Татарскому народу сделали эскиз
Всемирный конгресс татар представил наработки национальной стратегии / Тема «Ситуация в Татарстане»
Всемирный конгресс татар (ВКТ) планирует к августу принять Стратегию развития татарского народа. Вчера [16 января 2019 года] был опубликован эскиз этого документа под слоганом «Кто я, если не татарин». В нем ставится задача «создания единого социокультурного пространства» для татар всего мира. В документе используются такие термины, как «татарская нация», «татарский мир» и «великая история татарского народа», однако авторы наработок стратегии избегают темы федерализма, государственности татар и языкового конфликта с центром. ©
Ещё Татарстан(ы) и гордыня
___
Эксперты расценивают стратегию как «попытку противостоять» ассимиляции татар в России. Они считают, что для властей Татарстана «важно огласить сам документ», а «его содержание может меняться исходя из политической ситуации».
Вчера ВКТ опубликовал эскиз Стратегии развития татарского народа, разработанный учеными Академии наук Татарстана и Казанского федерального университета. Документ был представлен татарской общественности на выездном заседании конгресса в Арске. «Мы думаем о том, как сохранить татарское самосознание, среду в самое тяжелое для нас время»,— сказал директор Института татарской энциклопедии и краеведения Искандер Гилязов. Глава национального совета (Милли шуры) ВКТ, вице-премьер республики Василь Шайхразиев, в свою очередь, заявил, что в формировании стратегии «должен принять участие каждый татарин»: «Мы должны пропускать каждый момент через наши сердца и думать о сохранении своей национальной идентичности ради детей, ради внуков». Предполагается, что по итогам общественных дискуссий в районах Татарстана и федеральных округах РФ представленный эскиз будет доработан. А саму стратегию окончательно примут к 30 августа 2019 года на съезде Милли шуры.
Разработку стратегии ВКТ начала по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова. В сентябре 2018 года в ежегодном послании Госсовету он сказал, что стратегия «должна представлять собой документ, консолидирующий нацию на основе самоидентификации и общности взглядов на прошлое, настоящее и будущее татарского народа»: «Нас не красит то, что затягивается принятие анонсированной стратегии развития татарского народа». Заявление прозвучало на фоне языкового конфликта между региональными властями и федеральным центром. В конце 2017 года, по поручению президента РФ, в школах Татарстана прошли прокурорские проверки, по итогам которых татарский язык был исключен из обязательной части школьной программы (с 1990-х годов преподавался в равных объемах с русскими всем детям независимо от национальности). А летом прошлого года Госдума закрепила добровольность изучения национальных языков, приняв поправки в закон «Об образовании». «Свободный выбор» родного языка и регионального государственного языка должен осуществляться по заявлению родителей ученика, при этом в качестве родного языка можно выбрать русский.
В представленном эскизе Стратегии развития татарского народа языковой конфликт не упоминается. В документе лишь ставится задача по «расширению сферы применения татарского языка», увеличению количества татарских детских садов, начальных школ и лицеев-гимназий. Будущая стратегия предполагает организацию Татарского университета, в других вузах должны появиться татарские группы. ВКТ считает необходимым разъяснять «соотечественникам важность и необходимость знания родного языка», а также воспитать «татарскую элиту, способную занять свое место среди представителей самых передовых наций». В татарских семьях рекомендуется давать детям татарские имена, общаться на татарском языке, соблюдать народные традиции и обычаи.
Слоганом эскиза выбрана фраза «Кем мин — татар булмагач» («Кто я, если не татарин»).
Цель стратегии — «развивать идентичность татарского народа в меняющемся мире».
Таким образом предполагается «создание условий для современной жизнедеятельности в татарских селах» и «возрождение» в городах «очагов татарского образа жизни, традиционной атмосферы татарской взаимопомощи». Предполагается «популяризация татарского образа жизни», «создание единого социокультурного пространства», «продвижение достижений татарской культуры в качестве бренда». В сфере внутреннего туризма предполагается сформировать такие бренды, как «Великий шелковый путь», «Золотая орда», «тюрко-татарские государства»: «великая история татарского народа» должна стать «надежным вектором его сегодняшнего развития».
В документе ставятся задачи сделать Татарстан «центром развития татарской нации», создать «духовное и культурное единство татарского мира», включить «татарский мир в современное информационное пространство». «Татарстан объединяет всех татар на основе высоких культурных и национально-культурных традиций»,— говорится в эскизе. В других регионах России и за ее пределами предполагается проведение «масштабных акций» — Дней татарского языка. Особое внимание уделяется религии. Предполагается «укрепление национального самосознания татарского народа при помощи религиозных институтов», например предложено «ввести в традицию ходить сообща (дед-отец-внук) в культовые учреждения» и «сблизить татарский язык и обычаи с практикой исполнения религиозных обрядов».
«Представленный эскиз не может быть базой для самой стратегии, поскольку он не учитывает идеологические аспекты»,— считает политолог Руслан Айсин, который участвовал в заседаниях рабочей группы ВКТ по разработке стратегии. По его словам, в документе «необходимо прописать, кто такие татары, их вклад в мировую цивилизацию, маркеры татарскости». «Есть опасения, что документ будет выглядеть, как план мероприятий: сегодня — Сабантуй, завтра — песни. Но стратегия должна стать больше теоретическим документом»,— полагает эксперт. Господин Айсин считает, что стратегия «необходима», поскольку долгие годы ВКТ «действовал без базового документа и двигался наощупь». Однако он полагает, что руководство конгресса «попытается избежать в стратегии политических моментов»: вопросов федерализма и позиционирования Татарстана как «материнской платы для татар».
«Пока в стратегии не упоминаются ни федерализм, ни языковая проблема, не говоря уже о возвращении суверенитета. Эскиз выглядит очень скромным»,— соглашается профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, политолог Сергей Сергеев. Он полагает, что формирование стратегии стало результатом «более общих процессов ассимиляции татар», а языковой конфликт только ускорил разработку документа: «Это очень беспокоит татарскую интеллигенцию и татарскую элиту. Стратегия — слабая попытка противостоять этим процессам». Сергей Сергеев не ожидает серьезной реакции федерального центра на этот документ, поскольку его авторы «попытаются обойти острые моменты», однако не исключает критики со стороны радикального татарского национального движения. Эксперт заключает, что для властей республики сейчас «важно огласить сам документ»: «Его содержание может меняться, исходя из политической ситуации».
Кирилл Антонов
«Коммерсантъ», Казань, 17 января 2019
«Коммерсантъ», Казань, 17 января 2019
Journal information