mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Кто дешевле — современный россиянин или крепостной в РИ?

Ещё рабство в РИ здесь, здесь и здесь, в т.ч. о крепостничестве

185 лет облегчению участи крепостных: что нас вновь закабалило?
Проект ИА REGNUM под координацией Модеста Колерова «Ничто не забыто» посвящен людям и событиям, которые оставили глубочайший след в истории, политике и искусстве России и мира. В наше время мы видим, как они определили облик современности, задали вопросы, требующие осмысления и ответов

А кто больший крепостной: продающий себя за «айфоны» наш современник или крестьянин, тяжким трудом кормивший страну и боровшийся за справедливость? ©



Николай Неврев. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. 1866

Крепостное право в России как вводилось, так и отменялось постепенно. 2 мая (14 мая — по новому стилю) 1833 года стало одной из важных дат — в этот день был издан указ, запрещавший продажу крепостных с публичного торга.

Кроме того, указом запрещалось переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы и продавать и уступать крепостных по дарственным записям, разделяя семьи. Семьей, согласно закону, считались отец, мать, их незамужние и неженатые дети, а также братья и сестры без родителей.


2. Константин Маковский. Дети в поле. 1870-е

До этого указа был ряд других попыток если не отменить крепостное право, то как минимум облегчить участь крестьян. По указу 1827 ᴦода помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В том же году вышел закон, запрещающий отдавать крепостных на заводы. В 1828 году было ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, а в 1841 ᴦоду дворянам, не имевшим имений, было запрещено покупать крестьян без земли.


3. Константин Маковский. Крестьянский обед во время жатвы. 1871


4. Константин Маковский. Жница. 1871

Что касается продажи людей «с молотка», что часто приводилось в пример как доказательство сходства рабства и крепостного права, то указ от 14 мая 1833 года был не первым. В 1808 году появился указ о запрете торговли крепостными на ярмарках, однако он практически не соблюдался: если помещиков или маклеров ловили с поличным при подобной торговле, то они уходили от ответственности, заявляя, что не продают крепостных, а сдают внаем.


5. Константин Маковский. Малороссиянка с граблями. 1870-е

С практикой торговли людьми на ярмарках, «в благоустроенном государстве нетерпимой», и с молотка боролись и до императоров Александра I и Николая I. Указом от 5 августа 1771 года Екатерина II запретила про­дажу крепостных без земли при конфискациях (то есть за долги помещика) и «с молотка» на аукцио­нах, но в 1792 году эта практика указом императрицы вернулась. Указ Екатерины разрешил продавать крепостных за помещичьи долги с публичного торга, но без «молотка».


6. Алексей Корзухин. Возвращение из города. 1870


7. Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872

Дело в том, что имущество разорившихся дворян часто реализовывалось на специальных аукционах, в том числе и крепостные — их продавали наравне с утварью и скотиной. Что касается разлучения семей, то практика была официально введена в 1696 году, когда Петр I своим указом дозволил дворянам забирать крестьянских отроков в свои усадьбы, в дворовые.


8. Алексей Корзухин. Крестьянские девочки в лесу. 1878

Вопрос о переходе перевода крестьян от состояния крепостного до состояния свободного поднимался неоднократно. Всего в царствование Николая I было образовано девять специальных секретных комитетов для выработки поэтапного подхода.


9. Василий Перов. Спящие дети. 1870


10. Василий Перов. Дети-сироты на кладбище. 1864

Проблема была в том, что европейские страны более и менее успешно уже не одну сотню лет шли по капиталистическому пути развития. Кто с буржуазной революцией, кто без, но Англия, Пруссия, Франция и другие страны уже ушли или начинали уходить от феодализма. Россию, несмотря на постепенное развитие промышленности, от модернизации удерживало прежде всего состояние крестьянства, с его нерешенными и обостряющимися проблемами.


11. Василий Перов. Сцена у могилы. 1859

Рассматривался не только вопрос об отмене крепостного права, но и возможность перехода от общинного землевладения к частной подворной собственности (и даже вообще «отмена» общины). Всего в царствование Николая I было принято более 100 законов о крестьянстве, а секретные комитеты пытались осторожно предложить решения по отмене крепостного права.


12. Василий Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. 1880-е


13. Василий Перов. Тройка. 1866

Комитетами было намечено три этапа этого процесса: на первом предполагалось ограничить работу крестьян на помещика тремя днями в неделю, на втором этапе крестьяне оставались «крепкими земле», но их повинности четко регламентировались законом, а на третьем этапе крестьяне получали право свободного перехода от одного владельца к другому, надельная земля продолжала считаться собственностью помещика, но крестьяне могли арендовать ее по договоренности с ним на определенных условиях. Дальше обсуждений дело не пошло.


14. Михаил Клодт. Крестьянка у сломанной телеги со льном. 1837

А крестьянский вопрос продолжал оставаться одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX века. Само крестьянство постоянно «напоминало» о себе возраставшими с каждым десятилетием бунтами.


15. Василий Поленов. Право господина. 1908

Уже в первый год царствования Николая I произошло 179 крестьянских волнений, из которых 54 были усмирены с помощью воинских команд. В 1826—1835 гг. было зарегистрировано 342 крестьянских волнения, в 1836—1845 гг. — 433, а в 1846—1855 гг. — 572.


16. Клавдий Лебедев. Продажа крепостных на аукционе. 1919

12 мая 1826 года в связи с многочисленными крестьянскими волнениями, сопровождавшимися упорными слухами о близкой «воле», был обнародован царский манифест, грозивший карами за распространение этих слухов и неповиновение. Но, несмотря на грозные документы, решать вопрос было необходимо. И, по большому счету, на его решение затратили почти сто лет — ведь окончательно гражданские права и свободы каждый житель России получил только после 1917 года.


17. Константин Трутовский. Отдых помещика. XIX


18. Фредерик Лакруа. Времяпровождение. Крепостные чешут пятки барыне. 1840-е

Личная или не личная собственность на землю, как бы ни преувеличивали значимость этого вопроса, в действительности — вторична, что было доказано столыпинской реформой и ее итогами. Ведь основной вопрос был и есть в естественном и неотчуждаемом праве человека быть человеком. Что тебя не назовут скотиной и не убьют или не покалечат, основываясь на некоем «превосходстве».


19. Петр Соколов. Барская охота. XIX

По сути, равноправие как политическое, так и экономическое было установлено, по моему скромному мнению, только Декретом об уничтожении сословий и другими законами, принятыми в первые годы советской власти.


20. Николай Касаткин. Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка. 1910

Именно тогда было заявлено преодоление социального и национального неравенства, недопущение эксплуатации человека человеком, создание для всех равных возможностей для продвижения к верхам общества, к образованию и любым культурным ценностям. Конечно, был и «перекос» в сторону рабочих и крестьян, но вполне закономерный и, в конце концов, справедливый.


21. Иллюстрация работы к энциклопедическому изданию «Великая реформа» на которой изображены истязания Салтычихи


22. Владимир Пчелин. Салтычиха

Другой вопрос, а что с правом быть человеком сейчас, спустя 185 лет после запрета разлучать семьи при продаже и «стучать молотком» при продаже человека? Почти 200 лет показали удивительное: все завоевания СССР были сданы, и теперь в погоне за навязанными ценностями человек сам позволит занести над своей головой «молоток» и бросит своих детей. Всего-то надо было поманить морковкой потребления и достатка — и побегут сами, расталкивая локтями друг друга.


23. Григорий Мясоедов. Крестяне читают манифест от 19 февраля. 1861


24. Борис Кустодиев. Оглашение манифеста об освобождении крестьян. 1907

Вновь пробужденный современным капитализмом зверь в человеке несет в себе куда большее рабство, чем крепостное право. Просто продаемся дешевле. И еще вопрос, а кто больший крепостной: торгующий собой за «айфоны» на кадровых ресурсах и унизительных собеседованиях наш деградирующий современник или крестьянин, тяжким трудом кормивший страну и сотни лет боровшийся за свое право быть человеком?

Анастасия Громова
ИА «Regnum», 14 мая 2018

Tags: 18-19-ее века, 20-й век, бедные и богатые, большевики и кпсс, даты и праздники, диктатура и тоталитаризм, дискуссии, живопись, законы и конституция, идеология и власть, история, капитализм и либерализм, мифы и мистификации, народ и элиты, нравы и мораль, общество и население, олигархат и корпорации, потребление, правители, правозащита, протесты и бунты, рабочие и крестьяне, рабство и феодализм, революции и перевороты, романовы, российская империя, россия, русские и славяне, свобода, сельское хозяйство, символы, социализм и коммунизм, справедливость, ссср, торговля и рынки, уровень жизни, факты и свидетели, экономфинбиз, эпохи
Subscribe
promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments