mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Category:

Без Елбасы! Проект «Транзит» / В чьих интересах готовили отставку...

Ещё диктатура в бывш.СССР, в т.ч. Ср.Азия, в т.ч. Казахстан

Как готовился транзит власти в Казахстане
Многоступенчатая операция заняла 19 лет, но завершилась неожиданно / Сюжеты «Отставка президента Казахстана Нурсултана Назарбаева» / март, 2019

Для многих уход Нурсултана Назарбаева в отставку стал неожиданностью, но надо честно сказать ждали его многие годы и уже устали от многочисленных фальстартов. ©

Ещё об отставке Назарбаева


Казахстан / Коллаж: Иван Шилов

Вопрос о транзите стал табу и от него устали по одной простой причине — всё было готово, весь вопрос заключался в том, когда президент даст старт.

Почему Нурсултан Назарбаев так сделал именно сейчас — оставим этот вопрос историкам и писателям. А вот что реально интересно, так это разобрать, как именно готовился сценарий транзита, что туда входило и когда это принималось. Отметим наиболее важные и значимые шаги.

Первым шагом стало принятие конституционного закона «О Первом Президенте Республики Казахстан» от 20 июля 2000 года. Да, получается, транзит начался почти 19 лет назад, причем не прошло и 10 лет с развала СССР. Этот закон принимался по следующим причинам — «в целях обеспечения преемственности основных направлений внутренней и внешней политики Казахстана, дальнейших социально-экономических и демократических преобразований в стране определяет политическое и правовое положение Первого Президента Республики как одного из основателей нового независимого государства Казахстан, лидера народа Казахстана, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина».


Нурсултан Назарбаев

В нём, если посмотреть за обычное бытовое обеспечение, всего 2 вида политических полномочий для первого президента, ушедшего в отставку:

«…1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народов Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан…»

Следующее изменение закона произошло 14 июня 2010 года, изменило название на «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации» и добавило следующие полномочия:

«…На Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации не распространяется ограничение права быть избранным в Президенты Республики Казахстан.

… Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан — Лидером Нации.

Воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, а также осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации не допускаются и преследуются по закону.

… Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы.

На имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации и совместно проживающим с ним членам его семьи, не могут быть наложены какие бы то ни было ограничения.

Гарантируются банковская тайна и неприкосновенность банковских счетов Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации и совместно проживающих с ним членов его семьи».

Это были основные значимые изменения в данный закон.

Теперь значимые изменения в конституционный закон «О выборах». Главное тут произошло 19 июня 2007 года — были внесены следующие изменения:

«…1−1. Депутаты Мажилиса Парламента от политических партий избираются по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу

…в статье 53 пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания:

Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан

… Статья 87. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса:

1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке, а в отношении кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, — Совету Ассамблеи…»

То есть была изменена система голосования — теперь депутатов нижней палаты избирали по партийным спискам и дополнительно ввели депутатов от Ассамблеи народа Казахстана, также первому президенту разрешили баллотироваться в президенты столько раз, сколько он хочет. Надо помнить, что первый президент заодно является и главой АНК и партии «Нур Отан», то есть тут созданы условия для продвижения его креатур.


Мажилис парламента Казахстана

В начале 2017 года прошли изменения в конституцию страны — это вторые по объему и серьезности после поправок 2007 года, которые превратили Казахстан в суперпрезидентскую республику.

Процесс внесения поправок проходил в несколько этапов:

1. Сначала рабочая группа во главе с руководителем АП Адильбеком Джаксыбековым подготовила вариант поправок
2. Затем было в течение месяца всенародное обсуждение, в течение которого можно было всем прислать свои предложения в АП
3. Затем рабочая группа внесла 10 поправок по итогам обсуждения и отправила данный проект в парламент
Комиссия из сенаторов и мажилисменов в парламенте предложила и внесла в законопроект еще 8 поправок.
4. После одобрения Конституционным советом затем документ пошел в АП, и там юридическим отделом были внесены еще незначительные терминологические правки. После этого он был подписан президентом.
5. В целом были внесены поправки в 26 из 98 статей конституции (98 — это включая исключенные). Ниже я отметил самые важные поправки.

Общий смысл их такой: увеличение контроля парламента над правительством, снижение зависимости правительства от президента, снижение зависимости Конституционного совета от президента, лишение президента возможности проводить массово законы мимо парламента. То есть всё готовилось к ситуации со вторым президентом.


___

В 2018 году были приняты закон «О Совете безопасности» и поправки в закон о выборах. Начнем с новой роли Совета безопасности:

«…Начнем с анализа законопроекта «О Совете безопасности». Что он меняет в работе и статусе это органа?

- В настоящее время Совет безопасности, согласно пункту 20 статьи 44 Конституции Казахстана, является консультативно-совещательным органом при президенте. Предлагается сделать его конституционным органом, наравне с правительством, президентом и парламентом.

- Сейчас работа Совета безопасности регулируется положением, утвержденным указом президента. А после реформы он будет регулироваться отдельным законом, который вносит изменения в Конституцию. Указ в иерархии правовых актов занимает шестое место. А закон, вносящий изменения в Конституцию, — первое.

- Соответственно, меняется основное назначение Совета безопасности. Раньше в его задачи входила «выработка решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности», теперь — «проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности». Разница тут существенная.

- В число задач нового Совета безопасности входит «постановка задач, выработка решений и рекомендаций, координация деятельности государственных органов и организаций в области обеспечения национальной безопасности, обороноспособности страны», то есть прямое управление государственными органами, тогда как раньше всё шло через президента.

- Функции также изменились в сторону прямого управления, при этом контроль и мониторинг не ограничиваются только сферой национальной безопасности — есть такая функция, как мониторинг и оценка состояния исполнения стратегических документов государства по важнейшим направлениям развития страны, а это означает контроль над всей деятельностью государства.

- Теперь пожизненным председателем Совета безопасности будет Нурсултан Назарбаев. Состав органа также поменялся. Из его постоянных членов исключены директор внешней разведки «Сырбар» и первый заместитель министра обороны — начальник генерального штаба вооруженных сил Республики Казахстан.

- Интересно, что если раньше, помимо обязательности исполнения решений Совета безопасности государственными органами, имелась еще возможность реализации их через акты президента или правительства, то в новом законопроекте эта возможность убрана.

- Аппарат Совета безопасности выводится из подчинения администрации президента и напрямую подчиняется председателю.

- Также расширены полномочия секретаря Совета безопасности. Если раньше он мог давать поручения и издавать приказы только в рамках решений совета, то сейчас это ограничение убрали.

Формируется еще один центр принятия решений внутри исполнительной власти наряду с правительством, администрацией президента и акиматами, который к тому же будет стоять над ними. К этому центру переходят функции по управлению национальной безопасностью, обороной, внешней политикой, а также контроль за выполнением основных государственных стратегий, что подразумевает не только мониторинг, но и возможность наказания. Такая схема позволит действующему президенту Назарбаеву, даже после ухода с поста главы государства, контролировать ситуацию в стране и не допускать отклонений от заложенных целей развития».


Заседание Совета безопасности под председательством Нурсултана Назарбаева

Ну, а если говорить об изменениях в процесс выборов, то там самое важное — это 2 нововведения:

«…3. Внедрение пропорциональной системы выборов депутатов маслихатов: они будут избираться по партийным спискам. Партия также может отозвать право на депутатский мандат, если фигурант выйдет из ее рядов. Также полномочия депутата прекращаются, если будет ликвидирована партия, от которой он избирался.

4. Внедрение прямых выборов акима города районного значения, села, поселка, сельского округа. Голосование всеобщее, тайное. Срок полномочий: 4 года. При этом кандидата также должна выдвинуть политическая партия. Так же, как и у депутатов маслихатов, если он выходит из партии или партия ликвидируется, то его полномочия прекращаются. Также его может снять аким района (города областного значения) по согласованию со сходом местного сообщества и акимом области. Сейчас акимов городов районного значения, сёл, поселков и сельских округов выбирает маслихат района»

Это закрепило окончательно контроль партии «Нур Отан» над низовым уровнем государственного управления — там она будет господствовать безраздельно.

Ну и последним штрихом в обеспечении транзита стало изменение состава и функций бюро партии «Нур Отан» на прошедшем недавно съезде 27 февраля 2019 года:

«…В переводе на обыденный язык бюро формирует парламент, потому что в обеих палатах господствует правящая партия. При этом оно еще и может выгнать любого депутата от «Нур Отана» из нижней палаты парламента или из маслихата любого уровня — потеря членства в партии означает потерю депутатского мандата.

… Кроме того, во время съезда председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса известный юрист Нурлан Абдиров предложил расширить полномочия бюро. Особо отмечу следующие предложения:

- рассматривать актуальные социально-экономические и общественно-политические вопросы жизни республики,

- определять порядок формирования партийного кадрового резерва для выдвижения членов партии в составы политсоветов на должности политических госслужащих, а также в высшие и местные представительные органы,

- отменять не соответствующие уставу решения нижестоящих партийных органов

То есть всё это сделает бюро «Нур Отана» еще одним центром силы в политике Казахстана»


Офис партии «Нур Отан» в Нур-Султане / Фото: Yakov Fedorov

Если суммировать, то транзит власти осуществлялся по нескольким сценариям одновременно:

- Сценарий «Первого Президента» — наделение полномочиями Нурсултана Назарбаева после отставки, которые позволяют влиять на ход текущей политики

- Сценарий «Лидера Партии» — руководство правящей партией, которая имеет подавляющее большинство в парламенте и маслихатах и с которой согласовываются назначения в исполнительной власти

- Сценарий «Коллективный преемник» — распределение полномочий по ветвям власти с усилением правительства и парламента и ослабление президента

- Сценарий «Председателя Совета Безопасности» — создание новой вертикали власти под новый орган, возглавляемый первым президентом


___

В итоге реализовались все 4 сценария суммарно, и мы имеем то, что имеем.

Интересно, что ни один сценарий не был отброшен за ненадобностью, наоборот, они все дополняют друг друга, представляя собой мощную страховочную конструкцию. И это, не говоря уже о расстановке кадров на нужные места — то есть и юридически, и политически, и кадрово всё обеспечено.


Казахстан

Выводы:

- Больше половины своего правления Нурсултан Назарбаев готовился к транзиту власти

- При этом готовились несколько сценариев, что заставляло гадать, какой из них реализуется и когда именно

- Схемы транзита перекрывают все возможные варианты развития событий

- Единственную проблему для транзита представляет только возможный бунт в ближайшем окружении первого президента, когда кто-нибудь решится нарушить неформальные договоренности, с других сторон проблем ожидать не приходится.
_______


Китай

За мирным переходом власти в Казахстане стоит тень Пекина и Москвы
Нур-Султан как перекресток геополитических интересов

Геополитика — это термин, который уже содержит в себе расшифровку своего понятия. Политика и география действительно во многом определяют настоящее и будущее той или иной страны. В каких-то государствах расположение определяет практически все, в других влияние географии проявляется меньше.

Казахстан ввиду скорого будущего станет страной, расположенной на перекрестке международных интересов. Мостом между маршрутом Нового шелкового пути во главе с Китаем и Евразийским экономическим союзом, возглавляемым Москвой. «География» Нур-Султана представляет большой интерес и для КНР, и для России, а потому ожидаемо притянула к себе Вашингтон.

Взрывной рост оппозиционных и националистических настроений в последние годы захлестнул Казахстан не просто так. Как обычно, Британия и США разыгрывали в бывшей советской республике классическую схему. Через НКО, «частные» СМИ, интернет, фонды и соцсети рукотворный протестный потенциал готовили к тому, чтобы в скором будущем увести страну и от Китая, и от России.

Если окунуться в «независимую» казахстанскую прессу, несложно становится понять, что прозападная позиция в ней неизменно подталкивает местного читателя именно к этому. К тому, что Китай — это вечная угроза, а Россия — желает лишь использовать Казахстан. Только «демократия» и «цивилизованный» мир печется о будущем государства, и только Запад поможет Нур-Султану стать сильней.


Астана

Попытка сделать из Казахстана клин, блокирующий не только сухопутную связь Китая и Европы, но и логистику России со странами Азии, была очевидна и в Кремле. Пекин и Москва прекрасно понимали, что недавние уступки оппозиции, реализованные Назарбаевым под возросшим давлением, — это лишь первый шаг. В дальнейшем бывший глава Казахстана был бы вынужден принимать еще более радикальные решения, бьющие и по России, и по КНР. Логика дальнейших событий также была вполне очевидна.

Назарбаев стал государственным руководителем, будучи до этого партийным деятелем СССР, а потому строил нынешний Казахстан не как либерал-демократ, а как советский руководитель. Ввиду этого он, будучи одним из немногих, кто после развала СССР понимал важность взаимосвязи народов, не стал разрывать связи с Москвой и долгое время не принимал «украинского» формата прозападной русофобии. Тем не менее он строил из Казахстана национальное государство, а потому за десятилетия убрал большинство русских с государственных постов. В итоге Запад не преминул этим воспользоваться, пытаясь разыграть национальную карту.


Средняя Азия под влиянием КНР

«Торговый» путь

Планы Китая по глобализации суши неизменно включают в себя транзитный потенциал Казахстана и нашей страны. При этом Россия является уникальным коридором, способным не только обеспечить логистику, но и гарантированно её защитить. Тем не менее это будет неважно, если Казахстан, являющийся географическим эпицентром этого направления, «прогнется» под Белый дом. В этом случае он станет не перекрестком, а непреодолимой преградой для обоих игроков.

Во многом поэтому националистические движения Казахстана и его протестные настроения Запад столь активно подогревал. А Назарбаев, несмотря на понимание необходимости «дружбы» народов, начал постепенно идти на все большие уступки для оппозиции, сформированной в Вашингтоне, а не в Нур-Султане.


Чжан Хуннян. Китай. Великий шелковый путь

Играя на опережение официального Нур-Султана, Пекин и Москва выработали превентивный сценарий. Досрочное сложение полномочий с Назарбаева при сохранении его влияния с переходом на другой пост.

Касым-Жомарт Токаев, назначенный временно исполняющим «переходным» главой государства, в свое время служил в посольстве СССР в КНР. Прошел профессиональную лестницу от референта до первого секретаря, знает о срединном расположении Казахстана и потому прекрасно подходит на эту роль.

Новый глава страны уже заявил, что планы Евросоюза, озвученные в первой половине 2019 года по принятию новой стратегии сотрудничества с Центральной Азией, должны учитывать важный аспект. Он, как и Назарбаев, подчеркнул, что для этого ЕС прежде необходимо наладить сотрудничество с ЕАЭС, куда республика входит вместе с Россией. Это еще раз подтвердило планирование ухода Назарбаева силами трех столиц.

Не говоря уже о том, что незадолго до официального заявления перед народом Назарбаев провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. А затем после окончательной отставки экстренно вылетел в Пекин.


Владимир Путин и Синдзо Абэ / Коллаж: Иван Шилов

Конечно же «новому» Казахстану придется и далее проводить тонкую политику, лавируя между Россией, ЕС, США и КНР. А значит, Вашингтон сделает многое, дабы снова вбить клин в наши отношения. Тем не менее превентивные меры позволили исключить радикальный путь.

Ни о каких военных базах США в результате революции в Казахстане речи уже не идет, а в качестве предохранителя Назарбаев, уходя, не отказался от «экстренных» рычагов управления. Он остался председателем Совета безопасности, сохранил пост члена конституционного совета и председателя партии «Нур Отан».

Контргамбит Казахстана, Пекина и Москвы — состоялся.
Марат Шибутов / Руслан Хубиев
ИА «Regnum», 22-26 марта 2019

Tags: бывший ссср, версии и прогнозы, внешняя политика и мид, выборы и референдум, геополитика и территории, госбезопасность и разведка, диктатура и тоталитаризм, диссида и оппозиция, еаэс, европа, единство и община, заговоры и конспирология, законы и конституция, запад, западники и славянофилы, идеология и власть, казахстан, китай, кланы, коррупция и бюрократия, культ личности, мировая политика, мнения и аналитика, народ и элиты, национализм, национальная идея, нравы и мораль, общество и население, органы власти, отставка, партии и депутаты, политика и политики, политтехнологии, правители, протесты и бунты, противостояние, пятая колонна, реформы и модернизация, россия, русофобия и антисоветизм, русский мир, снг и сг, современность, сотрудничество, союзники, средняя азия, ссср, стратегия, сша, факты и свидетели, шёлковый путь, юриспруденция
Subscribe

Posts from This Journal “отставка” Tag

promo mamlas март 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments