на выборах «Фидес» позволит премьер-министру и дальше проводить свою политику, основанную на базовом принципе – приоритете национальных интересов своей страны. Это продуманная позиция многократно усиливает позиции Венгрии на политической арене.
Ведь ЕС по большому счету не к чему придраться. Попробовали указать на недостаточно демократические выборы, но не получилось. Все наблюдатели признали, что они хорошо организованы и прозрачны, а к выборам был допущен широкий спектр политических организаций. В НАТО страна числится практически беспроблемным членом. В учениях участвует, инициативы военного блока поддерживает. Но как только возникла угроза венграм, проживающим на Украине, Венгрия эффективно использовала свое членство в НАТО. Украинский закон об образовании ущемляет права национальных меньшинств, в том числе венгров. Будапешт тут же заявил – если закон не изменится, нормального сотрудничества с НАТО у Украины не будет.
ЕС пробовал крепко «привязать» Венгрию к России, чуть ли не присвоив Орбану звание «агент Кремля». Но и тут не получилось. Орбан на восточном направлении выстраивает взвешенную и прагматичную политику. Да, симпатии к России есть, экономическое сотрудничество между странами активно развивается. Будапешт не раз критиковал руководство ЕС за непродуманный подход к РФ. Но при этом Венгрия не стала артачиться в дипломатическом скандале, связанном с «делом Скрипалей», выслав одного российского дипломата, так сказать, для проформы. Да и в энергетической сфере Будапешт пытается ослабить зависимость страны от российского газа. Сам Виктор Орбан заявлял, что доля голубого топлива из России должна со временем снизиться до 50%, остальной объем должен поступать из других источников.
Евросоюзу не удается выстроить и такую аналогию: неправильная демократия – слабая экономика. У Венгрии с последней весьма неплохо. В прошлом году рост ВВП составил 3,8%. Причем страна умело пользуется финансовыми вливаниями из ЕС. В рамках семилетней программы до 2021 года стране положено около 25 млрд евро. И тут еврочиновникам остается только разводить руками – научились мадьяры...
Но самое главное – Венгрия не одинока в своем евроскептицизме. Схожие позиции по миграционной проблеме занимают страны, входящие в Вышеградскую четверку (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия). Причем Польша в последнее время стала проявлять даже больше активности, чем Венгрия.
И многие «стрелы» полетели в сторону Варшавы. Виктору Орбану это было даже на руку – он смог эффективно провести предвыборную кампанию, по сути, консолидировав венгерское общество. В итоге результат налицо, а поводов тревожиться ЕС стало еще больше. Кто знает, быть может Евросоюзу придется кардинально менять свои подходы в миграционной сфере, иначе реально раскола между странами ЕС не миновать.
Сергей Осипов
специально для «Столетия», 16 апреля 2018
специально для «Столетия», 16 апреля 2018
Journal information