mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Западные философии политики # Либерализм

Ещё идеология и наука в политике, в т.ч. Русские философии

Политическая философия в современном мире. Лекция №2. Либеральная традиция в политической мысли
Философ Кирилл Мартынов о базовых идеях либерализма, понятии человеческой свободы и социальном расслоении / Курс лекций «Политическая философия в современном мире» философа Кирилла Мартынова об идеях, которые меняют наше представление о государстве, власти и правах человека / июль, 2015

Политические институты современного мира изобретены философами. Демократия, республиканское правление, равенство политических прав, разделение властей, гражданское общество, государство как монополия на легитимное физическое насилие — все эти идеи возникли в философской традиции Запада, вызвав ожесточенные споры и став скандалом для своего времени. Сегодня философия продолжает создавать новые революционные идеи, выстраивающиеся в очередь на изменение мира. Среди них анархизм, феминизм, космополитизм или либертарианство. Курс приглашает читателей принять участие в большой европейской дискуссии о природе власти, государства и справедливости, опираясь на тексты актуальных политических теоретиков: Роберта Нозика, Марты Нюссбаум, Ноама Хомски, Кваме Аппиа, Джудит Батлер и других. Целью курса станет прояснение политических понятий, через которые мыслит себя человек, живущий и действующий в современном мире. ©

Ещё в курсе


___

Как исторически формировалась либеральная теория? Почему либералы отрицательно относятся к смертной казни, но поддерживают право человека на эвтаназию? Как либерализм трактуется в классической и современной философии? На эти и другие вопросы отвечает кандидат философских наук Кирилл Мартынов.

Кирилл Мартынов — кандидат философских наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ

Либеральная традиция в политической мысли — Кирилл Мартынов

___

— Политическая традиция либерализма, либерализм как идеология, как политическая философия исходит из очень простой базовой идеи — человек принадлежит самому себе. Вот та аксиома, с которой мы работаем.

Что значит «человек принадлежит самому себе»? Это значит, что никто другой, никакие внешние инстанции, внешние силы не могут распоряжаться человеком по своему произволу и своему усмотрению. Ни семья, ни церковь, ни государство, ни профсоюз, ни ремесленный цех, ни какие-то идеологические или религиозные силы в широком смысле слова над нами никакой реальной власти иметь не должны — я сам себе хозяин. Если подумать, то в современном мире, несмотря на очень расплывчатый смысл понятия либерализма и на его многочисленных критиков, мы все просто как обычные люди, когда мы себя ведем в быту, мы все хотим быть либералами, и мы все считаем, что быть либералами — это совершенно нормально. Потому что, скажем, если мы идем в супермаркет, то мы, конечно, не хотим, чтобы была какая-то внешняя давящая на нас сила, которая заставляет нас покупать те или иные продукты или ту или иную одежду и так далее, вообще как-то распоряжаться нашими ресурсами. В экономическом смысле слова мы все хотим быть самостоятельными индивидами, принадлежащими самим себе.

Все, что делает либеральная традиция, — это предлагает быть последовательными и распространить этот принцип не только на экономику, но и на политику. И здесь можно привести несколько очень жестких и ярких примеров того, как это работает. Например, стандартное отношение либералов к смертной казни резко отрицательное. Почему? Потому что жизнь человека не принадлежит государству: не государство произвело человека на свет, не государство владеет человеком, и казнить человека государство тоже не может. То есть одно дело — лишить свободы какого-то жестокого преступника, потому что он общественно опасен, и совершенно другое — заявлять, что кто-то, какие-то судьи, палачи, даже суд присяжных, кто угодно может распоряжаться человеком по своему усмотрению и отнимать у него его естественное право, в данном случае право на жизнь. С другой стороны, и для многих это выглядит на первый взгляд парадоксом, либералы выступают за право женщин на совершение аборта. Почему? Потому что на первом месте здесь речь идет о женском теле, о том, что женщина принадлежит сама себе и может распоряжаться собой так, как она считает нужным. То есть не только по медицинским показаниям, но и до какого-то определенного момента она может сделать аборт, если считает, что это ей необходимо по каким-то социальным или иным причинам.

И еще один очень показательный пример — это проблема эвтаназии. Добровольный уход пациента из жизни либералами в целом приветствуется с некоторыми оговорками. По той же причине, что если я хочу, если я сформулировал свое последовательное желание уйти из жизни безболезненно и прекратить свои страдания, то никто не в праве мне отказывать в подобном желании. Вот это либеральная повестка — человек принадлежит самому себе, и она сформулирована в виде трех классических этических проблем относительно смертной казни, относительно абортов и относительно эвтаназии.

Я думаю, что либерализм вообще исторически появляется как решение очень жесткой военной и политической проблемы. В какой-то момент Европа оказалась разделенной между двумя противоборствующими лагерями, в XVI и XVII веках в Европе шли религиозные войны. И в какой-то момент времени оказалось, что католики и протестанты могли жить в одном городе, на одной улице, в соседних домах, и если они всерьез относились к своей христианской вере, если они считали, что папа римский или Лютер — это носители истины, то в принципе им ничего не оставалось делать, кроме как предлагать друг друга последовательно уничтожать, навязывая друг другу, либо, соответственно, приглашая стать, обратиться в новую веру своего соседа, либо как-то его отстранить, выселить, уничтожить и так далее.

Либерализм возникает как идея о том, что мы должны найти некие ценности, которые позволят нам жить вместе, несмотря на различия в наших взглядах.

И это для XVII–XVIII веков очень революционная идея. Это идея о том, что на самом деле мы в первую очередь люди, у всех нас есть право на свободную жизнь, на свободу совести, свободу вероисповедания, а во вторую очередь мы уже католики, или протестанты, или атеисты, носители других конфессий. Дальше либеральная теория оформляется уже в виде теории именно как серьезного философского продукта у Джона Локка, особенно в его «Двух трактатах о правлении», и в XVIII веке начинает воплощаться в жизнь на больших политических проектах, таких как проект Французской революции, где много всего было спорного, и проект Американской революции.

И здесь нужно сказать несколько слов об Адаме Смите, который часто недооценивается именно как идеолог либерализма и как политический философ, а, на мой взгляд, он вносит сюда важнейший вклад. У Смита есть одно из его наиболее известных изречений о том, что возможностью купить свежий хлеб утром мы обязаны не альтруизму и человеколюбию булочника, а тому, что он хочет заработать. И это такой последовательный взгляд либералов на человеческую антропологию. Либералы говорят: «Да, человек несовершенен, да, он себялюбив, он эгоист, давайте строить такие социальные институты, которые позволят этот эгоизм использовать ради общественного блага». То есть я хозяин сам себе, я хочу жить хорошо и быть всем довольным, давайте выстроим такие социальные институты, которые позволят нам жить всем вместе, будучи хозяевами сами себе, и конкурировать. И, собственно говоря, этот институт отсюда неизбежно появляется — это институт частной собственности. То есть если вы каким-то образом ограничиваете, деформируете, закрываете, не позволяете людям владеть собственностью, то вся эта либеральная система, вся эта свобода рушится.

У того же Смита, у его последователей есть замечательный пример. Скажем, мы на улице видим какого-то очень богатого человека, в современном мире мы сказали бы, что он едет на представительском автомобиле, и рядом с ним сидит нищий, бездомный. Конечно, нам, как нормальным людям, неприятно смотреть на такое социальное расслоение. Но либералы что нам говорят, что мы можем с этим сделать на таком фундаментальном уровне? Единственное, мы можем создать некую внешнюю силу, которая будет перераспределять богатство от богатых к бедным, и эта сила будет государством, у нее будут огромные властные полномочия, и в конечном итоге она начнет использовать эти полномочия для собственного обогащения — именно потому, что человек несовершенен. То есть мы, сражаясь за социальную справедливость в таком ключе, тем самым отдаем свою свободу. И неприятная возможность видеть на улицах нищего — это на самом деле плата за то, что люди остаются свободными и что никто им не навязывает тот или иной определенный образ жизни от лица этого всевидящего государственного ока.

Здесь в XIX веке есть один принципиальный автор, Джон Стюарт Милль, который в своем трактате «О свободе», во-первых, дал классическую интерпретацию этого понятия, заявив, что свобода в первую очередь должна пониматься нами негативно, как отсутствие вмешательства в нашу жизнь. То есть если никто в нашу жизнь не вмешивается, то мы в этой ситуации свободны и можем распоряжаться собой так, как мы хотим. Именно в этом смысле мы, например, сегодня говорим о свободном рынке. Свободный рынок — это некое пространство торговли и контрактов между людьми, в которое не вмешивается государство. Милль добавил это еще в знаменитой концепции государства как ночного сторожа. Он заявил, что, безусловно, государство необходимо, но у государства должна быть очень конкретная, четкая цель — защищать деятельность, контракты свободных честных граждан, наказывать мошенников, преступников и так далее и никогда не выходить за эти полномочия.

Это тот тезис, вокруг которого базируется классический либерализм — негативная свобода плюс государство как ночной сторож.

И последний пример, последний автор — это уже современный американский философ Ричард Рорти, который в книге «Случайность, ирония и солидарность» заявил очень любопытный тезис. Он сказал: «Давайте признаем, что наши убеждения случайны и убеждения других людей случайны в том смысле, что мы родились в определенной стране, в определенной семье, в определенное время, всего мы этого не выбирали, мы нахватались какой-то информации из книг и от наших учителей, от людей, с которыми мы общаемся, и мы должны относиться к самим себе и к своим убеждениям с некоторой самоиронией. Мы должны отличаться от тех, кто считает, что у них есть истина, потому что они родились в исламской семье, или в православной, или в атеистической — все равно. Мы ироники, мы либеральные ироники».

Рорти говорит, что нам противостоят люди, которые всерьез верят, что они олицетворяют собой истину и являются ее носителями. Он называет их метафизиками. И здесь, как ни странно, из этой либеральной логики у Рорти вдруг возникает идея солидарности, потому что если я понимаю, что мои убеждения случайны и ваши убеждения случайны, то очевидно, что я готов испытывать к вам некую эмпатию, потому что я понимаю, что мы, люди, — это в целом те, кто чего-то недопонял, это такие существа, которые пытаются как-то разобраться в мире, но у них не очень хорошо получается, и у меня не очень хорошо получается, и у вас не очень хорошо получается, и нам вместе лучше дружить, а вовсе не выяснять при помощи каких-то кровавых войн, как это было в XVI веке в Европе, кто из нас по-настоящему прав.

Ясно, что в современном мире либерализм сталкивается с несколькими серьезными вызовами. Первый из этих вызовов — это само существование современного государства, которое даже под видом использования безопасности постоянно расширяет свои полномочия и постоянно не совпадает с этим либеральным утопическим представлением о том, как это должно выглядеть. Здесь в либерализме есть интересные современные книги в этой традиции. Скажем, индусский автор Чандран Кукатас написал замечательную книгу «Либеральный архипелаг», которая предполагает, что вообще наша центрация на проблеме национальных государств и национальных сообществ избыточна. Он предполагает, что на самом деле, как мы можем свободно входить и выходить из прочих ассоциаций, точно так же мы можем себе выбирать, к какому национальному сообществу нам следует принадлежать, и если национальное сообщество нас не удовлетворяет, то мы можем воссоздать его заново на тех условиях, которые мы сами считаем нужными. То есть речь идет не о бесконечном спасении какого-то сообщества, которое существует исторически, а о том, что мы можем, как либералы, свободно распоряжаться и пересобирать эти сообщества заново.

И еще один момент, который нужно отметить, — это то, что, конечно, особенно в современной Америке либералы постоянно, во-первых, отождествляются с либерал-социалистами, с социал-демократами, с гораздо более левыми, чем изначально классические либералы, и для них главная проблема — здесь можно упомянуть книгу Ролза «Теория справедливости» — это проблема социальной справедливости и роли государства в обеспечении этой социальной справедливости. На стыке этих двух понятий — свобода, ничем не ограниченная, человеческая, как хозяина самого себя, и социальная справедливость — ведутся сегодня основные теоретические споры вокруг либерализма.

© ПостНаука, 27 июля 2015

Tags: 18-19-ее века, бедные и богатые, видео, государство, двойные стандарты, демократия, диктатура и тоталитаризм, дискуссии, европа, запад, идеология и власть, интервью и репортаж, история, капитализм и либерализм, либероиды и креаклы, мнения и аналитика, мудрость и философия, народ и элиты, наука, нравы и мораль, общество и население, политика и политики, расизм и классы, свобода, слова и термины, смертная казнь, современность, справедливость, средневековье, сша, ученые, человек
Subscribe

Posts from This Journal “мудрость и философия” Tag

  • Я щетаю... # Стешкино раздвоение...

    Также я щетаю, что... и другие мои мнения * Я щетаю, что интересно бы было спросить у кремлёвско-царьградско-олигархической то ли…

  • Я щетаю... # Ара Ной Потапыч

    Также я щетаю, что... и другие мои мнения * Я щетаю, что после того, как армяне пригрозили затопить Азербайджан, наметив им плотину,…

  • Я щетаю... # На том полюсе...

    Также я щетаю, что... и другие мои мнения * Я щетаю, что изначально было ясно, что запрет на вывоз кругляка из России повлияет на наши…

promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments