Борис Кагарлицкий: После выборов в Усть-Илимске в АП может начаться паника
Домохозяйка стала мэром. Кремль в панике / Антинародные законы и «реформы» в РФ / Экспертные мнения / март, 2019
В Иркутской области на выборах мэра Усть-Илимска у «единоросса» вырвала победу «технический кандидат» – молодая домохозяйка, выдвинутая ЛДПР. ©
Ещё социальный расизм и ещё с Кагарлицким
Голосование за кота Барсика в Барнауле, 2019
То, что «технические кандидаты» будут выигрывать все чаще, стало понятно уже в сентябре прошлого года. Вторые туры губернаторских кампаний в ряде регионов тогда стали вообще возможны потому, что резко упала популярность «Единой России» у избирателей.
Надо понимать, что есть некий административный ресурс, который используется на выборах, есть мобилизационный ресурс, а есть просто избиратели.
Так вот возникла ситуация, когда популярность правящей партии сократилась до мобилизационного и административного ресурса. То есть у избирателей она не имеет уже никакой популярности.
Домохозяйка стала мэром. Кремль в панике
___
По сложившимся правилам власти не допускают до выборов неугодных кандидатов любыми средствами. И наоборот, всячески способствуют прохождению "правильных" претендентов на власть. Оппоненты при этом вынуждены выставлять "технических кандидатов", чтобы была хоть какая-то иллюзия честного голосования. Однако эта схема стала все чаще ломаться – теперь и в Усть-Илимске Иркутской области. Накануне там победила домохозяйка, выдвинутая от ЛДПР, опередив кандидата от партии власти: 44% против 37%. Главных же соперников - известных местных депутатов - заблаговременно отстранили от участия. Социолог, левый публицист Борис Кагарлицкий считает, что популярность правящей партии упала ниже плинтуса, и такие результаты на выборах будут теперь повсеместны. Он поделился своим мнением с НаканунеТВ___
В этой ситуации политика Администрации президента, которая состояла в том, чтобы принуждать избирателя к "правильному" (с их точки зрения) голосованию за счет того, что убираются любые кандидаты, способные на что-то претендовать и являющиеся реальной оппозицией, привела к тому, что люди решили – уж лучше голосовать за "технических кандидатов", чем за "Единую Россию".
Собственно, все это началось с кота Барсика в Барнауле – тогда и выяснилось, что он всех кандидатов бьет с огромным отрывом, причем люди были готовы действительно проголосовать за него, если бы его зарегистрировали. Естественно, кота не зарегистрировали на том основании, что у него нет паспорта гражданина Российской Федерации.
В данном случае власти поступили строго по закону. Но если бы они все-таки допустили прокол, то, я думаю, у нас бы в половине городов уже заседали коты, а законодательные собрания вообще состояли бы из домашних животных. Поэтому сейчас ситуация такая, что можно выдвинуть кого угодно, лишь бы это не была "Единая Россия".
В свою очередь, власти, насколько можно судить, сделают для себя простой вывод – они будут выдвигать своих кандидатов в качестве независимых выдвиженцев, а не под брендом "ЕР", но тут есть тоже проблема. Во-первых, обеспечить дисциплину голосования при появлении самовыдвиженцев тоже не всегда так легко, как при выдвижении от партии, хотя бы потому, что даже лояльный избиратель может элементарно запутаться, если там окажется два самовыдвиженца. Во-вторых, потому что выдвиженцы, которые идут от партии власти – они все равно известны как представители власти и не вызывают доверия. В-третьих, этот переход от партийного выдвижения к самовыдвиженцам может привести к тому, что начнутся расколы внутри самой правящей команды.
Анна Щекина, 2019
Что касается непосредственно ситуации с Усть-Илимском, то я думаю, что домохозяйка в любом случае будет управлять не хуже, чем любой чиновник. Потому что ничего такого невероятного в нашем бюрократическом управлении нет. Дело в том, что, когда говорят, что вот они же все развалят, то не учитывается одно обстоятельство – у этих "случайных" победителей есть два сценария поведения. Один состоит в том, чтобы попытаться реально что-то изменить – и в этом случае они действительно могут наломать дров, но могут спровоцировать некоторые довольно динамичные процессы, потому что кто-то будет в это включаться, кто-то будет помогать, присоединяться и так далее. Либо они могут вообще ничего не делать – просто оставить старый аппарат. И в этом случае как минимум просто все останется не хуже – лучше не станет, но и хуже не будет.
Поэтому думать, что они все развалят – это, на мой взгляд, такая иллюзия Администрации президента, которая уже начинает рассеиваться. Потому что вот мы смотрим на ситуацию с Хабаровском, и нет признаков, что там все идет очень хорошо. Но при этом население в целом не возражает, потому что как минимум при Фургале хуже не стало. Может быть, не случилось каких-то прорывов, но по крайней мере не стало хуже. Значит, те действия, которые граждане предприняли, когда они фактически взяли и утопили официального кандидата действующего губернатора – выглядят как минимум оправданно.
Поэтому я думаю, что у Администрации президента сейчас очень сложный выбор, и, возможно, возникнет ощущение некоторой паники, потому что это классическая ситуация цугцванга: любое действие будет ухудшать ситуацию, а бездействие тоже недопустимо, потому что оно тоже ухудшает ситуацию.
Борис Кагарлицкий, социолог, публицист
специально для РИА «Накануне.RU», 26 марта 2019
специально для РИА «Накануне.RU», 26 марта 2019
Journal information