mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Русские философии # Учение Флоренского и Булгакова о Софии

Ещё из русских идей

История русской философии. Лекция №10. Софиология Павла Флоренского и Сергея Булгакова
Курс «История русской философии»: 14 лекций философа Алексея Козырева о зарождении философии на Руси и ее развитии вплоть до ХХ века

Философ Алексей Козырев об истоках софиологии, философии хозяйства и религиозном материализме. ©

Ещё в курсе, в т.ч. Соловьёв и всеединство и Трубецкой и соборность


___

Какая богословская проблема стоит у истоков софиологии? Какое место образ Софии занимал в идеологии первой русской революции? Как менялся статус Софии в учении отца Сергия Булгакова? Об этом рассказывает кандидат философских наук Алексей Козырев.

Алексей Козырев — кандидат философских наук, доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ, заместитель декана философского факультета МГУ.

История русской философии. Философия свободы и творчества Бердяева / Алексей Козырев

___

— Учение о Софии отца Павла Флоренского и отца Сергия Булгакова стало предметом серьезных богословских и философских споров в XX веке. Может быть, 1935 год является здесь рубежной вехой, когда митрополит Сергий Страгородский, блюститель патриаршего престола в Москве, и Антоний Храповицкий в Сремских Карловцах, который представлял Русскую православную церковь за границей, осудили софиологию как еретическое учение, обвинив ее прежде всего в том, что в ней присутствуют элементы гностицизма.

Это серьезная проблема: гностична ли софиология Булгакова? Я полагаю, что это несколько скороспелое обвинение. Конечно, ее нельзя назвать ортодоксальным и сугубо православным учением, но все-таки это некий вариант христианского платонизма, потому что софиология стала одним из способов решения общефилософской проблемы: как соотносятся абсолютное и относительное, Божественное и земное, как соотносятся Бог и мир? И именно София выполняет функцию «метаксу», если говорить по-гречески, функцию посредника между Богом и миром. Где абсолютность и апофатичность Божества открывается в своих эпифеноменах, открывается в каких-то данностях этого мира, в красоте, в его идеальной составляющей, в свете Фаворском, в именах Божьих.

Софиология, так же как имяславие и символизм, а впоследствии паламизм, является одной из попыток решить проблему соотнесения Бога и мира. Конечно, и Флоренский, и Булгаков, которые действуют в начале XX века, позиционируют себя как ученики, последователи Владимира Соловьева. И именно Владимир Соловьев был тем мыслителем, который актуализировал софиологию в русской философии. Иногда говорят: «Соловьев придумал софиологию». Но это не так, потому что до Соловьева был и Сковорода, и Сперанский, и отец Федор Голубинский, у которых присутствовало учение о Софии как о Божественной Премудрости, открывающейся в мире.

Но Соловьев действительно сделал из Софии, с одной стороны, что-то вроде философского понятия, концепта и, с другой стороны, богословского теологумена, частного мнения. Соловьев актуализировал традицию новоевропейского гнозиса в своей философии. Именно это сделало возможным обращение к Софии у того же самого Флоренского, потому что все начинается именно с его диссертации «Столп и утверждение истины», где присутствует 10-е письмо, которое называется «София». Здесь, в отличие от Соловьева, Флоренский обращается не просто к философскому канону, он обращается к церковной традиции, к новгородской иконописи, находя образ ангела-хранителя твари в знаменитой новгородской иконе, где София изображена как дева, восседающая на престоле в окружении Предтечи, Богородицы, и Христос в нимбе изображен над ней. То есть София выступает как отдельное лицо или отдельная ипостась. Флоренский обращается к церковным службам, правда, достаточно поздним, XVII века, которые обнаружены им в Софийском храме в Москве.

Все это говорит о том, что церковные источники, в которых присутствует образ Софии, достаточно поздние. Это XVI, XVII век. Противники софиологии объясняют это западным влиянием. Влиянием, например, той же католической иконографии, иллюстраций к книге Боэция «Утешение философией», где философия тоже олицетворяется в виде женственной премудрости, одетой в пурпурный кафтан, низ которого разодран, потому что всякие досужие люди пытаются хвататься за этот низ, стремясь обрести премудрость.

После того как София появляется в «Столпе» — книге, защищенной в Московской духовной академии в качестве богословской диссертации, но, правда, защищенной без последних глав: главы «София», «Дружба» и «Ревность» были вынуты Флоренским из текста диссертации, который преподносился им на защиту, — после этого появляется возможность ссылаться на софиологию в рамках богословского творчества. И Булгаков, который знакомится с Флоренским в 1910 году, — к слову сказать, картина Нестерова «Философы», где они прогуливаются по берегу подмосковной реки, написана летом 1917 года, то есть этой дружбе 7 лет, — и абсолютно восхищаясь этим человеком как гением, начинает черпать его философские и богословские идеи.

И вот профессор политической экономии, преподающий в Московском университете, вдруг пишет диссертацию «Философия хозяйства», где главным действующим лицом становится София, Премудрость Божия. В политэкономической диссертации — богословский концепт.

Булгаков задает вопрос: когда мы говорим о хозяйстве, кто хозяин и кто хозяйствует?

«Что является трансцендентальным субъектом хозяйства?» — как выражается Булгаков. То есть какова телеология хозяйства, какова ее цель, к чему все это идет?

Этим трансцендентальным субъектом хозяйства, как прежде у Трубецкого трансцендентальным субъектом познания, оказывается София, которая реет над дольним миром, проявляя себя в нем и как наука, и как техника, и как искусство — как различные формы человеческого праксиса, освоение человеком этого мира и преображение его. Потому что не только Соловьев, но и Шеллинг говорил о том, что идеальный мир отпал от Бога, сопрягся с материей, и вот мир теперь находится в этом разобщенном, разрозненном состоянии, и наша задача — собрать его и привести к идеалу. Привести к Богу.

Такое приведение к идеалу и стало в каком-то смысле мотивом первой русской революции, потому что Булгаков был активным участником журнала «Вопросы жизни» в 1905 году, который был зеркалом первой русской революции. Флоренский тоже произносил неистовые проповеди по поводу лейтенанта Шмидта и оказался за решеткой в годы первой русской революции. То есть общественный идеализм становится не просто отвлеченным богословским учением, а некоей социально-общественной, религиозно-общественной программой. И образ Софии как образ идеального мира, идеальной твари становится здесь очень важным не только в философско-богословском, но и в религиозно-общественном ключе.

После выхода «Философии хозяйства» Булгаков пишет следующую книгу по мотивам софиологии Соловьева — Флоренского. Это «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», где с помощью концепта Софии, с помощью мифологемы Софии он описывает космологию, он описывает творение мира. Бог творит мир из ничего, из небытия, и поэтому первым актом Божественного творения является обличение укона, полного небытия, в меон, частичное небытие, потенциальное небытие.

И София и есть такой мир — совокупность всех потенций у Бога, который являет себя в мире. Именно в «Свете невечернем» Булгаков допускает традиционную для гнозиса оговорку, что София обладает личностью и ликом и являет собою четвертую ипостась, которая онтологически ниже трех Божественных ипостасей, не участвует во внутритроичной, внутрибожественной жизни, а является чем-то вроде любви Божией. Этого, конечно, Булгакову потом богословы не прощают. Эта тень четвертого лица, эта четвертая ипостась, которая появляется в «Свете невечернем», выглядит совершенно неортодоксально. Булгаков сам потом начинает перерабатывать, передумывать онтологический статус Софии, непременно повышая его.

В 1924 году он пишет эссе «Ипостась и ипостасность», схолии к «Свету невечернему», где он уже ссылается на Паламу, на паламизм и где говорит, что София не является личностью, не является ипостасью, но является ипостасным принципом, ипостасностью. Природа воипостазируется в личность. Божественная природа — в три лица, в Божественную Троицу, а человеческая природа — во множество лиц человечества, и София выполняет здесь функцию транслятора, конфигуратора.

Уже в эмиграции Булгаков становится богословом, в 1918 году он принимает священный сан, становится близким сподвижником и сотрудником патриарха Тихона, потом уезжает в Крым к семье и, не имея возможности вернуться в Москву из-за Гражданской войны, задерживается там на 4 года. В 1922 году он будет выслан по постановлению Ленина, по постановлению ГПУ из Крыма, из Севастополя. И его священническая карьера продолжается в Европе. Он становится богословом, он становится профессором догматического богословия Saint-Serge, Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

Там он пишет большую трилогию «Агнец Божий», «Утешитель» и «Невеста Агнца». Три книги общим объемом, наверное, больше 2,5 тысяч страниц. Эта книга, посвященная Троице, потому что Агнец Божий — это Христос, вторая ипостась. Утешитель — Дух Святой. А первая ипостась неизреченна, о ней нельзя написать книгу, поэтому третья книга будет книгой о церкви — «Невеста Агнца», или ее рабочее название, как я видел в рукописях Булгакова, — «Бог и мир». Там София становится усией Божества, ουσια δόξα, славой Божества. Усия включается в полноту самой внутритроичной жизни, то есть она уже не отдельная Троица-ипостась, не некий принцип, она становится природой трех Божественных ипостасей. То есть Булгаков повышает Софию в онтологическом чине.

Если мы попытаемся охарактеризовать типологически эти системы, то здесь имеет смысл вспомнить характеристику Соловьева, которую он дал мировоззрению Древнего Израиля, — религиозный материализм. Мы имеем дело здесь с религиозным материализмом, только материя — это не то, что едят, что пьют и во что одеваются, как говорил Маркс, а некая тонкая сущность, идеальная сущность, совокупность идей и потенций. Тем не менее все, что в мире есть, оправдывается через эту сущность. Спор Булгакова с Трубецким. Трубецкой говорит: «Нет, есть вещи абсолютно антисофийные: пауки, микробы, кочерга, спальные вагоны». Булгаков говорит: «Нет, софийно все».

Достоевский писал: «Клоп по стене ползет — я и клопу молюсь. Клоп есть тайна, и тайны — везде». Этими словами можно охарактеризовать и сам замысел софиологии: в мире нет ничего случайного, в мире есть Божественная необходимость. Зло обращается в добро. Некрасивое превращается в красивое. Мир имеет динамику своего становления к некоему идеальному состоянию, которое Булгаков называет не очень поэтичным словом «ософиение». Будет ли ософиен мир и идет ли мир к этому — это большой вопрос, но, по крайней мере, в вершинах человеческого творчества: в куполе Святой Софии в Константинополе, в новгородских и псковских иконах, в Андрее Рублеве — мы действительно видим, как земля соприкасается с небом, а значит, присутствует и некий софийный свет. Само по себе учение о Софии — это религиозный образ эстетики, религиозный образ учения о божественной, лучезарной красоте, которая присутствует в мире.

© ПостНаука, 17 февраля 2015

Tags: 20-е, 20-й век, 30-е, РПЦ и церковь, биографии и личности, большевики и кпсс, вера, версии и прогнозы, видео, государство, дискуссии, идентификация, идеология и власть, известные люди, иисус христос, интервью и репортаж, история, книги и библиотеки, культура, менталитет, миграция и беженцы, мистика и оккультизм, мифы и мистификации, мракобесие, мудрость и философия, народ и элиты, наука, национальная идея, нравы и мораль, общество и население, патриархи, православие, природа и экология, революции и перевороты, религии, репрессии и цензура, российская империя, русские и славяне, русский мир, священники, символы, слова и термины, ссср, стратегия, управление, ученые, фантастика и утопии, христианство, человек, эксперты
Subscribe

Posts from This Journal “русский мир” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 294
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments