mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Были разные комсомольцы... / К 100-летию

Ещё из истории комсомола здесь, здесь и здесь

Дитя Революции
К 100-летию Комсомола / август, 2018

Отнюдь не все, кто состоял в Коммунистическом союзе молодежи в 80-е гг. (особенно после 1985-го), вспоминают свое пребывание в организации добрым словом. ©



Колонна комсомольцев на первомайской демонстрации. Москва, Красная площадь, 1925

В основном комсомольцами становились исключительно ради поступления в вуз или ради дальнейшей карьеры, а тех, кто видел в присоединении к Союзу молодежи какой-то иной, менее приземленный, смысл, становилось все меньше.

Комсомол давал характеристики для продолжения учебы после школы, мог взять на поруки провинившегося товарища. Но все это носило характер формальный и напоминало скорее ритуал, нежели действительное участие и помощь. Обязательными оставались и ежемесячные собрания, где подводились итоги, разбирались дела комсомольцев и намечались новые планы работы. Но и собрания проходили только потому, что так было нужно – интереса к происходящему или желания работать у молодежи не было. Комсомольцы зевали, фыркали и закатывали глаза, выражая тем самым пренебрежение к обязаловке, к навязываемым церемониям, к ни о чем не говорящим словам.

Сама процедура вступления в ВЛКСМ превратилась в какое-то состязание формальностей и условностей. Принимали не просто достойных и желающих отдать свои силы и знания на общее благо, а тех, кто ловчее ответит на заранее заготовленные и давно всем известные каверзные вопросы. Конечно, хорошая учеба и примерное поведение влияли на решение по той или иной кандидатуре – хулиганов и двоечников могли и не принять в комсомол. Но едва ли не большее значение получили правильные ответы на вопросы вроде: «Сколько стоит устав ВЛКСМ?» или «Сколько комсомольцев участвовало во взятии Зимнего?» Дело в том, что разволновавшийся кандидат мог вовремя и не сообразить, что штурмовать Зимний комсомольцы не могли по причине отсутствия на тот момент комсомола как такового. Что же касается цены, то брошюра действительно стоила какие-то копейки, но Боже вас упаси об этом вспомнить на вступлении! На вопрос о цене существовал один-единственный правильный ответ: «Устав комсомола бесценен…» И дело не в том, что, по сути, так оно, может, и было, а в том, что суть-то эту молодежи 80-х приходилось запоминать. Да и цели тех, кто изощрялся, задавая свои вопросы с подковырками, ничего общего со строительством коммунизма не имели, что было понятно и очевидно и ни о чем более, как об упадке, не свидетельствовало.

И вот, вызубрив брошюру о демократическом централизме и Моральном кодексе строителя коммунизма, затвердив годы жизни видных коммунистов и комсомольцев, уяснив подвохи и скрытые смыслы, молодой человек получал билет и значок, служившие карьерным стартом. Да, где-то за спиной остались имена Николая Островского и полумифического Павки Корчагина, Александра Косарева и Бориса Дзнеладзе, Зои Космодемьянской и молодогвардейцев, строителей Днепрогэса и Братска, покорителей казахстанской целины и сибирской тайги. Но все это осталось в прошлом, а молодежь 80-х стремилась не к подвигам, а к красивой и устроенной жизни. Тем более что с перестройкой об энтузиастах и героях заговорили как о сумасшедших.

Ни одна идея не может владеть умами вечно, без обновления и переосмысления. Каждый человек, любое человеческое сообщество, да и человечество в целом время от времени совершает символический «исход», обновляясь и обретая новые смыслы и ценности, ставя перед собой новые цели и по-новому воспринимая действительность. Но далеко не всегда находятся те, кто способен повести за собой, объяснить человеку, каким должен быть этот самый «исход». Так было и в конце 80-х. Советское общество действительно нуждалось в обновлении – нельзя же сто лет эксплуатировать одни и те же истины в неизменном виде, превратив их в догму, – но руководители не сумели выдвинуть новые жизнеспособные идеи, могущие сплотить общество, организовать молодежь, объяснить, каким должен быть социализм в наступающем XXI в. Точнее, это и не входило в задачи руководства, втайне от народа уже пожавшего невидимую руку рынка. А потому скепсис, как ржавчина, разъедал с некоторых пор и Советскую страну, утратившую веру в идеалы, и советский строй. Ощущение, что все было не так, все было зря, что все надо начинать сначала, преследовало многих – об этом говорили на кухнях и писали в газетах, на это намекали в кино и на эстраде. Те рассуждения и взгляды лучше всего характеризует определение, данное С.Г. Кара-Мурзой, – «потерянный разум». Действительно, потеряв разум, люди устремились к новому, круша и ломая все, что напоминало старое. Даже если это старое было полезным и необходимым.

Не стал исключением и Коммунистический союз молодежи, объединивший за годы своего существования более двухсот миллионов человек, выдвинувший целую плеяду героев и тружеников, воспитавший на лучших примерах не одно поколение молодежи. Вскоре после путча 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было принято решение о самороспуске. Комсомол умер, не дожив до 73 лет. Стране уже не было дела до этой кончины. Тем более что о комсомоле стали говорить, что он оказался не только кузницей партийных кадров, но и неплохой школой бизнеса – кое-кто из комсомольских вожаков подался в предприниматели и весьма преуспел. А это означало ни много ни мало полное перерождение, обращение в противоположное первоначально задуманному состояние.

Когда-то, в далеком 1918 г., появление на свет комсомола стало настоящим праздником для многих молодых людей. Интересно и важно, что появилась организация по инициативе снизу, а не по указке сверху. К тому времени по всей стране существовали и действовали союзы рабочей и крестьянской молодежи. Действовали не только в Центральной России, но и на окраинах, подчас нелегально и под угрозой ареста. Цель этих союзов заключалась в объединении единомышленников, в разъяснительной работе в связи с революцией и противостоянием разных политических сил. Между отдельными союзами устанавливались связи, возникали губернские или областные организации. Потребность в объединении, в общей работе и борьбе не была пустым словом. Сегодня кто-то даже не допускает мысли о том, что люди того времени в самом деле жили совершенно другими интересами и смотрели на мир другими глазами. Тогдашняя молодежь – не только из простых семей – мечтала не о каком-то аналоге джинсов, не о модном бурнусе или салопе. Преобразование мира, строительство новой и справедливой жизни, отдание долга темному и во многом бесправному народу, учеба, образование, борьба с интервенцией и контрреволюцией, восстановление хозяйства, процветание первого в мире государства рабочих и крестьян – все это действительно волновало молодежь страны победившей революции. Кроме того, многие прекрасно понимали, что не все молодые люди отличаются сознательностью и цельностью и что риски пагубного влияния, в том числе со стороны врагов революции, да и просто криминального элемента, остаются всегда. А потому организация молодежи, вовлечение молодых людей в злободневные созидательные процессы были особенно важны в условиях нестабильности или даже хаоса, расползавшегося по стране.

Не прошло и года после Октябрьской революции, а молодые люди самой молодой страны уже задумались о едином союзе, об организации, которая смогла бы сплотить их всех. Весной 1918 г. в Московский и Петроградский союзы рабочей молодежи стали приходить письма из провинции с предложениями и просьбами провести съезд союзов рабочей молодежи, чтобы объединиться всем союзам в один и разработать общую программу развития молодежного движения.

Известно, например, письмо Калужского союза социалистической рабочей молодежи в Московский комитет СРМ от 8 апреля 1918 г. Калужане писали: «Возьмите, товарищи, на себя инициативу, выработайте нормы представительства, повестку съезда <…> возможно шире оповестите через газеты и, если можно, письменно, все однородные союзы, и тогда, окончательно назначив день, возьмемся дружней за общую работу». И уже летом подготовка к съезду началась. Петроградский комитет разослал в краевые организации письма с просьбой сообщить о возможности прислать своих представителей на съезд.

Было создано организационное бюро по подготовке съезда, которое обратилось с воззванием к союзам молодежи продвигать идею съезда, оповещать всех и самим серьезно готовиться. И подготовка началась. По всей стране, где только было возможно, учитывая интервенцию и гражданское противостояние, проходили встречи и конференции, на которых избирались делегаты будущего съезда. Молодежь буквально грезила этим съездом и своим союзом, связывая с ним надежды на будущие успехи и победы. Распространение идей коммунизма представлялось многим тогдашним юношам и девушкам важнейшим делом, способным восстановить порядок и наладить новую жизнь. В осуществлении этих планов должна была помочь единая молодежная организация. Даже название к осени 1918-го многие региональные союзы переменили с «социалистического» на «коммунистический», предлагая и будущий союз определить тем же словом. Участвуя в подготовке к съезду, Я.М. Свердлов также выступил с предложением назвать единый союз коммунистическим, имея в виду, что союз должен будет давать коммунистическое воспитание, то есть разъяснять молодежи идеи коммунизма и принципы его построения.

Само собой, коммунисты активно участвовали в подготовке к съезду. А Петроградский комитет РКП(б) 10 октября 1918 г. даже обязал «всех членов партии в возрасте до 20 лет записаться в члены союза молодежи и принимать в нем активное участие».

Взволнованная подготовка к съезду шла по всей стране. И вот, наконец, 29 октября 1918 г. в Москве открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Отовсюду, откуда только было возможно в условиях войны, съехались на съезд полуголодные, плохо одетые делегаты – всего 176 с решающим и 19 с совещательным голосом. Среди 176 были 88 коммунистов, 38 сочувствующих, 45 беспартийных и 5 представителей других партий – меньшевиков, эсеров и анархистов. Делегатам предстояло решить, для чего создается новый союз и как именно он станет осуществлять поставленные задачи, утвердить Устав и Программу нового союза, определиться с целями съезда. Делегатов надлежало просветить по части международной и внутренней обстановки, дать наказ по работе в регионах. Повестка дня съезда включала в себя следующее: доклад о текущем моменте, Программа и Устав, обсуждение международного юношеского движения, культурно-просветительской работы, а также организационных вопросов.

Решено было избрать почетного председателя съезда, которым стал В.И. Ленин, и отправить к нему своих делегатов – сам Ленин не присутствовал на съезде. А еще слушали доклады, приветственные телеграммы, много говорили о необходимости создания Коммунистического интернационала молодежи… И все это без принуждения, без обязаловки, с подлинным интересом, с верой в каждое слово.

Были приняты Программа, опубликованная в декабре 1918 г., и Устав. Комсомольцы обязались хранить верность идеалам и принципам Коммунистической партии, распространять идеи коммунизма и активно участвовать в строительстве нового общества. Устав определял место комсомола в политической системе общества, отношения с партией, права и обязанности комсомольцев, организационные принципы, нормы жизни и методы деятельности. Приняли также и резолюцию, предписывающую комсомольцам проводить культурно-просветительскую работу, «развивать широкую деятельность по организации клубов, читален, библиотек, лекций и митингов по разным вопросам, кружков по изучению литературы, различных курсов и школ <…> хоров, оркестров, театральных кружков, распространяющих искусство среди рабочей и крестьянской молодежи». То есть предполагалось, что комсомольцы – это не просто молодые революционеры, но передовая, наиболее культурная, образованная и политически грамотная часть молодежи, задача которой – вести за собой других, быть примером, организовывать и просвещать соотечественников.

Вскоре после съезда, 4 ноября 1918 г., состоялся первый пленум Союза молодежи, избравший Центральный комитет. Все члены комитета – Бабушкин, Голиков, Рывкин, Пеньков, Полетаев, Шацкин, Цетлин – были коммунистами. И в тот же день делегацию съезда принял В.И. Ленин, чье имя комсомол получил спустя шесть лет. Но это, как говорится, совсем другая история.

День I Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи стал днем рождения РКСМ, или ВЛКСМ. Многие в те годы даже не заметили этого события, в воспоминаниях людей, не имеющих отношения к комсомолу, не встретишь ни строчки, посвященной появлению новой молодежной организации. Но очень скоро о комсомоле узнала вся страна.

В Гражданской войне участвовали примерно двести тысяч членов РКСМ, а число комсомольцев с 1918 по 1920 г. выросло с двадцати двух тысяч человек до четырехсот восьмидесяти. Закончилась Гражданская война, началось восстановление хозяйства, а затем – время великих строек. И снова комсомол впереди: при активном участии молодежи были построены Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, железная дорога Турксиб... В первый же год Великой Отечественной войны на фронт ушли два миллиона комсомольцев. Партизанские отряды почти наполовину состояли из членов ВЛКСМ, а комсомольское подполье на оккупированных территориях стало символом героизма. Половина Героев Советского Союза в возрасте до 30 лет – комсомольцы. За время войны в ряды ВЛКСМ вступило порядка двенадцати миллионов человек. В восстановлении страны после войны комсомол снова принял горячее участие. С 1954 по 1955 г. целинные земли Казахстана и Сибири отправились осваивать почти четыреста тысяч комсомольцев. Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, Байкало-Амурская магистраль имени Ленинского комсомола, нефтепровод «Дружба» – всего примерно 1500 объектов, построены комсомольцами… За боевые и трудовые заслуги комсомол награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, тремя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции.

С самого своего рождения комсомол стал поистине уникальным объединением, единственным примером массовой самоорганизации молодежи. Едва ли в истории человечества было что-то подобное по охвату, влиянию и вкладу в развитие страны. В годы своего расцвета комсомол действительно воспитывал и формировал, учил и наставлял.

Но минуло почти тридцать лет, как нет на свете ВЛКСМ. Так что же осталось, чем запомнился комсомол? Неужели только юными бюрократами, задающими дурацкие, не по делу вопросы и перерожденцами-олигархами? Нет. Запомнился комсомол плеядой героев и подвижников. Запомнились молодые люди, горячо верящие в идею справедливости и увлеченные борьбой за Правду. Запомнились удивительные судьбы, примеры величия духа и редкая целостность натур.

Светлана Замлелова
«Советская Россия», 28 августа 2018

Tags: 80-е, 90-е, агитпроп и пиар, берия, большевики и кпсс, вов и вмв, героизм и подвиги, гражданская война, даты и праздники, двойные стандарты, деградация, единство и община, идентификация, идеология и власть, индустриализация и коллективизация, история, капитализм и либерализм, коррупция и бюрократия, ленин, мифы и мистификации, молодёжь, народ и элиты, нравы и мораль, общество и население, организации, память, паразитизм, перестройка, пионеры и комсомол, поколения, потребление, правители, предательство, психология, пятая колонна, равнодушие, развал страны, революции и перевороты, родина и патриотизм, символы, советский человек, социализм и коммунизм, справедливость, ссср, съезды и форумы, факты и свидетели, эпохи, юбилеи
Subscribe

Posts from This Journal “социализм и коммунизм” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments