«Это вы мало зарабатываете, а не цены высокие»
Власть считает бедных россиян «проклятым племенем» / Экономический кризис
Миллионы россиян не могут вырваться из бедности, и вынуждены экономить на самом необходимом. ©
Ещё чиновники и расизм
Фото: Александр Рюмин
В то же время власти находят всё новые объяснения этому факту, иногда крайне вызывающие.
На встрече со студентами в Ельце временно исполняющий обязанности губернатора Липецкой области Игорь Артамонов заявил, что государство никому ничем не обязано. «Если вас цены в магазинах не устраивают, то это вы зарабатываете мало, а не цены высокие», — передали студенты слова чиновника в соцсетях. При этом, по словам Артамонова, граждане не должны требовать от власти не только высоких доходов, но и новых дорог, детских садов и спортивных объектов, так как бюджет области очень скромный.
Между тем, по данным социологического исследования РАНХиГС, сегодня 22% россиян могут позволить себе покупать только ограниченный набор продуктов питания. Еще почти 36% сказали, что им хватает денег накрыть стол, но покупка смартфона, холодильника или телевизора становится серьезной проблемой, люди не видят перспектив улучшить свое материальное положение. Только 28% респондентов заявили, что могут позволить себе без кредитов и ссуд покупать товары длительного пользования.
Однако даже те, кто по статистике зарабатывает неплохо, тоже живут небогато. Один из порталов по поиску работы провел опрос и выяснил, что 51% россиян тратят на еду около половины своей зарплаты. При этом 91% респондентов сообщили, что экономят на питании. Это значит, что люди, просто не могут больше ни на чем сэкономить.
Например, только 4% россиян зарабатывают в месяц больше 100 тысяч рублей в месяц. Но если даже неплохо зарабатывающий человек половину зарплаты отдает за ипотеку, а на иждивении у него дети и родители, то жизнь вряд ли можно назвать зажиточной.
Однако материальное благосостояние людей, похоже, мало волнует государственных деятелей. Высказывание врио губернатора Липецкой области не первое такого рода. В октябре министр труда и занятости Саратовской области Наталья Соколова заявила, что пенсионеры запросто могут питаться на 3500 рублей в месяц, так как в магазинах всегда есть «дешевые макарошки». Недавно член Совета Федерации Екатерина Лахова прокомментировала слова о 3500 рублях тем, что напомнила людям о страданиях во время войны.
Но все нынешние заявления чиновников, конечно, не переплюнут знаменитую фразу премьера Дмитрия Медведева «денег нет, но вы держитесь тут» и совет учителю из Дагестана, который пожаловался на низкую зарплату, «заняться бизнесом».
Руководитель Центра политико-экономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что наша власть никогда не ставила цели действительно повысить уровень жизни граждан России:
— Исследования специалистов показывают распределение экономических классов в России. 91% граждан, которые экономят на еде, относятся к бедным, есть еще примерно 8% представителей устойчивого среднего класса и остается 1% самых богатых. Из этих 91% много тех, кто обременен ипотекой, у них большие расходы, связанные с семьей, детьми. Даже те, кто неплохо зарабатывают, вынуждены экономить на еде. Правда, одно дело заменять говядину курятиной и куриными яйцами и другое — питаться только крупами и отказывать себе даже в покупке сливочного масла. Очевидно то, что сейчас люди вынуждены очень жестко относиться к своим расходам и экономить.
Я не могу сказать, что все 91% голодают, но на самом деле около 70% действительно бедные. Еще 20% экономят не столь радикально, питаются неплохо, но тоже должны отказывать себе во многом. И только 9% россиян не экономят на еде, они могут считаться обеспеченными.
«СП»: — Почему бедность не могут победить за столько лет?
— В логике наших либеральных министров-экономистов есть постулат: если бедные сами не побеждают свою бедность, то они ее достойны. То есть, если вы бедны, то вы сами должны себе помочь. Если проблему не решили, то это ваши проблемы и ничего с этим поделать невозможно.
Наши либералы воспринимают бедность несколько в протестантском духе, дескать, бедные не угодны Богу. Есть протестантские штампы многовековой давности: успех в работе означает благодать, а бедность тождественна тому, что вы чем-то прогневили Бога. И вот эта философия сейчас стала доминирующей в мировоззрении российских чиновников. К проблеме бедности относятся так, что она должна решиться сама. Если не получается, значит таковы объективные обстоятельства, экономические показатели не позволяют сократить число бедных.
Нет стратегии повышения уровня жизни в стране в принципе. Есть меры по повышению спроса на жилье в виде материнского капитала, но это не то же самое, что стратегия по преодолению бедности. Людям нужны деньги, чтобы не экономить на еде, но тут гражданам на помощь никто не придет.
Наши чиновники пока открыто не говорят, что бедные люди не угодны Богу. Но уже открыто выказывают недовольство тем, что люди мало зарабатывают и не могут решить эту проблему сами.
«СП»: — Но платят мало даже высококвалифицированным специалистам.
— По логике властей можно не работать врачом-терапевтом, а стать гадалкой, обманывать людей и зарабатывать намного больше. Возможно, это имел в виду врио губернатора Липецкой области, когда давал свои советы. Законных способов хорошо заработать людям с хорошим образованием и навыками не так много.
Игорь Артамонов открыто сказал, что малые заработки это проблема людей, а не власти. Фактически он снял ответственность за политику государства, за то, что за последние шесть лет реальные доходы снизились в два раза, что девальвировал рубль, экономика по-прежнему зависит от цен на нефть, а в стране нет нормальных рабочих мест. По логике чиновника, люди в любом случае должны сами решать свои проблемы. Хотя, конечно, это обязанность властей создать рабочие места с хорошей зарплатой.
По факту же чиновники решают другие задачи. Например, привлечение инвестиции в создание новых предприятий. Но зарплаты на них всё равно невысокие. К тому же создание новых предприятий ограничено низким потребительским спросом домохозяйств.
Одновременно пытаются лишить людей имеющегося заработка. Сейчас предлагают выводить из тени самозанятых, штрафовать их на всю сумму заработка. Фактически предлагают просто отобрать доход у самозанятых.
При этом никто не говорит, что россияне бедны, потому что платят огромные налоги. Все платят 18% НДС, который с нового года будет 20%. Каждый работник отдает 13% в качестве НДФЛ, еще 30% — в страховые фонды. Есть еще акцизы на бензин и другие товары, налог на автомобиль и на недвижимое имущество. У нас фактически приходится платить дополнительно чиновникам за их работу, скажем, за регистрацию брака, то есть за создание семьи, существует пошлина, не оплатив которую брак не зарегистрируют. Пусть речь идет иногда о небольших суммах, но ощущение, что поборы существуют специально, чтобы людей лишний раз унизить. Но подумайте, как люди будут состоятельными, если до 70% своих доходов они отдают в качестве налогов.
С людей дерут три шкуры. С зарплаты вычитают подоходный налог и взносы в страховые фонды. При покупке товара берут налог, который уже был уплачен производителем. И потом еще берут налог на квартиру, которую человек приобрел на средства, с которых уже заплатил подоходный налог. Одни и те же доходы обложены троекратно. И вопрос снижения налогового бремени даже не обсуждается. Получается, что людям остается экономить только на еде, больше не на чем.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв полагает, что власть привыкла относиться к людям свысока:
— Высказывание врио губернатора Липецкой области показательно. Губернатору важно, сколько собирается налогов, а не сколько бедных в регионе. Тогда он для центра хороший. Отношения народа и власти давно такие: собрали налоги — молодцы.
Вся логика власти укладывается в принцип: ум и таланты человека прямо пропорциональны доходу. Но это — вранье. Есть умные и талантливые бедные. Наоборот, у богатых родителей есть откровенные дети-придурки. Мы периодически их видим, гоняющих на дорогих машинах по Москве на высокой скорости. Вот вам и вся социальная справедливость.
Андрей Иванов
«Свободная пресса», 22 ноября 2018
«Свободная пресса», 22 ноября 2018
Journal information