Собчак и Путин — у истоков новой России
В России на широкие экраны вышел самый ожидаемый документальный фильм года
Хороший политик должен правильно выбирать друзей и соратников. А политик, прошедший профессиональную подготовку в специальных службах, самым тщательным образом ведёт отбор врагов и противников, находясь в наиболее выгодном положении в политическом спектакле. За пультом режиссёра. ©
Ещё Собчаки здесь и здесь, в т.ч. Ксюшадь и Выборы, и ещё Нарусова здесь и здесь
___
Аудитория самого престижного в мире кинофестиваля в Каннах уже смогла убедиться в этом, посмотрев картину «Дело Собчака», жанр которой определён как политический детектив. Его соавтором явилась дочь главного героя — когда-то «светская львица», а ныне телеведущая и начинающий политик Ксения Собчак.
Созданный ею в соавторстве с Верой Кричевской фильм, конечно, не претендовал на «Пальмовую ветвь», его и в конкурсной программе-то не оказалось, при этом, документальная лента «Дело Собчака» бесспорно вошла в число самых обсуждаемых на фестивале, чему в немалой степени поспособствовало и место показа — павильон «Роскино».
Что такое «Роскино»?
Это единственная в нашей стране государственная структура, которая с 1924 года обеспечивает продвижение отечественной кинематографической продукции на международной арене. В советские времена «Роскино» именовалось «Совэкспортфильм» и претендовать на его поддержку могли только признанные режиссеры с картинами, которые прошли множество худсоветов и одобрены в верхах.
С 2011 года компанию возглавляет киновед Екатерина Мцитуридзе, известная широкой аудитории не только серией умело сотканных по всем канонам кинокритики рецензий, но и удивившими аудиторию рассказами о сексуальных домогательствах со стороны Харви Вайнштейна.
Что же там делают Ксения Собчак и её кино?
Случайностью её появление в Каннах быть не может. Лишь в наших широтах бывают «досадные недоразумения», обусловленные «феерическим безрыбьем». В Каннах же «киноересь» невозможна по определению. А вот реализация любых планов по взаимовыгодному сотрудничеству – это всегда «s il vous plaît».
Who is Mr. Putin?
Кто же главный герой этого фильма? Если верить Ксении Анатольевне, то картина, созданная ею в творческом тандеме с Верой Кричевской, вовсе не является документальной. И здесь она, как никогда, права.
Этот фильм снят по лекалам хорошего художественного голливудского кино. В нём есть отличный протагонист — главное действующее лицо, которое задаёт динамику действия и вызывает максимум симпатий аудитории. Если верить Ксении Собчак, картина рассказывает о «личных решениях участников событий, в конечном счёте, предопределивших историю всей страны».
Можно прекрасно понять Ксению Собчак, сетующую на то, что сегодня почти позабыт один из самых уважаемых и по-настоящему интеллигентных политиков эпохи «лихих 90-х», ведь речь идёт о её отце, который оставил заметный след в отечественной истории.
И это чистая правда. Как правда и то, что Анатолия Собчака действительно не знает новое поколение. Но один из законов хорошей драматургии диктует авторам постановок вспоминать о героях прошедших лет и эпох, только если в том есть какая-либо потребность.
А вспоминать о Собчаке сегодня столько же резонно, сколько о Лебеде, Рохлине, Немцове, Старовойтовой и других персонажах, пребывающих ныне в лучшем и, увы, ином мире.
Картина ни о ком из них не была бы удостоена личного участия в качестве действующего лица главы государства, построения декораций в Кремле, продвижения на уровне «Роскино».
Ведь не снимался же Владимир Путин в вышедшем два года назад на экраны фильме Дмитрия Медведева о своём предшественнике Борисе Ельцине. И надо ли отвечать на вопрос, почему?
Так, в чём же секрет?
Главный герой картины, конечно же, не Анатолий Собчак, хотя фильм и о нём. Протагонист картины и «двигатель внутреннего сгорания» сюжета – президент Владимир Путин, который представлен в картине в более чем выгодном свете.
«Я допускаю, и не только допускаю — уверен, что была какая-то трещина между Анатолием Александровичем Собчаком и некоторыми людьми из близкого окружения Бориса Николаевича. В том числе, скажем, из правоохранительной сферы, системы охраны», — говорит он в фильме, добавляя: «Я помог ему уехать из страны — и для того, чтобы продолжить лечение, и для того, чтобы эта грязная кампания не захлестнула его и не унесла в могилу раньше времени».
Сильный человек, принимающий верные решения в сложных предлагаемых обстоятельствах. Разве нет?
Владимир Путин – не только главное действующее лицо, но и, скажем уж прямо, «режиссёр» фильма. Вспоминайте, друзья, неожиданную прошлогоднюю встречу Ксении Анатольевны и президента. Она произошла за несколько дней до того, как госпожа Собчак, ранее отрицавшая даже теоретическую возможность своего участия в президентской гонке, наконец-то заявила миру о своих амбициях на Кремль.
До этого (а не после, что очень предусмотрительно с ее стороны) будущая «леди кандидат» добилась съёмочной аудиенции у самого главы государства.
Здесь нужно отметить, что Владимир Путин был настолько любезен с дочерью своего бывшего петербургского руководителя Анатолия Собчака, что распорядился соорудить неподалёку от своей приёмной отдельный кабинет для проведения съёмки.
О подробностях этого киноинтервью молчали все. Сама Ксения, её представители, а также Дмитрий Песков. Хотя – казалось бы – почему бы не поговорить?
Для приличия выждав несколько дней, Собчак всё же сообщила, что приняла непростое решение взять ответственность за наши родные авгиевы конюшни. Ну, или, хотя бы заменить собой отсутствующую в избирательном бюллетене графу «против всех», компенсировав, пускай отчасти, мечты и чаяния определённой группы.
И после этого ровно два месяца (до того, как Владимир Путин в ходе посещения завода «ГАЗ» сказал, что готов баллотироваться на новый срок) самых наивных жителей России слегка потряхивало от мысли: «Вдруг он устал? Вдруг уйдёт в отставку? А что, если «девочка против всех» с её нелюбовью к вопящим за стенкой детям получит доступ к заветному чемоданчику с кнопкой?». Не случилось…
Сегодня среди «продвинутых» модно демонизировать Владимира Путина, но стоит признать, что этот кинофильм, как и весь проект под названием «Ксения Собчак – кандидат в президенты» — является по сути PR-продвижением Владимира Путина на международной арене. Элементом «мягкой силы», если угодно.
Главные герои всегда появляются в нужное время и нужном месте. И место выбрано безошибочно. Каннский фестиваль – одно из ключевых мероприятий, где собирается весь бомонд сильных мира сего, успешных, влиятельных – тех, кто определяет мировые тенденции, держит руку на пульсе реальности.
Время? Самое подходящее. Инаугурация позади. Главный герой выходит на авансцену в самом благородном виде. Встречайте.
И мы слушаем увлекательный рассказ о хитросплетениях его судьбы. Его красивых поступках. Ну и про судьбу его бывшего начальника, конечно же, тоже. Заодно.
Что ни говори, приятно, когда о тебе с уважением рассказывают друзья. Но куда более приятно, когда о тебе хорошо говорят враги. Всё по законам жанра. А значит, мы смотрим хорошее кино. Приятного просмотра, друзья.
___
Фильм «Дело Собчака»: «Святые 90-е» и мученик, принявший терновый венец
Культура в России
Фильм Ксении Собчак об ее отце вышел в широкий прокат на этой неделе, премьера документальной ленты состоялась в Каннах. Кино представляет собой попытку дочери на фоне романтичных видов туманного Санкт-Петербурга рассуждать о смерти отца под красивую музыку, говорить о предательстве и намекать, что не все спокойно "в датском королевстве". ©
Гамлет взывает к тени отца – на экране картинки из хроники 90-х, вот он, красноречивый, и вот его друзья, а дальше враги. Хотя сорежиссер Ксении Вера Кричевская (автор фильма про Бориса Немцова "Самый свободный человек") и дала слово оппонентам Собчака, благодаря умелой работе, на суде дочери говорят они не против главного героя, а свидетельствуют сами против себя.
На поверхности же – дворцовые интриги "интересного времени" – зрители отмечают увлекательность подачи исторических реалий, рождение политических технологий, неприглядная, порой, действительность, манящая закулисная жизнь известных людей притягивает по традиции всех полит-шоу, но все же это не НТВ, а большое полотно.
Ксению интересует вопрос – как ее отец взял на работу офицера КГБ, человека, который олицетворяет все то, что должно быть идеальному отцу Ксении противно. И ведь он сделал ставку на Путина, вытащил его из небытия, и если бы был жив, непременно об этом пожалел – говорится между строк. Мать Ксюши – Людмила Нарусова отвечает, что "отец" видел в Путине своего человека, долго прожившего в Европе и разделяющего "общечеловеческие" ценности.
Владимир Путин, фильм "Дело Собчака", 2018
Искать объективности в "Деле Собчака" не стоит, ясно, что дочь не будет свидетельствовать против отца, таковы буржуазные ценности, она вам не Павлик Морозов ведь. Интересно другое – как Ксения пытается создать из него идола, здесь уже своего рода культ личности.
Апологетика Собчака вписывается в дискурс "Святых 90-х", где ее отец – жертва, принявшая терновый венец, а роль иуды, предавшего идеи Собчака, ну, понятно у кого. Владимир Путин в разговоре с Ксенией был не так категоричен в высказываниях, как в интервью Оливеру Стоуну. С девочкой, которая в те времена еще играла с его дочками, пока они с Собчаком жарили шашлыки, "дядя Вова" говорил долго – 80 минут, а вот из всего сказанного Ксюша взяла 6 минут. Больше ее интересует, конечно, собственная мать. Задрав коленки под выдающийся подбородок, Ксения ведет экзистенциональные разговоры с Нарусовой: "А как ты считаешь, может быть, зная, что будет потом – он ушел вовремя?"
Ксения Собчак, фильм "Дело Собчака", 2018
Собчак не был отравлен или застрелен, как пытались тогда представить его смерть. В фильме острая сердечная недостаточность тоже в какой-то мере овеяла его ореолом праведности – посмотрите, да, как самоотреченно он работал. И все, о работе хватит – о плодах деятельности на посту мэра Ленинграда не говорится ничего конкретного.
Анатолий Чубайс, фильм "Дело Собчака", 2018
Удобным сюжетным клише стала "травля". Напомним, Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело против Анатолия Собчака по статьям "Взятка" и "Злоупотребление должностными полномочиями". До 1999 г. он скрывался в Париже, затем вернулся в Россию и пытался стать губернатором – не получилось. В 2000 г. стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина и умер. Теперь, спустя практически 20 лет, о нем говорят сподвижники – Чубайс, Кудрин и Медведев, последний показывает письмо, сакральный манускрипт, доставшийся от Анатолия Александровича. Так создается мифология для будущей России, во имя отца, дочери и "святых 90-х".
Дмитрий Лекух, писатель и публицист, прокомментировал выход картины специально для Накануне.RU:
– Заранее было известно, что будет сниматься, как будет это снято, и смысла убеждаться в этом я не вижу ни малейшего. Было ясно, что вряд ли фильм претендует на высокое искусство.
А что касается места Анатолия Александровича Собчака в истории – известно, что фигурой он был противоречивой, безусловно, интересной, оставившей след в истории нашей страны, но в этом должны разбираться историки. А здесь просто своего рода апологетика от дочери.
К положительному я бы отнес то, что вокруг фильма происходит – то, что вот такая Россия тоже существует, и их точка зрения тоже имеет право на существование, и мне бы просто хотелось, чтобы это их право на существование проходило мимо меня.
Андрей Карелин, Виктор Мартынюк / Виктор Мартынюк
«Русская планета» / РИА «Накануне.RU», 12-15 июня 2018
«Русская планета» / РИА «Накануне.RU», 12-15 июня 2018
Journal information