mamlas (mamlas) wrote,
mamlas
mamlas

Categories:

Идеофобия vs Национальная идеология, или При внутреннем глобализме внешний суверенитет невозможен...

Ещё идеология и нацидеи РФ здесь, здесь и здесь

Реабилитация идеологии
Политическая культура и идеология / Общество и мнения / февраль, 2020

В 2019-м году мы вступили в исторический этап, который можно определить двумя словами: реабилитация идеологии. Мысль о необходимости открытого обсуждения российской идеологии отчетливо прозвучала в президентском обращении к Федеральному Собранию в январе 2020 года. ©



___

Табу на обсуждение государственной идеологии снято. Это значит, что элиты созрели для прямого разговора с народом в режиме прямого высказывания.

В России сегодня существуют два типа идеологии, которые слишком слабо согласованы друг с другом. Первая используется во внешней политике, она объясняет историческую роль России, ее подход к политическим институтам с позиций ценностей многополярного мира и культурно-исторического равноправия. Вторая идеология используется во внутренней политике и продолжает, как в 1990-е, исходить из ценностей, утвержденных в узких рамках секуляризованного англо-американского протестантизма, но объявленных «глобальными» и «общечеловеческими».

С февраля-марта 2014-го, после возвращения Крыма, в России доминировала внешнеполитическая идеология, чья важнейшая предпосылка определяется ключевым понятием — возвращение суверенитета. Действие этой идеологии тормозит и сдерживает 15-я статья Конституции, которую президент фактически предложил нейтрализовать иными новеллами, чётко расставив приоритеты: национальное право выше международного.

Суверенитет является основой любой национальной идеологии. Суверенитет — это не одна лишь политика, будь то, к примеру, неприемлемость двойного гражданства у чиновников или необходимость блюсти свои интересы в Средиземноморье. Российский суверенитет, как и культура, связан с сохранением традиции, национальной повесткой, изживанием русофобии. Он выражается в конкретных успехах страны и народа, таких как возвращение Крыма, развитие стратегически важных газотранспортных коридоров, продвижение своих интересов в отдаленных регионах планеты, постепенное преодоление церковного раскола и проч. Но о суверенитете недостаточно просто заявить, его надо уметь защищать — вот почему в период президентства Владимира Путина Россия заметно повысила свою обороноспособность. В то же время для полноценного использования оборонных рычагов необходима свобода принятия решений — отсюда и тема двойного гражданства политической элиты.

Теперь, когда внешнеполитический курс оформился и задан на десятилетия вперед, можно полноценно обсуждать внутренние идеологические вопросы. Без этого обсуждения страна не сможет развиваться, да и по-настоящему серьезный рывок во внешней политике, откровенно говоря, тоже невозможен.

Разговор на тему идеологии начинается с определения системы координат: чтобы понять, какая идеология для нас оптимальна, надо ясно понимать, какая идеология в данный момент фактически имеет у нас место. На этот вопрос нынешняя Конституция дает противоречивый ответ. В статье 13-ой заявлено о невозможности в РФ общеобязательной идеологии, а в статье 2-ой, тем не менее, излагается фундаментальный принцип либеральной идеологии. Доминирующая сегодня в России либерал-монетаристкая идеология является идеологией транснационального топ-менеджмента, а не наций и народов. К русскому культурно-историческому типу и русской традиционной этике она не имеет никакого отношения.

В целях нормального общественного развития дисбаланс двух идеологий, внешней и внутренней, вне всякого сомнения, должен быть преодолен. Одним из условий серьезного разговора о национальной идеологии, конечно, должен быть отказ от либеральных языковых клише.

Если общество не имеет идеологического мышления, оно оказывается в длительном кризисе, как это случилось у нас в стране в 1990-2000-2010-е годы, и рискует оказаться на обочине истории, но Владимир Путин вселил надежду, что ситуацию можно изменить.

Нет никаких реальных оснований для идеофобии — боязни идеологичности как таковой, недоверие к ней. По вине идеофобии рамки понятия «идеология» сегодня критически заужены. В течение последних лет полностью закрыты все научные диссертационные советы по специальности 23.00.03 «Политическая культура и идеологии». Развитие этой научной дисциплины в России искусственно остановлено. В Европе, замечу, диссертации по этому направлению активно защищаются.

Советская эпоха сформировала искаженное представление об идеологии, и этим не преминули воспользоваться уже те, кто пришел на смену советским идеологам. Более 30 лет нас учили видеть в идеологии некую «теорию всего», научно-философскую доктрину, претендующую на объяснение мира и человека. Мы были похожи на ребенка, которому показали черного лебедя или бесхвостую обезьяну и заставили поверить, что все лебеди черные, а все обезьяны — бесхвосты. Но идеология не родилась и не закончилась вместе с научным коммунизмом, ее исторические формы гораздо шире. Также как тоталитаризм отнюдь не исчерпывается фашизмом и большевизмом.

Доктринерские идеологические суррогаты вроде исторического материализма, претендующие на безошибочность, полноту и универсальность, то есть, «общечеловеческие» концепции, — это сорняки в саду идеологической мысли. Таков сегодня и либерализм, чей образ мира и человека связан с имманентизмом (объяснением вещей «из них самих»), с мифом избранности и превосходства (кальвинизм), мифами о пользе естественного отбора в человеческом обществе (мальтузианство, социал-дарвинизм), о тайном знании экспертов-технократов (гностицизм). О радикализации либерализма говорит возникновение новых ходовых понятий и терминов, таких как «новая нормальность», «альтернативные факты», «глубинное государство», «постматериальные ценности» (не материальные и не духовные одноверенно).

В рамках либерализма право на конструирование будущего дается только тем, кто разделяет «постматериальные ценности» — то есть, «креативным» личностям. В этой парадигме вы будете объявлены неспособным к строительству будущего, если не занимаетесь деконструкцией традиционных (в их трактовке — «тоталитарных») принципов и институтов. Все это, включая властные и дискриминирующие установки, определяет как доктринерский, так и тоталитарный характер либерализма. Но либерализм давно устарел, как некоторое время назад, в другом выступлении заявил наш президент.

Подлинная, живая идеология формируется в поле национального дискурса и всегда учитывает реальный опыт народа. В ней отражены культурный образ героя и образ врага, образ истории и мировой культуры, образ человечества и его проблем, наконец, свой собственный словарь.

Принципы и концепты новой идеологии неизбежно будут производными от традиционного российского дискурса, который в связи с советским периодом и постсоветской смутой, все еще не завершил свое формирование. Но в любом случае его составными частями станут этатизм, справедливость и солидарность, духовный демократизм, иконичность сознания (высшее отражается в низшем, образ «неба» воспроизводится на земле).

Важная часть идеологии — обозначение духовно-исторической миссии народа. Например, миссия русских в ХХ веке — освободить мир от нацизма, тогда как у других народов были другие миссии. Такая миссия означает решение ряда исторических задач. «Дорожной картой» движения в этом направлении является идеология как целое. Разумеется, на разных этапах пути нужны разные карты, в том числе уточненные.

Идеология объясняет связи между прошлым и будущим в истории народа, дает ответ на вопрос: «Кто мы, что делаем в мире и куда идем?». Исторический контекст может меняться вслед за историческими обстоятельствами, но всегда сохраняет связь с культурно-историческим опытом, традицией.

Разрывы традиции из-за революций, оккупаций, колонизаций, войн, геноцида — отбрасывают идеологическое сознание народа назад, создают идеологический вакуум, который долго не зарастает, порождая примитивные и доктринерские продукты идеологической мысли. Идеология вырабатывает не объяснительные схемы, а оптимальные решения. Поэтому в стабильные времена спектр колебаний идеологии шире, в кризисные — уже, так как серьезные вызовы сужают пространство выбора: берется самое надежное и проверенное.

Александр Щипков, советник Председателя Государственной Думы ФС РФ
«Парламентская газета», 5 февраля 2020

Tags: 00-е, 90-е, внешняя политика и мид, возрождение, государство, двойные стандарты, единство и община, законы и конституция, западники и славянофилы, идентификация, идеология и власть, история, капитализм и либерализм, кризис, критика, культура, менталитет, мировая политика, мировое правительство и глобализм, мнения и аналитика, мудрость и философия, народ и элиты, наследие, национализм, национальная идея, независимость и суверенитет, нравы и мораль, общество и население, память, подмена понятий, политика и политики, правители, противостояние, путин, пятая колонна, ревизионизм, репрессии и цензура, родина и патриотизм, россия, русские и славяне, русский мир, слова и термины, современность, традиции, эксперты, юриспруденция
Subscribe

Posts from This Journal “национализм” Tag

promo mamlas march 15, 2022 15:56 263
Buy for 20 tokens
Всем глубокого почтения! Читатели моего журнала и случайные путники также приглашаются в говорящие за себя сообщества « Мы yarodom родом» и « Это eto_fake фейк?» подельники приветствуются Large Visitor Globe…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment