mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Почему чиновников в РФ больше, чем в СССР, но меньше, чем на Западе...

Ещё чиновники в России, в т.ч. статистика и бюрократия

«С госслужбы не уходят»
Проректор РАНХиГС РФ Александр Сафонов рассказал Светлане Суховой, как меняется численность отечественного чиновничества / апрель, 2015

Если власть в России стремится к вертикали, то чиновниками она обрастает по синусоиде. ©

Ещё у Суховой


КЛИКАБЕЛЬНО

В распоряжение «Огонька» попал документ Росстата [апрель 2015 года], из которого ясно: несмотря на призывы к сокращению бюрократии, в регионах процесс идет с переменным успехом. Почему, объясняет проректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Сафонов*.

— Александр Львович, о чем говорит такой показатель, как количество госслужащих на тысячу человек населения?

— Его весомость во многом зависит от того, как устроена система госслужбы в стране. К примеру, в России напрямую сравнивать регионы по числу чиновников сложно. Потому что следует также обязательно учитывать размер территории и численность населения, а что еще важнее — количество муниципальных образований.

— А разве муниципалитеты у нас не привязаны к численности населения?

— В том-то и проблема! Муниципальным образованием может быть район, а может — город или поселок. В Москве муниципальные образования — управы, которые между собой различаются как по территории, так и по количеству жителей. Одна столичная управа может превосходить иную область по численности населения.


___
* Александр Сафонов — проректор РАНХиГС, доктор экономических наук. Работал официальным представителем России в Международной организации труда, замминистра здравоохранения и соцразвития

— В истории новой России Кремль не раз пытался сократить число чиновников. Хоть раз удалось?

— И да, и нет: численность государственных гражданских служащих (ГГС) в современной России то нарастает, то сокращается — по синусоиде — в зависимости от экономической ситуации. И все же намерение Дмитрия Медведева сократить число госслужащих в 2011-м было, наверное, самым искренним и масштабным за всю историю современной России — до 20 процентов бюрократов. Правда, с тех пор федеральная власть приросла новыми министерствами и ведомствами — возникли МинКрыма, МинДальВосток, МинКавказ, Агентство по межнациональным отношениям вместо расформированного Минрегиона и т.д. А каждое из новообразований требовало какого-никакого аппарата. Да и региональная власть не отставала по части создания новых мест для чиновников. Тут, правда, надо оговориться: федеральные органы исполнительной власти уступают по численности региональным — в них около 40 тысяч человек. А самая многочисленная армия — это муниципальные чиновники: те самые, с кем россияне контактируют чуть ли не ежедневно по вопросам очистки дворов, вывоза мусора, ремонта квартир и т.д. И это факт: чиновников в современной России больше, чем в СССР, процентов на 20.

— В Союзе со всеми его республиками чиновников было меньше, чем в России?

— Если судить по официальным данным, то да. Но не грех помнить, что в СССР ряд общественных и партийных организаций входили де-факто в систему власти, выполняя ее функции. Например, профсоюзы — ВЦСПС, которые контролировали все вопросы охраны труда и занятости. Более того, многое из того, что во времена СССР делали предприятия, сейчас отдано на откуп муниципалитетам и госорганам, например, оплата больничного или выдача пенсий. Не было и многочисленной системы трудоустройства, зачем они в СССР при всеобщей-то занятости! Или, скажем, у советского Центробанка не было необходимости в большом штате сотрудников, так как у него отсутствовала функция контроля деятельности банков и страховых компаний.

— А может, просто все дело в том, что демократическому государству нужно больше чиновников, чем тоталитарному?

— В Великобритании уже не раз чиновников сокращали, стараясь повысить эффективность их работы. Именно там впервые и заговорили о том, что следует ввести показатели этой самой эффективности. Британцы их так до конца еще и не разработали (процесс крайне сложный), но добились перехода многих функций от центральной власти к местной. При этом центральный аппарат сократился, а региональный — не вырос. Это и позволило сократить бюджетные расходы. Но помимо экономической, была и политическая цель — такая реформа стала своего рода попыткой усовершенствовать систему госуправления при расширении электоральной базы правящей партии. В России идея понравилась, ее переняли.

— Так где все-таки больше чиновников: у нас или на Западе?

— Трудно сопоставлять. Хотя бы потому, что в Европе нет разницы между госслужащими и бюджетниками (врачами, учителями и прочими.). Там все госслужащие и получают зарплату из бюджета. Не удивительно, что тамошняя цифра ГГС значительно выше российской в расчете на тысячу человек.

— А почему в России госслужащих и бюджетников разделили?

— Потому что закон о госслужбе предусматривает преференции и ограничения для этой категории чиновников. Например, по величине зарплат, льготы по пенсиям (для выхода на нее достаточно стажа в 25 лет), дополнительное медобеспечение (санаторно-курортное лечение). Все это дать бюджетникам нереально — их 14,5 млн.

— А разве на Западе у всех чиновников равные льготы и схожие зарплаты?

— Нет, но там системы оплаты труда выстроена иначе. Там исходят из идеи социального партнерства: есть работодатель, есть представитель работников (профсоюз) и они заключают соглашение о зарплате, оговаривая МРОТ, индексации и т.д. Если кто недоволен принятым решением, идет бастовать. Помните, в Испании полицейские бастовали? Так вот, на Западе создана своего рода сетка зарплаты для госслужащих по всей стране. Ее верхняя строка — люди, занимающие высокие госдолжности. Плюс коэффициент надбавки по территориальному принципу для тех, кто трудится там, где жить дороже всего. Во Франции, понятно, самые высокие зарплаты будут в парижском регионе. В России же федеральная власть определяет размеры зарплаты для федеральных чиновников, а власти субъектов Федерации — для региональных госслужащих. Поэтому работа губернатора стоит по-разному в разных регионах — в соответствии с наполняемостью местной казны. То же — на муниципальном уровне. Если в Европе все стандартизировано, то у нас же зарплата хирурга в Москве может быть в два раза выше, чем оклад его коллеги с тем же стажем и уровнем образования из уездного города N.

— Вы сами сказали, на Западе тоже есть территориальные коэффициенты...

— В России это не коэффициент. У нас все упирается в бюджетные возможности субъекта Федерации.

— Это значит, что сокращение числа чиновников не ведет к высвобождению бюджетных средств?

— Нет. Как правило, фонд оплаты труда распределяется между теми, кто остается в штате. В некоторых ведомствах специально держат открытыми от 12 до 30 процентов вакансий с тем, чтобы из этого резерва платить премии. Уж так сложилось, что есть существенный разрыв в зарплате между "высшими" и "ведущими" группами должностей. Дабы обезопасить себя от кадрового голода, ведомствам приходится изворачиваться и сглаживать это неравенство с помощью тех же премий.

— Так регионам выгодно сокращать чиновников или нет?

— Региональный бюджет тоже не резиновый. Лет 5-6 назад Минфин был вынужден ввести ограничения из-за того, что самые дотационные субъекты, получавшие миллиарды рублей субсидий из федерального бюджета, имели и самые высокие зарплаты чиновников, подчас выше федеральных. И теперь, если регион дотационный, он обязан ориентироваться на федеральные стандарты по уровню чиновничьих зарплат. Впрочем, это лишь пожелание.

— Иными словами, "непослушных" деньгами не наказали?

— Проблема в том, что деньги, поступающие на так называемую бюджетную обеспеченность субъекта Федерации, не имеют разбивки — что должно пойти на фонд зарплаты, а что — на социалку, инвестиции или иные проекты. Все в руках губернатора — куда и сколько он направит. Проконтролировать можно, но придраться сложно. Вот и получается, что региональные чиновники с точки зрения их доходов могут жить лучше федеральных. Достаточно вспомнить Москву. И не удивительно, что в регионах чиновники потихоньку перетекают из федеральных структур в местные. Судите сами: в 2012 году оклад замминистра федерального правительства со всеми надбавками составлял примерно 123 тысячи рублей. А оклад министра столичного правительства в то же время — 250 тысяч рублей. С тех пор цифры подросли, но соотношение не изменилось. Доходами регионов — того же Чукотского АО, Магаданской области и т.д.,— показавших самое большее число ГГС из расчета на тысячу человек, как раз и объясняется рост тамошней бюрократии.

— А на Западе?

— А на Западе, как правило, наоборот: есть четкое соответствие зарплат чиновников всех уровней власти, а вершина пирамиды — федеральные бюрократы, куда все и стремятся. Но, возвращаясь к вопросу, о том, на что настроены регионы: сегодня они явно хотели бы сократить число чиновников. Московские власти, например, объявили о том, что госслужащих станет на 35 процентов меньше, а подмосковные решили сократить и того больше — аж 45 процентов. Хорошо, если вслед за этими сокращениями не образуются очереди за справками... Одно дело — Запад с его уровнем компьютеризации. В России же электронные услуги — все еще исключение, а огромное число документов и вовсе не оцифровано, вот и требуются справки и бумажные подлинники.

— Как по-вашему, чиновники в России — сила? Они способны дать отпор установке на сокращение?

— По моему мнению, не способны. Если такое решение принято премьером, то Минфин урезает объем бюджетного финансирования для конкретных ведомств. Хотя, конечно, тут нет автоматизма: знаю случаи, когда руководитель того или иного ведомства умудрялся отстоять штат, доказав необходимость именно того числа работников, которое в нем указано.

— Тем не менее чиновники все дороже обходятся россиянам?

— В относительных цифрах — да. Фонд зарплаты госслужащих всех уровней растет год от года. Не резко, но в пределах инфляции (около 6 процентов в год).

— А как же рост зарплат чиновников в сентябре 2014 года, о котором столько говорили?

— Это коснулось в первую очередь работников администрации президента (почти вдвое), аппарата правительства и Счетной палаты. Большинству федеральных чиновников зарплату проиндексировали, но не повышали.

— А насколько за последние годы изменилась эффективность работы чиновников?

— Тренд явно в лучшую сторону. За последние 10 лет выращено новое поколение профессионалов, пришедших на госслужбу после административной реформы 2004-2005 годов. До этого лучшие кадры госслужбу покидали из-за низких зарплат и непрестижности. Сейчас с госслужбы не уходят даже после ужесточения требований к чиновникам по части тех же иностранных счетов и недвижимости. Возможно, это мировой тренд и политики тут меньше, чем экономики: контролировать доходы чиновников, задавая им неудобные вопросы про "домик в деревне", проще, когда этот домик в российской деревне, а не в гавайской.

— Чиновник — по-прежнему опора власти. Или нет?

— Чиновники, безусловно, должны быть опорой власти. В этом их профессиональное предназначение. Но это прежде всего означает, что они должны служить интересам государства, граждан. И как опора власти в идеале чиновничество должно быть безупречным. Впрочем, если вспомнить историю того же СССР, то очевидно, что нет ничего более непрочного, чем "опора". Ведь госслужащие — не отвлеченное понятие, а люди, живущие в конкретных исторических реалиях. Вот в СССР у ЦК КПСС была серьезная опора в виде миллионов бюджетников, а страна изменилась в одночасье...

Беседовала Светлана Сухова
«Коммерсантъ Огонёк», №16, стр. 16, 27 апреля 2015

Tags: великобритания, версии и прогнозы, геополитика и территории, государство, двойные стандарты, демография и социология, демократия, европа, запад, идеология и власть, интервью и репортаж, исследования и опросы, кадры и профсоюзы, карты и инфографика, коррупция и бюрократия, льготы и соцзащита, медведев, министерства, мнения и аналитика, народ и элиты, национальная идея, нравы и мораль, общество и население, политика и политики, правители, регионы, реформы и модернизация, родина и патриотизм, россия, современность, справедливость, ссср, статистика, стратегия, труд, уровень жизни, ученые, факты и свидетели, цены и доходы, чиновники и номенклатура, экономфинбиз, эксперты
Subscribe

Posts from This Journal “государство” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments