«У Каспийского моря будет особый правовой статус»
Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин — о завершении 20-летних переговоров по Каспийской конвенции
В воскресенье, 12 августа, в казахском городе Актау пройдет 5-й Каспийский саммит с участием президентов всех прикаспийских государств — Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. В ходе этого мероприятия должна быть подписана Конвенция о правовом статусе Каспия, работа над которой длилась более 20 лет. ©
Ещё о Каспийской конвенции
Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин / Фото: Глеб Щелкунов
Статс-секретарь, заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин рассказал корреспонденту «Ъ» Елене Черненко, чем все же решено признать Каспий — морем или озером.
— Какое значение придают в Москве саммиту в Актау?
— Можно сказать, что он замкнет символическое кольцо: начавшись в 2002 году в Ашхабаде, регулярные встречи глав пяти государств обогнули Каспийское море через Тегеран, Баку и Астрахань, и вновь возвращаются на восточный берег — в Актау. Дата тоже значимая — с 2007 года в прибрежных странах 12 августа отмечается День Каспия.
К празднику приготовлен очень хороший подарок. Наконец-то, после более чем двадцатилетних переговоров на суд лидеров будет вынесена Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. С принятием этого комплексного международного договора в прошлом останется целый этап каспийской истории, начавшийся с распадом СССР, и начнется новый — нацеленный в будущее.
— Кому выгоднее всех принятие конвенции?
— Речь идет о заключении документа, основополагающего для системы взаимодействия в Каспийском регионе. Он принесет равную выгоду всем странам-участницам.
Конвенция не только значительно укрепит доверие между ними и безопасность на Каспии в целом, но и будет способствовать росту экономической кооперации, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности каспийской «пятерки», реализации совместных проектов, направленных на ускоренное развитие и полное раскрытие потенциала в самых передовых отраслях. Повышение предсказуемости и снижение различных рисков в одном из важнейших районов Евразии выгодно всем нам.
— Благодаря какой формуле после 20 лет переговоров все же удалось выйти на согласованный текст?
— Формула очень простая — взаимное уважение интересов, помноженное на чуткость к партнеру по переговорам.
— Как-то не очень реалистично звучит.
— Сейчас много говорится о формировании новых правил игры в международных отношениях. При этом в фокусе внимания часто оказываются либо полыхающие конфликты, либо яркие пиар-акции, не несущие никакой добавленной стоимости людям. Однако за эффектными жестами тех, кто стремится заполнить собой эфир, порой теряются возможно не столь броские, но действительно важные кропотливые усилия государств и народов по поиску компромиссов при решении сложных задач.
В результате многолетней дипломатической работы удалось реально сблизить заметно разнящиеся позиции, на которых изначально стояли пять стран — Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан.
— Но как?
— Без диктата и выкручивания рук. Мы пришли к приемлемому для всех кодексу поведения в нашем общем водоеме спокойно и прагматично. Мы же соседи и хотим жить мирно и дружно. На этой понятной всякому разумному человеку основе строится наше сотрудничество.
— Понимаю, что вы до подписания не можете углубляться в детали конвенции. Но тем не менее: согласно достигнутым договоренностям, Каспий — это море или все-таки озеро?
— Ни то и ни другое. У Каспийского моря будет особый правовой статус. Это объясняется набором специфических географических, гидрологических и иных характеристик. Оно представляет собой внутриконтинентальный водоем, который не имеет прямой связи с Мировым океаном, и поэтому не может рассматриваться в качестве моря.
Но одновременно в силу своих размеров, состава воды и особенностей дна Каспий не может считаться и озером. В этой связи к Каспийскому морю не применимы как положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, так и принципы, используемые в отношении трансграничных озер: на секторы разграничивается только его дно, суверенитет в отношении водной толщи устанавливается на основании других принципов.
— Проект конвенции, насколько известно, не вносил полной ясности в один из ключевых спорных вопросов — о размежевании дна. Означает ли это, что проблема разделения недр намеренно вынесена за скобки конвенции и будет решаться государствами вне ее?
— Прикаспийские государства уже давно нашли пути урегулирования подобного рода вопросов между соседями — на двусторонней и трехсторонней основе. То есть не в пятистороннем формате. На мой взгляд, те соглашения, которые ранее заключили между собой Россия, Казахстан и Азербайджан, а также Казахстан и Туркменистан, могут послужить примером и при делимитации в южной части моря.
При этом Конвенция четко фиксирует цели такого разграничения исключительно для недропользования и обязывает стороны проводить его путем переговоров на основе международного права. Прибрежные государства при завершении делимитации получают полную юрисдикцию над ресурсами своего участка дна. Но правовой статус покрывающих вод отличен, как я уже сказал.
— Россия активнее других сейчас разворачивает свои военные силы на Каспии. Насколько проект Конвенции учитывает интересы Москвы в этом плане, в частности в том, что касается передвижения военных судов по водоему и проведения учений?
— Не соглашусь, что Россия проявляет здесь большую активность по сравнению с другими странами. Все наши партнеры по Каспию энергично развивают свои военно-морские силы. И в конвенции мы условились четко зафиксировать общие принципы в этом вопросе.
Что касается интересов России, то они учитываются в полном объеме. Предусмотренный режим гарантирует свободу развития ВМС, плавания и действий российских военных кораблей в общем водном пространстве. Устанавливаются правила безопасного поведения кораблей в прибрежной зоне и в районах интенсивной хозяйственной деятельности.
Исключительная прерогатива прикаспийских государств в обеспечении безопасности в Каспийском бассейне дополнительно закрепляется протоколами к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии 2010 года, которые также будут подписаны на саммите в Актау: о совместной борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а также о плотном взаимодействии береговых охран пяти стран.
— Саммит в Актау последний?
— Отнюдь. Есть понимание, что набранный темп не только не стоит снижать, но и наоборот можно наращивать.
Если за все предыдущие годы мы наработали всего девять юридически обязывающих пятисторонних документов, то в Актау — помимо большого межгосударственного договора — ожидается подписание сразу шести новых межправительственных соглашений.
Ожидаем, что после принятия конвенции каспийский формат заметно окрепнет. Назрел вопрос о формировании постоянно действующей консультационной площадки.
— О чем идет речь? Вы формируете новую региональную структуру?
— Думаю, на саммите будут озвучены весьма интересные идеи. Давайте дождемся воскресенья.
_______
Море для своих
Пять стран договорились о разделе Каспия / июнь, 2018
Правительство РФ одобрило проект Конвенции о правовом статусе Каспия и предлагает президенту подписать его. Об этом вчера сообщил портал правовой информации (при этом на сайте короткое время «провисел» и сам проект Конвенции, но позже документ удалили). Главная новость: прикаспийские государства смогут прокладывать трубопроводы по дну моря, не получая одобрения всей «пятерки», а лишь на основе договоренностей стран, по чьему сектору должна пройти труба. Это формально открывает путь к строительству Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, против которого ранее категорически возражала Россия. Впрочем, в документе есть и пункты, важные для Москвы, в том числе о «неприсутствии» на Каспийском море внерегиональных вооруженных сил.
Фото: Станислав Залесов
Разделяй и добывай
Вчера [22 июня 2018 года] на портале правовой информации правительства РФ было обнародовано постановление от 21 июня, из которого следует, что кабинет министров России одобрил проект Конвенции о правовом статусе Каспия и предлагает президенту подписать его. Напомним, над этим документом пятерка прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) работала более 20 лет. Необходимость разделить Каспий между пятью странами возникла после распада СССР. Предполагается, что главы государств подпишут Конвенцию о правовом статусе водоема на пятом Каспийском саммите в Актау (административном центре Мангистауской области Казахстана, на побережье Каспия). По данным “Ъ”, он намечен на 12 августа.
В постановлении отмечается, что проект Конвенции «согласован с федеральными органами исполнительной власти». При этом на сайте короткое время «провисел» и сам 18-страничный договор, но позже он был удален. Как правило, подобные документы публикуются только после подписания, а тут, видимо, произошла ошибка. В то же время в постановлении сказано, что проект «предварительно проработан» с другими прикаспийскими государствами, и не совсем ясно, идет ли речь об окончательной версии Конвенции или в нее еще может быть внесена правка. По информации “Ъ”, перед встречей глав государств могут еще пройти переговоры министров иностранных дел или их замов.
В обнародованном же проекте Конвенции констатируется, что он разработан с учетом принципов и норм Устава ООН и международного права.
В преамбуле подчеркивается, что «Каспийское море имеет для сторон (пяти прибрежных государств.— “Ъ”) жизненно важное значение и только они обладают суверенными правами» в отношении этого водоема и его ресурсов. Использовать Каспийское море предполагается только «в мирных целях», а его ресурсы расходовать «рационально», соблюдая меры по «защите и сохранению природной среды».
Акваторию моря предлагается разграничить на внутренние воды, территориальные воды (не превышающие по ширине 15 морских миль; на этот морской пояс распространяется суверенитет прибрежного государства, его внешняя граница считается госграницей), рыболовные зоны (еще 10 миль, в пределах которых государство обладает исключительным правом на промысел) и общее водное пространство. Таким образом, большая часть акватории и биоресурсов Каспия остается в общем пользовании.
Участки дна и недр же должны быть разделены на национальные сектора. Разногласия по поводу раздела дна богатого углеводородами водоема долгое время оставались одним из основных препятствий к принятию Конвенции. За прошедший с момента распада СССР период Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан договорились о разграничении дна и шельфа северной части Каспия по методу «модифицированной срединной линии». Однако Иран такая модель не устраивала, поскольку в таком случае на него приходилось лишь 13–14% шельфа, в то время как Тегеран требовал разделить его поровну (то есть по 20% каждой стране). При этом Иран уже провел бурение на месторождении Сардар Джангал, на которое претендует и Азербайджан. У последнего, в свою очередь, есть разногласия с Туркменистаном по поводу ряда месторождений, включая Кяпаз, Азери и Чираг (или Сердар, Осман и Омра в туркменском варианте). Таким образом, до последнего времени разделение недр в южной части Каспия было связано с серьезными спорами.
Проект Конвенции, впрочем, не вносит полной ясности в вопрос о размежевании дна. В нем лишь сказано, что «разграничение дна и недр Каспийского моря на сектора осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм права». Руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин назвал эту формулировку «обтекаемой», но «ожидаемой», поскольку российские официальные лица заранее предупреждали, что географических координат в тексте Конвенции не будет, а будут лишь принципы. «Это сделано для того, чтобы двусторонние разногласия в южной части Каспия не согласовывать впятером и не вносить в общий большой документ»,— пояснил он. При этом собеседник “Ъ” отметил, что все же ожидал, что в документе в качестве инструмента разрешения споров будет названа «серединная модифицированная линия», однако она в проекте Конвенции не упоминается.
В то же время из проекта Конвенции следует, что Каспий все же считается морем, а не озером. На признании этого не имеющего выхода к Мировому океану водоема озером опять же настаивал Иран, поскольку в таком случае все пять прикаспийских государств могли бы претендовать на равное разделение его ресурсов и блокировать невыгодные с их точки зрения решения.
Газопровод на двоих
Проект Конвенции вносит ясность в еще один вопрос, ранее вызывавший серьезные споры между «пятеркой». В обнародованном вчера документе ясно сказано, что страны могут прокладывать по дну Каспийского моря трубопроводы, причем для этого требуется согласование только той стороны, через сектор которой он пройдет. Соседей лишь необходимо уведомить о маршрутах прокладки трубопровода.
Таким образом, формально это открывает дверь для строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. Подобный проект обсуждается с середины 1990-х годов, его суть в том, чтобы, соединив газотранспортные системы этих стран, поставлять туркменский газ транзитом через Грузию и Турцию в Европу. Этот план всегда пользовался активной поддержкой США и Еврокомиссии, поскольку давал Европе реальную альтернативу российскому газу благодаря доступу к значительным туркменским ресурсам (четвертое место в мире по запасам газа). Главным препятствием для проекта всегда считался неурегулированный статус Каспия, притом что два государства региона — Россия и Иран — выступили бы против появления конкурента в виде туркменского газа на рынке Европы. С принятием Конвенции это препятствие может исчезнуть, но другие остаются.
Так, экономическая целесообразность строительства такого газопровода при текущих низких ценах на газ в Европе под сомнением — газопровод из Азербайджана в южную Италию (Южный газовый коридор), который будет введен в эксплуатацию в 2020 году, обошелся в $45 млрд. Кроме того, по предварительному анализу, Транскаспийский газопровод окупится при объеме поставок не менее 30 млрд кубометров в год, и найти рынок для такого объема в южной Европе сейчас практически невозможно.
Однако в газопроводе меньших размеров может быть заинтересована Турция, в которой спрос на газ быстро растет и которая сейчас на 60% зависит от поставок из России. Длина трубы от побережья Туркменистана до восточной границы Турции может составить около 1 тыс. км против 3,8 тыс. км в случае поставки газа в южную Европу.
К тому же на планах по строительству Транскаспийского газопровода непременно скажутся споры по разделению недр между государствами южного Каспия.
В то же время в документ вошли пункты, которые ранее активно отстаивала Россия, включая положение о «неприсутствии» на Каспии вооруженных сил третьих стран. Прикаспийские государства также обязуются не предоставлять свою территорию кому-либо «для совершения агрессии и других военных действий против любой из (договаривающихся.— “Ъ”) сторон». Сами же они намерены обеспечивать «стабильный баланс вооружений на Каспийском море» и «осуществлять военное строительство в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех сторон».
Активнее других сейчас разворачивают свои военные силы на Каспии Россия и Иран. В частности, в апреле министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил о планах по перебазированию главной базы Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск. Как сообщал “Ъ” (см. номер от 3 апреля), это решение продиктовано желанием «повысить мобильность основных сил объединения»: военные посчитали, что корабли флотилии имеют слишком длительный выход из Астрахани. Как ожидается, новая главная база в Каспийске начнет полноценно функционировать в конце 2018 года.
Елена Черненко / Юрий Барсуков
«Коммерсант», 23 июня - 9 августа 2018
«Коммерсант», 23 июня - 9 августа 2018
Journal information