mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Пгосто в Госсии сгеди гусских гогаздо больше гусофобии, вот нас и не тгогают! / Блевады

Ещё народы и шовинизм в России здесь, здесь и здесь

Ответы на еврейский опрос
Что россияне думают об антисемитизме / Тема «Деятельность иудеев»

В России есть антисемиты, но нет антисемитизма как серьезной проблемы — такой точки зрения придерживаются многие российские евреи. Мусульман, православных и атеистов еврейский вопрос интересует мало. ©

Ещё евреи и антисемитизм-сионизм здесь, здесь и здесь


Фото: Кристина Кормилицына

Об этом свидетельствуют данные исследования «Проблема антисемитизма глазами евреев и других групп населения России», проведенного «Левада-центром» по заказу Российского еврейского конгресса.

«Они все уехали»

В рамках исследования опрашивали как евреев, так и представителей других этносов и разных конфессий в четырех городах страны. В Дербенте и Казани социологи провели фокус-группы с представителями мусульманского большинства, в Томске и Калининграде — с представителями русского населения. Группы респондентов были также разделены на религиозных и нерелигиозных, но, как выяснилось, религиозность мало влияет на восприятие проблемы антисемитизма. Верующие и неверующие евреи давали схожие ответы, а у верующих православных и мусульман была лишь одна особая претензия к евреям-иудеям, которую не высказывали атеисты,— «иудеи считают себя выше нас».

Многие респонденты отрицали сам факт существования еврейского вопроса.

«Я тоже как бы не сталкивался с ними, вообще как бы не вижу и не слышу их». «У меня такое впечатление, что они все уехали». «Они здесь живут? Или в Израиле?» Это ответы неверующих русских из Калининграда. Некоторые респонденты заявляли, что евреев невозможно отличить от русских. Многие отрицали какие-либо конфликты с евреями. «Я такого не встречала лично»,— ответ русской православной из Томска. «С русскими, с евреями я никогда не встречал, чтобы мы какой-то конфликт имели»,— говорит мусульманин из Дербента.

Позади Европы всей

Данное качественное исследование дополнило и подтвердило общие выводы ранее проведенного «Левада-центром» количественного исследования «Восприятие антисемитизма глазами евреев России». В рамках этого опроса 54,4% респондентов-евреев заявили, что антисемитизм в современной России является серьезной или очень серьезной проблемой. Больше половины — это много. Но не так уж много в сравнении с другими проблемами, беспокоящими российских евреев. Коррупция — 92,9%. Уровень преступности — 77%. Безработица — 73,5%. Иммиграция и мигранты — 58,8%. Расизм оказался почти на одном уровне с антисемитизмом — 54, 6%. Нетерпимость к мусульманам воспринимают всерьез 47,4% опрошенных.

Социологи сравнили полученные данные с ответами на аналогичные вопросы в ходе опроса, проведенного Агентством Европейского Союза по основным правам (АОП) среди еврейского населения восьми европейских стран (Франции, Германии, Бельгии, Швеции, Италии, Венгрии, Латвии и Великобритании) в 2012 году.


___

Оказалось, что среди европейских евреев антисемитизм считают очень серьезной проблемой 28% опрошенных, в России — 16%.

Рост антисемитизма отметили в Европе 76% респондентов, в том числе 44% заявили о значительном росте. В России рост антисемитизма отметили лишь 17% опрошенных, в том числе сочли его значительным лишь 5%. Преобладающая среди российских евреев точка зрения: в последние годы уровень антисемитизма не изменился или даже снизился.


___

Подавляющее большинство опрошенных полагают, что частота таких проявлений, как антисемитские граффити, осквернение еврейских кладбищ и могил, вандализм в отношении зданий, в которых расположены еврейские организации, агрессия по отношению к евреям на улице и в других общественных местах, в последние пять лет сократилась или осталась на прежнем уровне. О том, что подобные явления стали отмечаться чаще, заявили 5–9% опрошенных. Антисемитизм не на деле, а на словах гораздо заметнее. Рост антисемитизма в прессе, а также в политике и в культурной жизни отметили 17% респондентов, а в интернете и социальных сетях — 33%. В Европе все антисемитские проявления имеют гораздо большее распространение.


___

Местом, где чаще всего можно встретить антисемитские высказывания, оказался интернет: за последний год 70% евреев видели что-то подобное в блогах и соцсетях. В политических дискуссиях в СМИ и в быту с антисемитскими высказываниями столкнулись за год 40–41% опрошенных, на улице и в других общественных местах — 28%, в образовательных учреждениях — 11%. Интересно, что почти свободной от антисемитизма зоной оказались стадионы: на спортивных мероприятиях оскорбляющие евреев высказывания слышали за год лишь 2% опрошенных.

Антисемитизм без перехода на лица

Многие опрошенные — как евреи, так и представители других этнических групп — под антисемитизмом понимали только действия, наносящие ущерб евреям, а не просто нелюбовь к представителям данной национальности. В связи с этим исследователи решили рассматривать два вида антисемитизма — активный и пассивный. С активным антисемитизмом подавляющее большинство евреев в последнее время не сталкивалось.


___

А вот высказывания, воспринимаемые самими евреями как антисемитские,— гораздо более частое явление: 73% опрошенных представителей этой национальности за последний год слышали, что «у евреев в России слишком много власти». Около половины опрошенных сталкивались с высказываниями о том, что холокост — это миф, масштабы его преувеличены, а евреи используют тему холокоста в корыстных целях.


___

Не менее популярно заявление о том, что израильтяне ведут себя «как нацисты» по отношению к палестинцам.

Такие мнения, как «мир был бы лучше, если бы не было Израиля» и «евреи не в состоянии интегрироваться в российское общество», доводилось слышать явному меньшинству опрошенных.

При этом отрицательное отношение к евреям — как в русской, так и в мусульманской среде — остается: по-прежнему популярны шутки и анекдоты на еврейскую тему, предъявление претензий «ты ведешь себя как еврей». Существуют и традиционные представления об отрицательных чертах национального характера. «Ну для меня евреи — иудеи. Ну, может, жадный народ» (мусульмане, Казань). «Хитрые» (русские, православные, Томск). «Есть, конечно, зависть такая: евреи в общей массе живут лучше, меньше бухают... меньше дерутся... Ну, как правило, лучше живут» (Томск). Порой респонденты не считают подобные высказывания антисемитизмом, как не считают таковым и пассивный антисемитизм.

Нет государственного, нет и бытового

Даже оценивая антисемитизм как серьезную проблему, большинство евреев-респондентов отрицали существование антисемитизма в современной России. Представители младшего поколения говорили, что с таким не сталкивались, старшего — что раньше подобное было, сейчас нет.

А представители других этносов и конфессий, отвечая на вопросы социологов, и вовсе делали юдофильские заявления: «они очень умные люди, евреи…» (мусульмане, Дербент); «можно, кстати, у них много чему научиться» (мусульмане, Казань); «мне кажется, они порядочные люди и, как правило, обеспеченные» (русские, православные, Томск).

Очень важную роль играет отсутствие государственного антисемитизма. В этом солидарны представители всех этносов.

«Наш президент не антисемит. Так что евреям, я думаю, живется нормально» (евреи, Калининград). «Если бы этого не было, тогда бы у нашего президента не сидели бы один в чалме, другой с пейсами, третий с крестом. Значит, они относятся друг другу хорошо» (русские, неверующие, Калининград). «Путин — он же хорошо относится к евреям, ну, по крайней мере, он встречается с Лазаром. Народ же видит и думает: "Раз Путин встречается с Лазаром, значит, евреи не такие плохие". Это на самом высоком уровне. Значит, и на более низком можно было» (евреи, Томск).

Аналитики «Левада-центра» отмечают, что повсеместно взрослые и пожилые люди сравнивают нынешнюю ситуацию с советскими временами и 1990-ми годам и находят, что положение еврейства стало гораздо лучше. Правда, евреев стало куда меньше. Многие считают, что это одна из причин или даже главная причина отсутствия активного антисемитизма. Евреев, в отличие от представителей других наций, признают за своих, так что на них не распространяется неприязнь к «понаехавшим тут».

Интересно сравнить результаты опроса, посвященного антисемитизму, с другим недавним опросом «Левада-центра». Мониторинг ксенофобских настроений в июле 2018 года показал резкий рост ксенофобии по сравнению с 2010 годом. Наибольшее недовольство у россиян вызывают цыгане. 43% опрошенных поддержали позицию «не пускал бы их в Россию». Треть опрошенных (33%) хотели бы запретить въезд в Россию «выходцам из Африки», 30% — «выходцам из Средней Азии», по 27% — китайцам и чеченцам, 22% — украинцам, 15% хотели бы видеть Россию без евреев. Антисемиты, как видим, в явном численном меньшинстве.
_______


Юрий Каннер / Фото: Юрий Мартьянов

«Я не предвижу роста антисемитизма в России»

“Ъ” попросил прокомментировать результаты исследований «Левада-центра» президента Российского еврейского конгресса Юрия Каннера.

— Как можно объяснить, что в России, в отличие от европейских стран, сама проблема антисемитизма стоит не так остро и к тому же есть тенденция к ее ослаблению, а не к обострению? Или европейские евреи просто острее все воспринимают?

— Прежде всего давайте разделим проблему антисемитизма: антисемитизм измеряется двумя способами. Первый — это измерение антисемитских настроений. Его проводит Антидиффамационная лига (ADL). И здесь нельзя сказать, что у нас уровень антисемитизма ниже, чем в Западной Европе. У нас этот уровень даже выше: для России последняя оценка была 23, для Западной Европы — от 10 до 20 (правда, есть исключения: очень высок уровень антисемитских настроений в Греции — больше 50). Но это уровень настроений. А есть и второе — уровень проявлений антисемитизма. И вот этот показатель у нас намного ниже. В Западной Европе он чрезвычайно высок, прежде всего из-за эмигрантов с Ближнего Востока. Да, у нас тоже есть проявления антисемитизма. Последнее — просто анекдотичное — произошло на родине любавичского хасидизма в селе Любавичи Смоленской области. На заборе кладбища, где захоронены великие люди, цадики, праведники (и там же стоит оэль — место захоронения праведников), написали: «Жиды, убирайтесь вон из России». Но ведь они не могут оттуда убраться, они уже покойники! Есть, конечно, версия, что великие люди по-прежнему живут в другом измерении, но и тогда они тоже не могут «убраться».

Есть и такие вещи, которые можно отнести к проявлениям антисемитизма, а можно не относить.

То, что меня задевает и с чем я сталкиваюсь,— это «отрыжка» государственного антисемитизма, когда у нас из России систематически высылают раввинов.

У нас проблема с тем, что раввинов не готовили в Советском Союзе, это было серьезное упущение. Поэтому достаточно много раввинов приезжает работать в Россию со всего мира. И одного-двух раввинов у нас из страны ежегодно высылают. Кого-то за нарушение паспортного режима, еще за что-то — причины разные, всегда подведена законная база, есть судебное решение. И есть такой результат. Общины тяжело это переносят. Конечно, с точки зрения московских евреев, нам вроде бы несложно поменять одного раввина на другого. Но тем общинам, где эти раввины работали, часто бывает трудно переключиться. Если приравнять раввинов к священнослужителям других конфессий, это оскорбление для общин.

— Могли бы вы дать свой прогноз на ближайшее будущее? Может ли произойти поворот в другую сторону — в сторону роста антисемитизма в России?

— Я не предвижу роста антисемитизма в России. Вообще, конечно, возможны любые повороты, но я его не предвижу. И еще я вижу, что сегодня у нас, по-моему, получается сформировать такой институт противодействия антисемитизму, в котором участвуют и еврейские общественные организации, и нееврейские общественные организации, и государство на разных уровнях: муниципалитеты (нас очень поддерживает мэрия Москвы), и федеральные структуры, и университеты, учебные заведения, Министерство образования, советник президента Михаил Федотов. Министр Ольга Васильева сделала 27 января, Международный день памяти жертв холокоста, памятным днем в учебных заведениях России. Есть программы по изучению этой темы. Правоохранительные структуры как часть государства также готовы к взаимодействию. Да, появляются попытки разжечь антисемитские настроения. Но мне кажется, что здоровые силы в российском обществе помогут нам с этим справиться. Хотя заинтересованные в обратном есть, причем двух типов: есть те, кто понимает, что они делают, а есть такие, как депутат Госдумы Тамара Плетнева, которая допускает ксенофобские высказывания и даже не замечает этого. Когда она предостерегала женщин от случайных связей — это нормально, но, когда она связала этот вопрос с цветом кожи — это ксенофобия.

Алексей Алексеев
«Коммерсантъ Еженедельный», 8 сентября 2018

Tags: антисемитизм и сионизм, бл_восток и магриб, версии и прогнозы, двойные стандарты, демография и социология, евреи, европа, заговоры и конспирология, запад, идеология и власть, израиль, интервью и репортаж, интернационализм и мультикультура, ислам, исследования и опросы, иудаизм, кавказ, калининград, карты и инфографика, коррупция и бюрократия, менталитет, мнения и аналитика, мусульмане, народы, нравы и мораль, общество и население, палестина, поволжье, правители, православие, путин, регионы, религии, россия, россияне, русские и славяне, русский мир, священники, сибирь, современность, статистика, татарстан, факты и свидетели, фашизм и нацизм, холокост, христианство, шовинизм и ксенофобия
Subscribe

Posts from This Journal “интернационализм и мультикультура” Tag

promo mamlas март 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments