mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Прощай опять, Саранск! Ты снова станешь другим-м... А Россия? / Из Питера видно... / Мундиально

Ещё нацидеи, в т.ч. спорт

«Саранск и Мордовия после чемпионата уже никогда не будут прежними…»
Политолог Михаил Виноградов – о футболе, экономике,культуре и жизни после мундиаля / ЧМ-18 в регионах / Мордовия

Мордовия в шаге от чемпионата мира по футболу. В Саранск уже прибыла сборная Панамы, выбравшая регион-13 местом «проживания» на время мундиаля. В столице республики все чаще можно встретить гостей из других стран и регионов. Идут последние приготовления к матчам мирового первенства. Но до сих пор далеко не все знают, что из себя представляет небольшая республика в европейской части России. ©

Ещё ЧМ-2018, в т.ч. Мордовия


___
Михаил Виноградов считает, что после чемпионата мира по футболу у Саранска будут все возможности для дальнейшего развития. Главное — их использовать

Как Мордовия видится из федерального центра? Что с регионом будет после чемпионата мира? Чем республика может «взять» инвесторов и туристов? Повлияет ли праздник большого футбола на мироощущение и культурный уровень рядовых жителей Саранска?

Об этом и многом другом накануне исторического для Мордовии события Ирина Разина поговорила с руководителем фонда «Петербургская политика», политологом Михаилом Виноградовым.

«С»: Мордовия в рейтинге фонда «Петербургская политика» традиционно входит в группу устойчивых регионов. За счет чего это достигается?

— Действительно, Мордовия находится на высоких строках, перемещаясь между группами с максимальной и высокой устойчивостью. Казалось бы, из республики приходит не так много новостей. С другой стороны, это признак того, что ничего качественно плохого в регионе не происходит. Самая негатинвая тема, которая всегда звучит, — это проблема бюджетной задолженности и периодически возникающие разговоры о введении внешнего регулирования в связи с объемами долгов. Но, по большому счету, этим негатив по Мордовии ограничивается. Позитив исторически закладывался празднованием Тысячелетия единения мордовского народа с народами России и той работой, которая делалась в рамках освоения этих юбилейных средств. Положительно сказываются и довольно высокие позиции Мордовии среди инновационно ориентированных регионов России. И в целом для такого небольшого и, казалось бы, не слишком заметного на карте страны региона, все-таки Мордовия стремится не оставаться в тени. Она предпринимает шаги по развитию собственной экономики и привлечению заметных внешних мероприятий, самым значимым из которых является чемпионат мира по футболу. Политическая система в Мордовии достаточно специфична: критики говорят о ее исторической зарегулированности. И, наверное, эту критику можно и нужно обсуждать, в том числе, и некую засушенность общей повестки дня. С другой стороны каких-то серьезных стрессов и срывов мы не видели. Хотя в других регионах это происходит довольно часто.

«С»: За время подготовки Саранска к чемпионату мира по футболу в регион вложены огромные федеральные средства, частные инвестиции и т.д. Можно ли прогнозировать спад притока капитала после завершения турнира?

— Вложения в Саранск перед чемпионатом мира по футболу – это одно из самых серьезных событий в истории города и всей Мордовии. И в дальнейшем многое зависит о того, удастся ли использовать проведение мундиаля для повышения узнаваемости и привлекательности Саранска или за пиковым событием последует спад. И тот, и другой сценарий возможны. Мы видели немало фотографий из Бразилии или Южной Африки, свидетельствующих о том, как, оказавшись невостребованными, забрасываются футбольные арены после матчей чемпионата мира. С другой стороны, мы наблюдаем, что в Саранске появился мощный стадион, а это место проведения не только спортивных мероприятий с большим потенциалом. Вместе с тем построены новые отели, в том числе сетевые. Это очень важно, потому что есть немало инвесторов, которые не ездят в города, где нет сетевых гостиниц, поскольку привыкли к определенным стандартам комфорта. И в этом плане Саранск становится местом более привлекательным для поездок возможных инвесторов, интерессантов, туристов. Понятно, что проблема загрузки отелей неизбежно возникнет. Если ее удастся преодолеть, и не возникнет угрозы закрытия, то поводов доехать до Саранска у потенциальных инвесторов становится больше. Поэтому снижение инвестиционной активности после мундиаля, в чем-то неизбежное, может и не привести к провалу, а, напротив, позволит выйти на какое-то инвестиционное и экономическое плато, которое будет соразмерно ожиданиям и возможностям Саранска и республики в целом.

«С»: После того, как футбольный Саранск увидит весь мир, регион получит шанс для развития туристического потенциала. Но получится ли им воспользоваться, если учесть, что пока основной туристический приток в регион обеспечивают православные паломники, которые большой прибыли не приносят? Чем Мордовия может всерьез привлечь туристов?

— Понятно, что туристический потенциал – тема непростая. Мы видим, как много лет говорится о развитии внутреннего туризма в России. И трудно понять, в какой степени эти разговоры сбываются или нет. Да, есть крупные города, куда вырос туристический поток – та же Москва, где идет довольно заметный приток туристов из Китая. Есть попытки городов и регионов искать новые ниши в этой сфере. Например, в Ульяновске, где активно развивают тему «красного» туризма с привлечением все тех же китайских туристов к ленинским объектам. А если говорить именно о Мордовии, то потенциал для того, чтобы хотя бы однажды у туриста появилось желание посмотреть на Саранск, безусловно есть. И его можно было бы использовать. Я сам трижды был в столице Мордовии. В первый раз – именно как турист. У меня был автомобильный пробег, когда из Москвы мы ехали в Йошкар-Олу, Чебоксары и Саранск. Создать предпосылки, чтобы Саранск был на пути автомобильных туристов, я думаю, вполне реально. При этом потребности у туристов разные. Если говорить обо мне, то меня интересуют обновленные города, к которым относится и столица Мордовии. Любопытен промышленный туризм с экскурсиями особенно на новые предприятия. Эта услуга в России, кстати, слабо развита. Мне интересны города чемпионата мира по футболу: как они поменялись за последние годы, как выглядят спортивные арены. Не знаю, есть ли в Саранске экскурсии на стадион, но наверняка они начнутся после чемпионата мира по футболу. Это было бы тоже привлекательно и интересно. И, может быть, на матчи футбольного клуба «Мордовия», который оживает, тоже будут приезжать зрители из других регионов. Потому что мы видим, что во всех городах, кроме Казани, появление новых стадионов существенно увеличивает приток как местных, так и приезжих фанатов. В любом случае туристический спрос надо изучать. В России туризм не является полноценной отраслью, кормящей регионы. Но мне кажется, потенциал здесь есть.

«С»: По-вашему, могут ли такие масштабные события, как чемпионат мира по футболу, повлиять на культурный код местных жителей?

— Как я уже сказал, после мундиаля вполне возможно увеличится посещаемость спортивных мероприятий. А в целом может возникнуть ощущение роста скорости жизни, пульса, синергии от того, что сюда приехали разные люди и что-то поменялось, что город и республика больше никогда не будут прежними после чемпионата мира по футболу – одного, наверное, из самых масштабных событий в истории России, когда она на некоторое время становится чуть ли не центральной точкой планеты. Впрочем, наряду с интересом и ажиотажем в связи с этим событием, может возникнуть и раздражение. Иногда бывает, что поначалу появляется отторжение, но появление публичных и доступных досуговых пространств меняет людей. Есть яркий пример Йошкар-Олы, жители которой в общем иронически относились к неоднозначной архитектуре города, которую активно создавал экс-губернатор региона Леонид Маркелов. Но год назад по пути из Чебоксар я заезжал в столицу Марий Эл и увидел, что по вечерам масса людей гуляет в центре, который стал пространством для встреч. И несмотря на первоначальный скептицизм, возникает ощущение, что это одно из самых значимых мест в истории, архитектуре, культуре Йошкар-Олы. Так и в Саранске. Многое будет зависеть от восприятия самих жителей, от того, возникнет ли на волне чемпионата мира по футболу некая эйфория или, наоборот, раздражение от того, что, мол, к нам приехали ломать привычный уклад жизни. Возможно, будет присутствовать и то, и другое. Но если после мундиаля скорость жизни и экономика Саранска не вырастут, Мордовия уступит другим регионам, где эти процессы пройдут активнее.

«С»: Представляют ли такие небольшие и небогатые регионы как Мордовия сколько-нибудь заметный интерес для федерального центра?

— Думаю, он ограничен, и это не так плохо. По крайней мере, федеральный центр старается этим территориям не очень мешать. Для Кремля представляет ценность репутация Мордовии как инновационно активного региона. А в целом центр, наверное, заинтересован доверять населению тех субъектов, которые не расстраивают себя и ее негативными новостями. Сам факт того, что Саранск был выбран точкой проведения чемпионата мира по футболу – некоторые считают, что в ущерб Ярославлю – свидетельствует о том, что столицу Мордовии замечают и выделяют.

«С»: Существует ли в Кремле особый подход к национальным республикам?

— Есть некая большая деликатность по отношению к таким регионам. Хотя периодически происходят какие-то эмоциональные волны. Очередную мы сейчас видим вокруг Татарстана и темы изучения национальных языков. Что касается именно Мордовии, то ни региональная, ни федеральная власть не нацелены на создание конфликтных узлов, которые потом пришлось бы разрубать… В целом у жителей республики сейчас есть выбор перед чемпионатом мира: почувствовать пульс такого события, напитаться той энергией, которую привезут с собой футболисты высочайшего класса, болельщики, а также будет транслировать телевизионная аудитория, следящая за матчами из Саранска – города, который скоро появится на карте мира, или же воспринять это как чужой, не понятный праздник. Мне кажется, что вторая модель более тупиковая. Хотя, конечно, у нас есть соблазн всегда любые изменения или неудобства воспринимать как признак внешней агрессии против самих себя. Понятно, что, приходя на стадион, люди сталкиваются с ограничением проноса тех или иных запрещенных предметов, нервничают, раздражаются. Но в этом случае есть смысл более активно популяризировать правила прохода на спортивную арену. Конечно, придется немного потерпеть. Но мне кажется, что есть ради чего согласиться с ограничениями. И если дальше Саранск будет задавать такие стандарты взаимного уважения участников массовых мероприятий и тех, кто остался в стороне – это тоже станет важным эффектом от чемпионата мира по футболу в Мордовии.

«С»: А россияне как-то изменятся после чемпионата мира по футболу?

— В обществе относятся к нему по-разному. Кто-то ощущает себя участникам мощнейшего исторического события, общепланетарного праздника. Кто-то полагает, что все это лишь для любителей футбола – но не исключает, что включит иногда телевизор. А кто-то искренне считает себя чужим на этом праздник – тем более что перекосов было немного. Я сам до последнего сильно удивлялся системе продажи билетов, когда их невозможно было достать в своем городе – лишь после знаменитой ночи с 7 на 8 июня, когда билеты снова появились в интернете, мне удалось эти свои сомнения преодолеть. Многое в восприятии чемпионата и особенно в его «послевкусии» будет зависеть от нас самих. От того ощущения, которые будут доминировать в обществе. И здесь многое определится не результатами сборной России – тут-то особого ажиотажа в ожиданиях не наблюдается. Либо мы сами почувствуем притягательность европейской атмосферы на улицах, дружелюбия болельщиков (в том числе конкурирующих команд), радости новых впечатлений и общей доброжелательности. И попытаемся сделать так, чтобы эта атмосфера сохранилась и после завершения чемпионата. Мягче будем относиться друг к другу, будучи за рулем. Будем готовы придти на помощь прохожему. С пониманием относиться к различным ограничениям, обусловленным требованиями безопасности – ведь, если мы их будем соблюдать, возможно, заборов и досмотров тоже станет меньше: в чем смысл, если все и так соблюдают разумные рамки общепринятого поведения? Все это позволит чувствовать себя Европой не только в силу биографии, но и благодаря уважению к правилам и низкой взаимной агрессии – всему тому, что нас так привлекает в европейских городах. Либо будем с нетерпением ждать, когда все кончится, чтобы все вернулось на свои места. «Оставаться самими собой» и выплеснуть сдерживавшуюся во время чемпионата агрессию на окружающих и самих себя. Сыграть на руку критикам, с кривой ухмылкой реагирующих при названии «Саранск» в числе городов чемпионата мира, никогда здесь даже не побывав.

Ирина Разина
«Столица С», Мордовия, 12 июня 2018

Tags: агитпроп и пиар, версии и прогнозы, геополитика и территории, идеология и власть, интервью и репортаж, культура, менталитет, мнения и аналитика, мордовия, народ и элиты, народы, национальная идея, нравы и мораль, общество и население, поволжье, политика и политики, провинция, путешествия и туризм, регионы, рейтинги, россия, россияне, символы, современность, спорт, стратегия, футбол, чм, экономфинбиз, эксперты
Subscribe

Posts from This Journal “интервью и репортаж” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 294
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments